Для того, чтобы перекинуть мостик к разговору о религиях, давайте поговорим вот о чем. [Spoiler (click to open)] О сказках. Как и любые другие произведения искусства, книги, спектакли, скульптуры и фильмы - они создаются ЧУВСТВАМИ, то есть Подсознанием.
Другой вопрос - что и сознанием тоже, и процентные доли участия в этом процессе Сознания и Подсознания могут быть самыми разными. Вплоть до того, что доля Подсознания может быть равна нулю. Например, когда Сознанию нужно просто срубить бабло - вы заметили, что множество ремейков или продолжений - говно полное, не вызывающее внутри никакого отклика? Или когда говорят, что автор исписался и выдохся? Нет, он просто начал писать Сознанием.
Чувства могут писать общий сценарий, или отдельные главы или даже отдельные фразы.
И про то, как выцеплять такие подсознательные образы в книгах или фильмах - мы уже несколько раз тут говорили. Они как бы выпирают из контекста, противореча сознательной логике этого контекста, но парадоксальным образом не разрушают впечатление, а его усиливают.
Но что касательно самих сценариев? И тут можно использовать метод оценки выдержанного коньяка - чем старше, тем лучше. Если какой-то сценарий продолжает вызывать отклик в душах снова и снова , невзирая на время, невзирая на то, что жизнь у людей кардинально поменялась - значит это оно. Написано чувствами и находит отклик в чувствах. Чувства-то у людей не меняются, будь на дворе 19 или 21 век. Логично?
Вот здесь Так вот ты какой, Зверь. Или сказка о разбитом корыте. Часть 1. было сказано, что в сказке Пушкина о золотой рыбке замечательно показан механизм балансировки, обеспечивающий надежность нашей системы. Сказка сверхпопулярная, до сих пор живет не только в детских книжках, но и главное - в современном фольклоре, таком как анекдоты, мемы, карикатуры и т.д. Значит - это оно. Сюжет написан Подсознанием.
И поэтому - нам вообще наплевать, КАК и КЕМ она была написана. В этом и был смысл предыдущего поста про альтернативку, если кто не понял.
И неважно - была ли такая няня Арина Родионовна и не важно откуда она взяла этот сюжет. Неважно - был ли оригинальный сюжет таким же, или это новодел Пушкина. Неважно - написал эту сказку Пушкин и даже неважно - был ли вообще такой А.С. Пушкин.
Совершенно по барабану вообще все, кроме того, что эта сказка есть сейчас, и что она была раньше. Что она выдержала проверку временем - и она до сих пор вызывает отклик в душе, этого абсолютно достаточно.
Но давайте подумаем - механизм балансировки работал и работает вовсе не только на территории Российской Империи 19 века. И значит этот сценарий должен был просочится через какие-то образы вообще повсеместно. И как минимум остаться в каком-то еще одном очень популярном произведении.
Несомненно. Известная всем Золушка. Простите за цинизм, но помните - это все просто физика.
Давайте вспомним сюжет - бедной девочке захотелось посмотреть на бал. И ей начала помогать золотая рыбка в виде крестной феи. Помните? Захотелось ПОСМОТРЕТЬ хоть одним глазком. Потом захотелось побывать. Потом - потанцевать. Потом - потанцевать с принцем. Потом - пофлиртовать, потом засрать ему мозги. :) И в конце - влюбить в себя, окольцевать, стать аж самой королевой - то есть владычицей морской. (Вы же помните сюжет, как принц бегал с туфлей и воплями - ищу сбежавшую будущую жену)
И тут же, именно в этот момент - БАЦ. И корыто превратилось в тыкву. Тьфу, не корыто, а карета.
И кстати, здесь мы видим четкую деталь - ГРАНИЦУ. В виде временной границы - 12 часов ночи (четкая граница между сутками). Причем фея о ней четко предупреждает - не переходи ее, за ней сидит п-ц.
Причем понятно почему сюжет именно в таком виде. Сознание явно хотело иметь happy end, не видя ничего плохого в желании стать королевой, поэтому опасная граница в сюжет была запихана вот таким образом, а не как у Пушкина (и захотела стать она владычицей морской).
Ну а теперь представим, что это не крестная фея сама пришла. А Золушка какую-то фею поймала, пригрозила выдрать все крылья и заставила исполнять свои желания, постоянно растущие. Ну и фея ее предупреждает, что если будешь хотеть слишком многого, то пожалеешь. На что Золушка ржет в ответ - как это хорошего может быть слишком много.
Узнали? Ага. Золотая Антилопа. Индия. Бац - и золото превратилось в черепки.
Еще? Ну давайте по древним мифам. Той же Греции. Есть что-то яркое, что остается в памяти даже если другие мифы забываются?
Ага. Миф про Икара. Сделал себе крылья и взлетел. Получил славу. Ух ты, @ля - сказал народ. Икару захотелось еще больше славы. Взлетел еще выше. Захотелось еще. И еще, и еще, и еще. И потом захотелось взлететь максимально высоко, аж до самого солнца, чтобы стать на его уровень, владычицы морской.
А потом... вы же помните сюжет. - Бдзынь - сказала пила. - То-то же, @ля - сказали мужики.
К чему это все говорится? А к тому, что тут мы видим, что на входе от Подсознания, в виде чувств и образов, авторы получали один и тот же сюжет.
А на выходе - уже разные произведения. Настолько разные в этих произведениях декорации.
А это потому, что Сознание транслирует эти полученные образы через СВОЮ координатную сетку. Преломляет их через свой культурный код, через накопленный ОПЫТ, через свое понимание окружающего мира, полученное в результате этого опыта, индивидуального или коллективного. Через накопленную в результате этого опыта многомерную систему ценностей хорошо/плохо. И на выходе создает сюжет уже в понятных Сознанию декорациях. Будь то жадный раджа или работяги времен сисек-масисек.