Продолжаю отчет о волшебном пятачке Москвы, который при минимальной площади содержит бОльшую часть характерных особенностей Москвы во многих ее аспектах (и в первую очередь архитектуры).
В
предыдущей части я было обрушился на архитектора, который сотворил вот такую пристройку к сталинке Минэкономразвития:
Но если посмотреть повнимательнее вот с этого ракурса, видно что архитектор не только повторил ломаный карниз сталинки, но и процитировал стоящий чуть в глубине конструктивистский дом (Овчинниковский 12). Мало того, что он так же срезал угол, так еще и сделал вертикальные ряды зауженных окон. Молодец! Уловил фирменную фишку конструктивизма. Получается что он как бы сделал переходный вариант между сталинкой и домом в глубине. Обожаю встречать такие закономерности!
Вот он, конструктивизм 1930-го года, подойдем поближе:
Конструктивизм это мощный, яркий стиль, возникший в конце 20-х годов в нэповском СССР и в дальнейшем покоривший весь мир.
Всего несколько лет он был разрешен в СССР, пока кавказскому гению архитектуры не взбрендилось, что это якобы не пролетарская архитектура (блин, а какая тогда пролетарская??? высотки в стиле Эмпайр-стейт-билдинг? псевдобарочные "дворцы"?).
Как бы то ни было, в Москве успели настроить очень много зданий в стиле конструктивизма - и это однозначно важная фишка Москвы.
Из-за нее Москва является меккой иностранных любителей архитектуры и специалистов, которые приезжают увидеть своими глазами дом Мельникова или дом Наркомфина какой-нибудь. Но то конечно шедевры, а тут просто жилой дом (сейчас там бизнес-центр)
Сейчас покрашен он конечно не конструктивистски - стиль не предполагает разноцветности и вообще какого-либо декора в любой форме.
Декором служат сами формы здания, его конструктивные элементы, включая окна. Вот такие разнокалиберные окна и есть самый типичный признак московского конструктивизма:
Когда же запретят эти дурацкие кондиционеры???
Этот же дом со двора
Еще для данного стиля характерно использование простых геометрических форм - цилиндров, многогранников, плоскостей сочленяющихся под разными углами.
И вот как раз из таких форм и состоит соседний торговый центр "Аркадия". Он на самом деле огромный, но сделан так хитро ступеньками и так искусно обтекает и прячется в окружающих зданиях, что кажется маленьким
\
Типичной Москвы не может быть без торгового центра! Они понастроены на каждом пятачке, и этот не исключение.
Причем его архитектор явно вдохновлялся конструктивистским стилем!
Также надо заметить, что конкретно этот ТЦ не совсем типичный для Москвы: обычно все они с атриумом и имплювиумом - то есть с большим залом со стеклянным потолком и бассейнчиком с фонтаном под ним. Эта штука пошла еще с Древнего Рима и почему-то перекочевала в московские ТЦ чуть ли не в обязательном порядке. Но вот в "Аркадии" их нет. Еще там довольно низкие потолки, но в целом довольно уютно:
Это какой-то американский ресторан, там какие-то сплошные гамбургеры с жареной картошкой. Буэээ.
Хотел домашней кухни, но облом. Не советую питаться вот в этом заведении
Помойщики какие-то. Взял салат с огурцами и рыбу - огурцы оказались несъедобные перезревшие, рыба пересолена и в плохом масле жарена.
Вот это все стоило 245 рублей. За эти деньги могли бы нормально приготовить, из нормальных продуктов. Впрочем, в Москве таких говноделов каждый второй.
А вот это годное место, турецкий ресторанчик "Шыкыдым":
Я там взял курицу в овощах и был ею очень доволен.
Но вернусь к архитектуре. Вообще по кругу обойти этот ТЦ очень, очень интересно. Его пришлось встраивать в историческую застройку и хорош видно как архитектор пытался всякими способами ее обыграть.
С заднего двора этот ТЦ крайне живописно утыкается в полуразрушеные остатки пром. здания 19-ого века:
Вот это каково?? На первый взгляд кажется что они подстроились под эти развалины и вот этот выступ специально выдается, используя свободное пространство. Потом становится понятно, что тут просто раздолбали часть старой стены.
Зачем вообще сохранили эти стены мне непонятно:
Как будто специально хотели создать живописно-контрастный уголок в московском стиле.
Я даже подозреваю, что красная облицовочная плитка ТЦ была навеяна архитектору именно этими красно-кирпичными развалинами.
Обходим ТЦ дальше.
Обращает на себя внимание его неожиданный для псевдоконструктивизма декор в виде панелей с растительной резьбой:
И это тоже не случайно! Это явная игра архитектора ТЦ с шикарным особнячком начала 20-го века в стиле "модерн"
Обожаю этот стиль! Настоящая музыка в камне.
Тут можно видеть почти все, что ему положено - ассиметрия, разноцветная глянцевая плитка, изогнутые переплеты рам в окнах, вычурные решетки, растительные орнаменты. Я могу вокруг такого часами крутиться. И мечтать попасть внутрь.
Это вензель владелицы из ее инициалов - Л.И. Гельтищевой:
Хотя строго говоря, это перестроенное здание начала 19-го века. То есть в основе его не модерн, а классицизм.
Похоже что этот вход с колоннами как раз отсылка к предыдущему варианту - в настоящем модерне колонн быть не может.
Со двора это здание так же прекрасно
И сверху тоже
Этот вид опять же типично московски фееричен. Где еще такое можно снять?
Тут сразу и модерн 1904 года, сзади слева "хрущевка", за ней сталинка виднеется и серая горбачевка, по центру - конструктивизм, справа лужковский псевдоконструктивизм. И все это в кучу! Под разными углами, всех высот, цветов и размеров. И все они друг на друга ссылаются, передразнивают, толкаются, пристраиваются, обтекают, подавляют и поддерживают. Хаос и гармония в одном месте.
Так и люди в Москве живут. Вот как тут не провести параллели?
Кстати, о людях. Прямо перед ТЦ есть небольшой симпатичный скверик, там летом постоянно тусит молодежь и судя по запрещающей табличке - бухает
Сейчас зима, все под снегом. Но я помню там летом очень здорово как-то все сделано. Какой-то сад камней что-ли, подсветка, газончики.
Вот тут все время сидят, отдыхают:
И я пожалуй отдохну
Продожение следует