МЦК, оно же бывшая МКЖД: взгляд профессионального неофита

Oct 30, 2016 20:18

Здравствуйте, дорогие друзья! Поздравляю вас всех с очередным размораживанием (Луи де Фюнес, ау!) этой "уютной ЖЖ-шечки". Как говорится, обещанного три года ждут. Тут, правда, получилось чуть больше, но я надеюсь, вы меня простите, верно? Все-таки я опять с вами, а это важнее всего. Если по вступлению вопросов нет, поехали! В прямом и переносном смысле.

Как прекрасно знают мои близкие знакомые, одним из моих страстных увлечений (с раннего детства, кстати) является внутригородской электрический рельсовый транспорт (кроме трамваев, хотя сами по себе трамваи очень люблю, привет славному городу Сталинграду с его замечательным скоростным трамваем). Это, по существу, не удивительно, ведь мой светлой памяти папа по профессии был не кем иным, а специалистом (инженером) по эксплуатации железных дорог. Но успел поработать и "в поле" - заместителем начальника станции на Севере. Ну и идя по его стопам, я тоже увлекся железными дорогами и особенно метро. Впрочем, "сейчас не об этом" (с). Сегодня мы поговорим с Вами о замечательном строительном проекте города Москвы - так называемом Московском Центральном Кольце (МЦК). Это бывшая Московская (малая) Кольцевая Железная Дорога (МКЖД), построенная в 1903-1908 гг., и ныне почти целиком и полностью заточенная под пассажирские перевозки (в 1908-1934 гг. пассажирское сообщение действовало, но с перерывами и ограничениями). Мы ждали этого перепрофилирования уже много десятилетий , и вот, наконец, свершилось. Папа (и не только он один), кстати, не верил, что это случится в разумном будущем, но в кои то веки у нас построили что-то действительно для людей и быстро. Значит, можем, когда захотим (точнее, когда клюнет одна домашняя птица мужеского полу). И чтобы сразу прояснить ситуацию для немосквичей, скажу, что МЦК очень тесно аффилировано с Московским метрополитеном: фактически считается одной из его линий, действуют бесплатные пересадки туда-обратно (в течение полутора часов) и т.д. Подробности - в Википедии по ссылке выше.

Так уж вышло, что я не смог осмотреть МЦК сразу после его открытия 10 сентября. Сделал это только сегодня, 30 октября, в первый по-настоящему снежный день сезона 2016/2017. Сел на станции "Владыкино", поехал против часовой стрелки (бегун - не профессия, а образ мышления). Вся поездка заняла ровно 85 минут. Протяженность Кольца - 54 км. Средняя скорость, таким образом - 38 км/ч, вполне соизмеримо с метрошным сороковником, особенно учитывая нижесказанное про непредвиденные стоянки. Предлагаю вам свои первые впечатления, на которые, безусловно, наложила свой отпечаток моя собственная профессиональная квалификация логика-методолога. Картинок не будет, искренне сожалею. В Интернете (в частности, здесь, в ЖЖ, в журнале ru_metro) уже много чего было написано по горячим следам. А я предлагаю вам сегодня следы охлажденные, заснеженные, хорошо пропечатанные.

Итак, с чего же мы начнем? А начнем мы с позитива, разумеется. С плюсов, радующих обстоятельств, так сказать. Как всегда, по пунктам.

1. Действительно, сразу же обращает на себя внимание потрясающий комфорт в поездах ("Ласточках"). Конечно, сегодня воскресенье, людей в середине дня мало, но все же... Все чисто, мягкие кресла, удобные  и информативные информационные табло (и это не тавтология, запросто могло бы быть иначе, впрочем, об этом чуть ниже), да еще бесплатный спецвыпуск газеты "Мое метро" впридачу. Но мне читать было некогда, я набирался впечатлений. Принес домой, дома посмотрим. Газету принес. И впечатления тоже.

2. Мягкий, почти бесшумный ход поезда. На фоне метро, да и пригородных электричек смотрится более чем выигрышно.

3. Великолепные транспортные развязки и путепроводы. Чего не сделаешь, когда миллиарды под руками?

4. Если бы я был поклонником московского "Спартака", то непременно бы отметил изящное, в общем, оформление инфраструктуры в красно-белые РЖД-шные цвета. Но и цвет у меня любимый зеленый, и болею я уже 32-й (прописью - тридцать второй) год за киевское "Динамо". Но тем не менее считаю достойным занесение этого факта в раздел "Плюсы". "Нет, мне это совсем не нравится, но это будет жить" (с).

5. Достаточное количество платформ "островного" типа (таких, у которых одна платформа, на которую прибывают оба поезда, следующих в противоположных направлениях). В московском метро почти все платформы такие (подавляющая часть "береговых", с двумя платформами, находится на одной - Филевской -  линии). Удобно это тем, что всегда можно быстро и бесплатно перейти на другую сторону и поехать назад (например, если пропустил свою остановку).

6. Закончим на романтической ноте. И число 6, как известно, совершенное. Просто прелестен (если не сказать больше) "внешний" (северный, "наружный") выход со станции "Белокаменная". Он находится прямо на опушке леса, он же национальный парк "Лосиный остров" в полной изоляции от признаков цивилизации (если не считать таковыми парочку заброшенных по виду каменных сараев). И все-таки не могу не вставить картинку, правда, не с самого лучшего ракурса, но делал фото не я. Я сделаю это позднее и нагляднее :)))



Отсюда

Но как учил нас великий гуру Просвещения Георг Вильгельм и т.д. Гегель, везде в мире существует диалектика. И раз есть плюсы, наверняка, где-то рядом прячутся и минусы. С сожалением и внутренними рыданиями души приступаю к их систематической дедукции. В целом - в порядке убывания интенсивности отрицательных впечатлений. Многие из этих самых минусов объясняются, наверное, моей чрезмерной привычкой к метро с его обычаями и особенностями. Наземная электричка - все же нечто иное. Конечно, я это понимаю умом, а вот сердце отказывается принять :(

1. Безумно раздражают (прямо-таки бесят, хотя человек я очень терпеливый) паузы между закрытием дверей и отправлением поезда со станции. Этот интервал доходил сегодня до минуты и более!!! То есть больше чем на порядок превышая аналогичную ситуацию в метро. Вот сижу и думаю: а может быть, погода виновата? Но это вряд ли - в обычных пригородных электричках такого же нет?! Очень много времени теряется на эти паузы.

2. Совершенно кошмарная (для неофита) ситуация, когда двери (как снаружи на вход, так и изнутри вагона на выход) надо открывать ВРУЧНУЮ нажатием на специальную кнопку. Всю поездку про это помнил, а когда настало время выходить, сработала привычка, и я ждал, когда же машинист, наконец, откроет двери, за что был удостоен справедливого, наверное, замечания от стоявшего позади меня пассажира. Но почему же нельзя было сделать, как в обычном метро? Ведь закрываются-то двери автоматически, неужели они не умеют так же автоматически и открываться? Кто ездит на МЦК регулярно, тот привык, конечно, а как жить приезжим из оснащенных меьро городов или тем из москвичей, кто пользуется преимущественно метро? Психику же не обманешь?!

3. Непомерно много "речи за кадром". Начиная с того, что все объявления дублируются на аглицкой мове (простите за личное, но я на дух ее не переношу) и заканчивая тем, что сообщения типа "Станция такая-то, переходы такие-то" звучат ДВАЖДЫ - на подъезде к станции и на самой станции (второе-то - как в метро). Беда еще и в том, что эти сообщения на станции в своей аглицкой части продолжают звучать и тогда, когда двери уже закрылись. Может, поэтому поезд продолжает стоять? Чтобы те, кто не успел, еще успел нажать на кнопочку (см. п.2)?

4. Мне показалось, что поезд заметно подтормаживал на перегонах в северной, северо-западной и западной частях маршрута. Сначала я думал, что это объясняется не слишком большим размером перегонов или погодой, но когда мы оказались в южной и восточных сегментах кольца, скорость резко возросла и достигла (на пике) аж 105 километров в час. Нет, я не замерял ее с помощью столбов и наручных часов, просто на табло в вагоне это тоже указывается. Правда, с запозданием в несколько секунд (скажем, тормозящий поезд идет уже где-то 10-15 км/ч, а на табло значится 40). Но все равно интересно. Так что и здесь минус связан с плюсом.

5. В контексте идеологического слияния МЦК  и метро, безусловно (а для логика тем более), режет слух отсутствие единнобразия объявлений в части информирования о переходах, действующих на станциях. В метро эти самые переходы называются ТОЛЬКО по прибытии на станцию, а в МЦК - и на предыдущей станции при сообщении "Следуюшщая станция такая-то". Полагаю, здесь МЦК "впереди планеты всей" и стоило бы в метро сделать так же. Так что, как выяснилось, это скорее плюс, чем минус. Магия числа 6 рушится на глазах :).

6. На станции "Шелепиха" за два месяца так и не успели поменять надпись на указателе направления следования поезда. Написано "К станции "Сити"", хотя эта станция называется "Деловой центр". Нет, я понимаю, конечно, что указ об изменении проектных названий 15 остановочных пунктов (то есть ПОЛОВИНЫ от общего количества, всего станций на МЦК 31, сейчас пока работают 28) вышел только 10 августа, когда уже все почти на МЦК было готово к запуску, но... Как это по-нашему - "Нет, милый, я с гораздо большим удовольствием съела бы апельсин" (с). И потом, это, пожалуй, единственный случай из 15, когда предпереименование вызывает отрицательные эмоции. Ну куда нам столько "Деловых центров"? В метро есть уже один (на Солнцевском радиусе), в начале следующего года будет два (добавится станция будущего Большого Кольца, он же Третий Пересадочный контур, не путать с МЦК) - и ни один из них не будет иметь пересадки на станцию "Деловой центр" МЦК. Западная формальная аристотелевская логика тихо в углу пытается залить слезами полупотушенную сигарету...

7. Отсутствие возможности бесплатно перебраться на другую сторону на остановочных пунктах с береговым типом платформ (см. выше).

Ну и на закуску без номера. О полной девальвации понятия "переход" уже было писано-переписано в Сети, я повторяться не буду, уж извините (вот здесь в комментариях потрясающая дискуссия на эту тему). Простите мне мой одесский, но в самом деле, что это за "переход", когда надо по 5, а то и 10-12 минут топать ПО УЛИЦЕ по дождю, холоду и снегу (разве что ни медведи, ни волки не встречаются) до анонсированной платформы пригородной железной дороги или станции метро? Нет, я отлично понимаю, что физически нельзя перенести коридор МЦК 1908 г. или вход на станцию метро (некоторые станции железной дороги все-таки собираются переносить ближе к МЦК, об этом все время говорит Собянин), но зачем выдавать желаемое за действительное? При том, что на МЦК есть настоящие "метрополитеновские" переходы - крытые, теплые, удобные, быстрые (то же "Владыкино" или "Площадь Гагарина", где, наконец, заработали заделы под переход, построенные еще при развитом социализме вместе с самой станцией "Ленинский проспект"). Это называется у нас в Москве "переход "сухие ноги"". Замечательное выражение, я прав?

Ну вот, кажется, и все. В итоге плюсов (после перерасчета, о котором мы говорили выше) оказалось даже больше. А вообще МЦК - это колоссальный плюс как таковой. А не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Многие из "минусов" вполне исправимы, и я не сомневаюсь, что это рано или поздно будет сделано.

Другой вариант подборки "минусов" (от 9 октября) от гуру жанра Василия Александрова вот здесь.
Гораздо более педантично, надо сказать, но кое-где не совсем развернуто, на мой чересчур придирчивый взгляд. Интересно, что кое-что мы отметили оба. Найдете совпадения?

Советую также почитать " Первые впечатления о МКЖД" (пост от 19 сентября).

"Летайте поездами МЦК", по-другому и не скажешь на посошок.

Всегда Ваш
Горыныч нуль нуль седьмой.

ляпы, метро, МКЖД, методология, МЦК, абсурд

Previous post
Up