Пост №28. Характер русского народа как ключ к будущему России в глобальном мире.

Dec 17, 2011 19:00

По понятным причинам о будущем России сейчас не говорит только ленивый. Надо понимать, что кризис декабря 2011-го - лишь первая робкая ласточка в караване ожидающих нас потрясений, первый ветерок «Цунами 2010-х». Поэтому совершенно необходимо изучить хотя бы основные «Правила поведения при историческом урагане данного типа ( Read more... )

футурология, философия, Достоевский, история, русская культура, коммунизм

Leave a comment

Снять философические очки lusiz January 8 2012, 11:34:48 UTC
Судя по опубликованному тексту, Вы совсем не дружите с реальностью. Все что здесь есть - мифы о российском массовом сознании и о русском характере, но мифы они мифы и есть.
На самом деле массовое сознание достаточно быстро меняется, тотальные идеи легко преобразуют сознание обывателя, вне зависимости от его национальности.
Если были бы правы Вы с Вашими философами, то никогда в России, известной вплоть до начала 20 века своей ксенофобией и антисемитизмом, не смог бы стать популярным еврей Троцкий и не стал бы «отцом народов» грузин Сталин. Однако же это произошло. Т.е. массовое сознание легко изменилось на ровно противоположное. Как это вписывается в теории Ваших философов?
*
Если бы были правы Вы с Вашими философами, то православный русский народ не стал бы взрывать церкви и расстреливать священнослужителей. Ведь, судя по Вашей статье, у русского народа на протяжении веков не меняются убеждения и черты характера. Как только объяснить, что набожные люди вдруг стали атеистами, если верить Вашим мифам?
*
«Мы не западные люди, которые могут развести руками и сказать: «Да, конечно, несправедливость огорчает, но что поделаешь? Так всегда было». [В нашей культуре это никогда] не воспринималось как трагическая неизбежность, а вызывало жгучий протест и желание бороться».
Если было бы правдой, то не смог бы Путин пойти на четвертый срок, просто не проголосовали бы из чувства протеста, однако, большинство в России предпочитает разводить руками и говорить «так всегда было» точь-в-точь как западные люди
*
« И под этим углом зрения как-то особенно отчетливо видишь, насколько тщетны попытки кардинально реформировать жизненный уклад огромного народа [как это сейчас пытаются сделать поборники «общечеловеческих либеральных идеалов»
Ага. Большевики реформировали жизненный уклад огромного народа с помощью винтовок, виселиц и т.п. Реформировали так кардинально-круто, что, казалось, новый жизненный уклад можно будет изменить только еще с бОльшими жертвами. А тем не менее в 80-х гг 20 столетия мирным путем, одним лишь предоставлением бОльших свобод, жизненный уклад огромного народа кардинально изменился, появились мелкие и крупные собственники, расцвела торговля всех видов и мастей, забытое предпринимательство и т.д. и т.п.
Но Ваши источники упорно твердят о «тщетности попыток кардинально реформировать».
Простите, а что в мире Ваших философов тогда можно считать кардинальными реформами?
Может, стоит снять философические очки и посмотреть на окружающий мир без них?
Россия кардинально изменилась, кардинальные изменения произошли в массовом сознании и надо быть уж действительно либо слепым, либо упертым, чтобы игнорировать такие глобальные перемены.

Reply

Re: Снять философические очки gorynych_007 January 9 2012, 20:04:25 UTC
Надо сказать, Ваш ответ меня одновременно и порадовал, и огорчил. Начнем со второго. Увы, но известный тезис о слабом (если не сказать больше) гуманитарном образовании нашего населения (тяжкое наследие ста лет жизни без философии) нашел еще одно свое подтверждение.

Теперь первое. Как говорится, когда есть такие оппоненты, никакие друзья не нужны. "Ксенофобия" русских - это вещь, определенно посильнее "Фауста" Гете. Разумеется, если утверждать, что русские как таковые (с этой добавкой) ксенофобы, как, судя по всему, Вы и пытаетесь сделать. Работа А. Кураева "Как делают антисемитом" (равно как и более серьезные источники по истории еврейства) Вам, видимо, неизвестна. Равно как и классическая еще ловоенная (ПМВ)работа Бердяева "Судьба России", где, говоря современным языком, в парадигме паранепротиворечивой логики Васильева описывается русская ментальность. Если бы Вы знали эту работу или ее суть, таких наивных вопросов у Вас бы просто не было.

Но более всего "убивает" вот этот вопрос: "Православный русский народ не стал бы взрывать церкви и расстреливать священнослужителей...Как только объяснить, что набожные люди вдруг стали атеистами, если верить Вашим мифам?" Скажите, для Вас это действительно вопрос? Вы действительно думаете, что ставите этим вопросом "философов" в тупик? Если да, то это только доказывает мой первый тезис в этом ответе. Чтобы не разводить малину, сразу же отошлю Вас, например, к следующему, 29-му, посту в этом Ж-журнале. Уж больно "школьный" вопрос этот - тот, который Вас так удивил. А это очень показательно. А вот если бы в наших вузах лучше учили матчасть, то... Впрочем, это отдельная тема.

Насчет "так всегда было" - Вы смешиваете два методологически разных аспекта "покорности \ непокорности". Могу посоветовать почитать "русские революционные сказки". Достоевского. Ну и подумать, чем взяли народ большевики. И что они изменили, а что просто перекрасили. Кроме того, сейчас, в 2010-х, процесс, что называется, пошел. Русские долго запрягают, но быстро едут. Неужто Вы забыли Радищева с его бессмертным "Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость". Как нынче говорят, запасайтесь попкорном - финал драмы под названием "Судьба перестройщиков" близок, это дело всего нескольких лет, по крайней мере, начала этого финала. 4 марта уже будет интересно.

Жизненный уклад - это не только станок вместо плуга, а кооператив "Озеро" вместо колхоза "Красный большевик". Это прежде всего, архетипически-ценностный пласт сознания. Да, он подвергся сильному "реформированию". Пятая колонна постаралась сильно. Результатом этого "реформирования" является, в частности, и нынешний социальный кризис. МШ об этом и пишут - что "резьба по живому" при таком реформировании (а возможность частных реформ никто не отменял) порождает страшный внутренний психологический конфликт на уровне уже не личном, а "национальном". А дальше читайте Фрейда и компанию, батенька. Ну или расслабьтесь и посмотрите, что будет. Будет интересно. Русский дух еще вылезет. И когда он вылезет, мало не покажется никому.

Изменился весь мир, я даже скажу сильнее. Но это не значит, что в новом мире тигры будут есть траву, а коровы - мясо. Тип миросозерцания зависит от ряда глубинных факторов - языка, причащения к собственной культуре и много чего еще. Не пожалейте времени и прочтите у Медведевой и Шишовой небольшой кусочек про "песочницу" (в той же книге "Дети нашего времени"). И желаю Вам поскорее расстаться с Вашими постмодернистскими и глобалистскими иллюзиями. И снять позитивистские очки. Ни к чему хорошему нашу великую Россию это все не приведет.

Искренне Ваш
Горыныч.

Reply

Re: Снять философические очки lusiz January 10 2012, 10:48:19 UTC
<<"Ксенофобия" русских - это вещь, определенно посильнее "Фауста" Гете. Разумеется, если утверждать, что русские как таковые (с этой добавкой) ксенофобы, как, судя по всему, Вы и пытаетесь сделать. Работа А. Кураева "Как делают антисемитом" (равно как и более серьезные источники по истории еврейства) Вам, видимо, неизвестна. Равно как и классическая еще ловоенная (ПМВ)работа Бердяева "Судьба России", где, говоря современным языком, в парадигме паранепротиворечивой логики Васильева описывается русская ментальность. Если бы Вы знали эту работу или ее суть, таких наивных вопросов у Вас бы просто не было>>.
-
Начнем с того, что я нигде не утверждала, что "русские как таковые ксенофобы", Вам следует внимательнее читать. Я далека от того чтобы приписывать какой-либо нации устойчивые положительные или отрицательные черты, не меняющиеся в течение продолжительного времени. Оставляю это Вам и Вашим философам вместе с Кураевым. [Читать Кураева? Хе-хе. Увольте. У него в каждом предложении нарушение логики, он может уже в следующем предложении написать ровно противоположное предыдущему и не заметить. Кураева читаю только с целью развлечься поиском фактических ошибок].
Так вот. Я писала о том, что в России периода 18-19-начала 20 веков в коллективном бессознательном присутствовал антисемитизм и ксенофобия. Неужели будете отрицать? Странно, а производите впечатление образованного человека. К моему большому сожалению, не избежал этих настроений и Достоевский ... Пример с ксенофобией я привела, чтобы было понятно, как быстро могут меняться общественные настроения и ни национальность, ни происхождение, к сожалению или счастью, никак не мешают такой трансформации. Примеров можно привести множество. Это лишь один из них.
***
<<Но более всего "убивает" вот этот вопрос: "Православный русский народ не стал бы взрывать церкви и расстреливать священнослужителей...Как только объяснить, что набожные люди вдруг стали атеистами, если верить Вашим мифам?" Скажите, для Вас это действительно вопрос? Вы действительно думаете, что ставите этим вопросом "философов" в тупик? Если да, то это только доказывает мой первый тезис в этом ответе. Чтобы не разводить малину, сразу же отошлю Вас, например, к следующему, 29-му, посту в этом Ж-журнале. Уж больно "школьный" вопрос этот - тот, который Вас так удивил. А это очень показательно. А вот если бы в наших вузах лучше учили матчасть, то... Впрочем, это отдельная тема>>.
-
Много воды, не относящейся к делу. Не хотите, просто не отвечайте. А может, нечего возразить?
***
<<Насчет "так всегда было" - Вы смешиваете два методологически разных аспекта "покорности \ непокорности". Могу посоветовать почитать "русские революционные сказки". Достоевского. Ну и подумать, чем взяли народ большевики. И что они изменили, а что просто перекрасили... Как нынче говорят, запасайтесь попкорном - финал драмы под названием "Судьба перестройщиков" близок, это дело всего нескольких лет, по крайней мере, начала этого финала. 4 марта уже будет интересно>>.
-
Думаю, никто сейчас не сможет предсказать что будет 4 марта или 31 января, к примеру. Народ, к сожалению, часто подвержен влиянию тоталитарной идеологии. Видели ведь рыдающих жителей Северной Кореи. Грустная картина ...
***
<<Изменился весь мир, я даже скажу сильнее. Но это не значит, что в новом мире тигры будут есть траву, а коровы - мясо. Тип миросозерцания зависит от ряда глубинных факторов - языка, причащения к собственной культуре и много чего еще. Не пожалейте времени и прочтите у Медведевой и Шишовой небольшой кусочек про "песочницу" (в той же книге "Дети нашего времени"). И желаю Вам поскорее расстаться с Вашими постмодернистскими и глобалистскими иллюзиями. И снять позитивистские очки. Ни к чему хорошему нашу великую Россию это все не приведет>>.
-
Зачем же мне читать Медведеву и Ширшову, мне уже достаточно одного предложения "тщетны попытки кардинально реформировать жизненный уклад огромного народа", это похоже на метеосводку "солнечно" в дождливый день. Неплохо все же иногда на улицу выглядывать подобным философам-метеорологам ))

Reply

Re: Снять философические очки gorynych_007 January 11 2012, 19:22:39 UTC
> Я писала о том, что в России периода 18-19-начала 20 веков в коллективном бессознательном присутствовал антисемитизм и ксенофобия. Неужели будете отрицать? Странно, а производите впечатление образованного человека. К моему большому сожалению, не избежал этих настроений и Достоевский ...

А, вот как. Тем лучше, что называется. Нет, в целом не буду. Как это ни парадоксально, но это вполне объяснимо в рамках нашей же модели. Подумайте, а ПОЧЕМУ так было? ПОЧЕМУ не избежал? Почему в более чем 3000-летней истории этой нации с поразительной периодичностью повторяется одно и то же, независимо от времени и места? Египет - Рим - Германия далее везде. Кураев - сложный товарищ, соглашусь, но его работа про антисемитизм расставляет львиную долю точек над "и" в этом вопросе в популярном смысле. Прочтите, не поленитесь, она совсем не большая. Было бы интересно, с чем там можно не согласиться. Разумеется, если знать хотя бы основные принципы еврейской историософии, еврейского антропологии и основные вехи еврейской истории.

> Много воды, не относящейся к делу. Не хотите, просто не отвечайте. А может, нечего возразить?

Вы прочитали разъяснения Бердяева?

> Народ, к сожалению, часто подвержен влиянию тоталитарной идеологии.

Да. И русский довольно сильно. Предсказать - конечно, нет. Но будет интересно и показательно. Страшно только возможной крови и большой.

> Зачем же мне читать Медведеву и Ширшову, мне уже достаточно одного предложения

Мне жаль, что Вам плохо читали методологию и логику, особенно тему "Умозаключения по аналогии". Вы понимаете разницу между отношением 200 мл вина в бочке ко всему объему вина в бочке и отношением одной фразы в большой концептуальной книге ко всей книге?

"Во всяком сочинении, в особенности если изложение ведется в форме свободной речи, можно выкопать, выхватывая отдельные места и сравнивая их друг с другом, также и мнимые противоречия, которые бросают тень на все сочинение в глазах людей, полагающихся на суждение других, между тем как эти противоречия может легко устранить человек, усвоивший идею в целом. Но если теория обладает внутренней прочностью, то действия и противодействия, угрожающие ей вначале большой опасностью, служат с течением времени лишь к тому, чтобы отшлифовать ее неровности и даже сообщить ей в короткое время необходимое изящество, если ею займутся люди беспристрастные, умные и способные действительно просто излагать свои мысли" (И. Кант).

Не обижайтесь, но если мы действительно хотим построить свободное либеральное общество, надо решительно избавляться от пережитков совкового сознания. А "выхватывание", безусловно, один из таких пережитков.
Тем паче повторюсь - МШ пишут о том, что те подобные попытки, которые действительно ВЫГЛЯДЯТ успешными, впоследствии приводят к социальным катаклизмам. А то с чего бы у нас такой кризис и такое пьянство?

Reply

Re: Снять философические очки lusiz January 15 2012, 07:24:37 UTC
Ловко же Вы умеете уводить от заявленной темы. Я привела примеры, которые служат иллюстрацией того, что приведенные Вами цитаты основаны на ложных посылах. Ссылки на авторитеты в таких случаях бесполезны. Геоцентрическую систему мира в свое время создавали и отстаивали весьма авторитетные люди )) Увы, пока нет никаких научных данных, подтверждающих наличие устойчивых положительных/отрицательных нравственных качеств, присущих представителям отдельной национальности, передаваемых из поколения в поколение и неизменных на протяжении длительного периода времени. А наука со времен Бердяева и Ильина сильно продвинулась в области изучения природы человека и особенностей человеческого мышления. Все приведенные Вами характеристики якобы присущие исключительно русскому народу с одинаковым успехом могут быть приписаны и любому другому народу, но делать это ни к чему, мир гораздо сложнее подобных поверхностных теорий. Отношение же к целому народу как к безликой массе, чем грешат цитируемые Вами источники, главная составляющая многих тоталитарных идеологий, прославившихся преступлениями против человечества, будь то нацизм или коммунизм. Сейчас на первый план выходят идеологии, обращенные к личности каждого человека, за ними будущее, именно благодаря этим идеологиям происходит глобальное смягчение нравов и серьезные изменения нравственных устоев целых народов.
P.S. По поводу рекомендованной статьи Кураева ... Увы ... с первых строк понятно, что у автора много психологических проблем, его Ад определенно на земле )) Просто жаль его бедного, не понимает человек, что когда эмоции выходят на первый план, разум функционирует в ограниченном варианте ))
P.P.S. Вы напрасно тратите время выискивая огрехи в моем образовании. Во-первых, по своей специальности я технарь, а во-вторых, всегда предпочитала мыслить и делать выводы самостоятельно, без опоры на какие бы то ни было авторитеты. При этом могу лишь сказать, что и действительно "ничего не знаю" в этом мире, кроме того что он очень и очень сложен,, но не считаю, что эти знания доступны кому бы то ни было, пусть даже и страшно авторитетному в определенных кругах ))

Reply


Leave a comment

Up