Люди, которые совращают Диссерберг.

Mar 22, 2013 08:38

Пост посвящается уважаемому Ивану Ивановичу Курилле, который, во-первых, раскурил пламя диссергейта до макромасштабов, и у которого, во-вторых, сегодня День Рождения! Каюсь, но только что сообразил, почему он именно alliruk, а не кто-нибудь другой. Впрочем, это неудивительно для человека, специализирующегося на сочинении сатанинских палиндромов. Сапожник без сапог - сюжет известный, увы. Впрочем, лучше поздно, чем никогда (понять что-то важное и интересное). Но я отвлекся, простите.

* * *
Эврика! Перечитав на днях для поднятия жизненного тонуса замечательную статью «Один день с охотниками на липовые диссертации» (мелкие помарки не в счет - журналист просто оказался человеком, далеким от реалий научной жизни), я, наконец, понял, с чем именно ассоциируется у меня содержание поста Ивана Куриллы « Что может ученый против жуликов и воров?» (а то меня все терзали смутные воспоминания, догадки и т.д. на этот счет).

Пост этот был кратким и лаконичным. Собственно, сейчас я его полностью и процитирую: ""Ведомости" напечатали интервью doct_z. Ученый, работает в Европе по гранту. Очень знакомая история. Среди блогеров, занявшихся в последнее время разоблачениями "власть имущих", таких много. А все отчего? Не прислушивался режим к ученым, не считал их умения и навыки нужными для обслуживания трубы российской экономики и безопасности, давил науку и образование - вот и получил большое количество людей, умеющих и любящих работать с информацией, имеющих аналитический склад ума, которые теперь повернули эти умения против жуликов и воров" (с)

Батюшки светы! Дык это же Марк наш, дай Бог ему здоровья там, где он сейчас находится, Твен, он же Сэмюэл Клеменс. Ну конечно - «Человек, который совратил Гедлиберг»!  Советую всем срочно перечитать (или прочитать, кто пока прошел мимо этого величайшего произведения литературно-профетического искусства)! Можно, конечно, еще Гаммельнского крысолова вспомнить до кучи, но, боюсь, в таком случае этих самых «жуликов и воров» можно будет уже сразу, как апельсины, бочками грузить.

* * *
Ну, и чтобы два раза не вставать, приведу здесь же весьма примечательную, на мой взгляд, подборку афоризмов на темы диалектики любви и ненависти. Обратите внимание - в авторах умнейшие и авторитетнейшие люди, в том числе и великие гуманисты и учителя человечества (даже и без неоднозначного Макиавелли). Речь не идет о пропаганде ненависти (розжиге, поджиге, подтолке и т.д.), упаси Боже, речь идет о насущной необходимости ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО мышления, в том числе, и в этических вопросах.
  1. То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Н. Некрасов).
  2. Иногда хорошо любить - значит хорошо ненавидеть, а праведно ненавидеть - значит любить (Эразм Роттердамский).
  3. Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными (Макиавелли).
  4. Человеку, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто не добродетелен (Макиавелли).
  5. Кто проявляет жалость к врагу, безжалостен к самому себе (Фр. Бэкон).
  6. Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра (Ларошфуко).
  7. Страх провоцирует ненависть, ненависть дает силу, сила дает победу. Позволь ненависти сделать тебя сильным (лозунг ситхов из «Звездных войн»).
  8. У человека должно хватать ума на то, чтобы ненавидеть своих врагов (Шамфор).
* * *
Ну и чтобы три раза не вставать, обращу внимание на весьма примечательную в контексте современного диссергейта (и не только его) теорию «пассионарных маргиналов» знаменитого философа-гуманиста ХХ века Герберта Маркузе («Одномерный человек»). Спасибо Ученой Птице за конспект по теме.
«Политическая свобода [согласно Маркузе] может быть приобретена только за счет освобождения индивидов из-под власти политики, которую они не в состоянии контролировать. Свобода же интеллектуальная должна достигаться через отрицание того, что принято называть “общественным мнением”, но на самом деле является продуктом целенаправленного воздействия [«зомбирования» - прим. З.Г.] на сознание средствами массовой информации. Поэтому франкфуртский мыслитель возлагал свои надежды на изменения, инициированные людьми, в наименьшей степени связанными с существующим общественным строем, - это маргиналы и аутсайдеры, отверженные обществом [всегда стоит помнить мудрый афоризм: «Лучшей опорой любого режима являются те, кто сидел при предыдущем» - прим. З.Г.]. К этому разряду Маркузе относил [в частности] эксплуатируемых на непрестижных работах [учителя и ученые в нынешней России отлично укладываются в этот таксон - прим. З.Г.] и безработных [к числу которых относятся, как в нынешней России, и «политически неблагонадежные» - прим. З.Г.]. Они-то и должны, по мысли Маркузе, воплощая в себе…революционность, отказаться играть по правилам, диктуемым обществом [речь идет о квазидемократическом обществе потребления, которое, по Маркузе, приобретает все больше сходств с обществом тоталитарным и даже фашистским - прежде всего, с точки зрения состояния общественного сознания и общественной психологии - прим. З.Г.], которое их отвергает, и повести борьбу за коренное изменение экономического, политического и социального порядка».

Ничего личного, никаких сомнительных или провокационных ассоциаций. Классика. Просто классика гуманистической мысли ХХ века. Гениальное провидение гениального мыслителя.
Читаем франкфуртцев, друзья, читаем Фромма ("Бегство от свободы"), Ортегу ("Восстание масс") и Оруэлла. Учим, так сказать, матчасть. Дабы в 2113-м наши потомки не содрогались, вспоминая 2017-й, как в 2013-м это происходит по отношению к 1917-му.

«Берегите себя!» (с) Виктор Гусев

Марк Твен, философия, Маркузе, диссергейт, мораль

Previous post Next post
Up