Пост №15. Университет Гумбольдта как идеологический фундамент фашизма.

Dec 23, 2010 22:46



«Этот пост очень много для меня значит» (с)

Давно собирался предметно поговорить о фашизме. О фашизме как таковом. Тем более, увы, поводов нынешняя действительность предоставляет более чем достаточно.

Свои мысли я подробно изложил в двух статьях, вторая из которых - органическое продолжение первой.

1.  Пять государств внутри России.
2. Гумбольдтианская модель университетского образования как идеологический фундамент немецкого фашизма: параллели с Россией-2010.

Краткий обзор основного содержания статей.

1. Фашизм как исторический феномен анализируется, главным образом, с социально-психологической точки зрения - как определенный стиль мышления и действования, как образ жизни и отношения к окружающей действительности, как «состояние души». В этом ключе вскрываются глубинные основания фашистской идеологии. Демонстрируется, что «духовная ситуация времени» в России-2010 позволяет всерьез говорить об опасности фашистской реакции именно с этой точки зрения. Большое внимание уделяется разговору о «потерянном поколении Пепси». Описывается феномен социальной и идеологической раздробленности современного российского общества.

2. Разбирается соответствующая концепция знаменитого итальянского режиссера Федерико Феллини. «Меня в данном случае больше интересует, что значит быть фашистами в психологическом, эмоциональном плане, это своего рода торможение, задержка на фазе отрочества… Мне казалось, я сумел разглядеть извечные предпосылки к фашизму именно в провинциализме, в неумении людей понять свои конкретные, реальные проблемы, в нежелании углублять - из-за лени, предрассудков, самомнения и соображений личного удобства - свои связи и отношения с жизнью. Невозможно сражаться с фашизмом, не отождествляя его с тем, что есть глупого, подлого, трусливого в нас самих. Мы всегда уклоняемся от самокритики, от объективности в оценках, неизменно отводим глаза в сторону, не желая более сознательно подходить к действительности, вникать в нее, и еще даже гордимся такой позицией. И сами не замечаем, как все это оборачивается для нас биологической покорностью силе власти, догме, установленным свыше ценностям…» (выделение везде моё).

3. Основное содержание этого цикла из двух статей - детальный разбор статьи немецкого аналитика Г. Шнедельбаха «Университет Гумбольдта», которая посвящена вопросу «вины немецких университетов» в трагедии 1933 - 1945 гг. «Отсутствие сколько-нибудь значительного сопротивления, которое позволило одержать верх нацистскому государству, дает основание говорить о “несостоятельности” и “вине” немецкого университета».

4. Излагаются основные положения образовательной модели по Гумбольдту - единство исследования и преподавания, академические свободы, автономия учебных заведений от государства и его социальных заказов, «объединение задач образования с заботами науки, не связанной какими-либо определенными целями».

5. Показывается, как попытка проведения в жизнь идеалов «университета Гумбольдта» приводит к кризису в системе образования, возникновению дефицита исследований и т.д.

6. «[Среди причин пассивности самих немцев при установлении в Германии фашистского режима стоит назвать] исключение всех элементов образования из науки… политическое безразличие становится само собой разумеющимся образцом поведения образованного человека…за гражданами оставалась лишь сфера неполитического, сводящегося к культу «внутреннего» свободного пространства образования. Поэтому становится понятно, каким образом смысловой и ориентационный вакуум, который оставляла после себя наука в научно ориентированной культуре, столь легко мог быть заполнен слабо прикрытой силовой идеологией…Когда политика и образование, «сила и дух» отделены друг от друга, а само образование достаточно деполитизировано, неудивительно, что получившие образование сами начинают искать вождя и эстетически очарованы властью… Духовные, образованные в высоком мировоззренческом и философском смысле люди с характером… были очень редки… Религия не имела никакого воздействия… на ее место ни пришло никакой новой, ведомой университетами мировоззренческой духовности, то можно, пожалуй, понять тот вакуум, который заполнил национал-социализм… Нация не была объединена ни традицией…ни живой духовной связью с университетами…она спокойно наблюдала зрелище своего уничтожения, едва ли понимая, что происходит…Немецкие университеты достигли необычайно много в образовании специалистов, но они были несостоятельны в своей задаче духовного образования нации… Исследования в университете в силу нарастающей специализации и профессионализации систематически разрушали образование как своевременность духа, умение разбираться во власти, которая определяет настоящее время…Наука и ее институты, не вошедшие в плоть культуры, имеют тенденцию предоставить находящуюся вне ее культуру самой себе, и это относится, прежде всего, к политической культуре в том случае, если политическое безразличие считается необходимой ценой за свободу науки» (выделение везде моё).

7. Цитируется также рецензия кинокритика В. Неделина на фильм С. Крамера «Нюрнбергский процесс». Фильм «свидетельствует, как опасны всяческие заблуждения и любые иллюзии насчет сущности фашизма, как страшны последствия сделок с ним, куда приводит нейтрализм и как беспочвенны надежды оставаться непричастными  к преступлению фашистов у тех, кто, не приемля фашизма, хочет вместе с тем остаться в стороне от борьбы с ним. Фашизм - это не только насилие, кровь, надругательство над человечностью, попирание всех человеческих прав, но и «великая ложь», отравляющая сознание людей, парализующая в людях чувство личной ответственности, способность мыслить самостоятельно, извращающая их понятия и о себе и об окружающем их мире… [Охватывает] чувство глубокой горечи от слабости, малодушия, от игры в прятки с самим собой людей честных, справедливых, гуманных, но не нашедших в себе сил бороться с фашизмом, не искавших или не нашедших путей к этой борьбе или оставшихся равнодушными, упорно закрывающих глаза на происходящее у самых дверей их домов… Ни к Сопротивлению, ни к борьбе за немецкую культуру…салонно-эстетская оппозиция, по существу, не имела ни малейшего отношения» (выделение везде моё).

8. Предпринимается попытка сравнить основные положения образовательной модели «Университет Гумбольдта» с содержанием предлагаемых так называемыми «либералами» реформ современного российского образования. Показывается опасность (опасность создания социальной базы для фашизма), грозящая нашему обществу, если эти реформы будут претворены в жизнь.

либеральный фашизм, коррупция, психология, философия, фашизм

Previous post Next post
Up