Постэффективность. Часть 5. О гибридной производительности или еще раз о механическом Убере.
Oct 22, 2018 02:43
Когда мы говорим о феномене интернет-магазинов, то конечно подразумеваем такие их плюсы, как более низкие цены и более высокий выбор.
[Spoiler (click to open)] Реже говорят об удобстве заказа товара прямо из дома и удобстве доставки товара прямо на порог дома, хотя это наиболее главные ништяки именно для всего общества. Почему? Потому что они элиминирует огромное количество времени, которое ранее тратилось на походы и поездки по магазинам.
Если бы кто-нибудь подсчитал, сколько миллиардов человеко-часов тратило общество, причем совершенно бездарно, на эти цели, то был бы сильно удивлен. А на самом деле это вовсе не безобидные вещи.
В индустриальном шаблоне принято считать, что человек 40 часов в неделю работает, а остальное время отдыхает. Хрен там. Он шарится по магазинам, учит с детьми уроки, убирает квартиру и делает еще кучу всякой работы. После которой на официальной работе... ну вы поняли, он уставший и непроизводительный. Лично для меня, в доинтернетовскую эпоху, былые походы по магазинам, в поисках чего-либо, были таким ужасом, что как вспомнишь, так вздрогнешь.
И заметим еще такую интересную деталь. Продавщица, которая скучает и читает газету на кассе - она официально РАБОТАЕТ. С определенной производительностью. Ты, который со взмыленной жопой, скачешь все воскресенье по магазинам - официально ОТДЫХАЕШЬ. Без определенной производительности. Суммарная общественная производительность - на плинтусе.
И такое положение дел стремительно поменяли интернет-магазины. Где даже с учетом персональной доставки под дверь, общая ГИБРИДНАЯ производительность стала в разы, если не на порядки, выше.
Ну а теперь, как понятно из заголовка, опять вернемся к проблемам с механиками. Потому что давно не возвращались, и есть повод. И еще потому, что проблема это реально серьезная и острая, и потому именно на ней мы можем заглядывать в будущее, куда все движется и куда все развивается. Как минимум, на примере Северной Америки.
Стремительное разбегание механиков по непроизводительным гаражам, и соответственно, стремительный рост цен на услуги, привели к ожидаемому результату.
Такая же самая история происходит и в секторе персональных авто, где уже несколько лет происходит бум лизинга новых автомобилей вместо их покупки. В результате все больше и больше качественного трехлетнего секонд-хенда вываливается на рынок, грозя обрушить все новые продажи, заводы и заодно всю экономику. Все как по нотам, катится в сторону катастрофы.
Как обычно, кто-то скажет, хе-хе, а платите им ЕЩЕ БОЛЬШЕ, уже не как элитным проституткам, а элитным политикам (что в принципе одно и тоже, только оплата разная). Чтоб еще сильнее все к катастрофе понеслось, хе-хе.
Но.
На этом фоне стремительно развивается один интересный тренд, который тут уже упоминался, в числе нескольких других. Ведомый тем же принципом "гибридной" производительности, что и интернет-магазины.
Смысл этого бизнеса простой - экономия. Такие компании не несут издержки по содержанию гаражей и оборудования, какие несут дилерские. Они не нанимают персонал, все их механики - фрилансеры, поэтому не несут кучи издержек связанных с наймом. Поэтому, как ими утверждается, их цены приблизительно на треть ниже, чем у дилерских, при том, что работа выполяется в удобное для клиента время и в удобном для клиента месте - на парковке у его дома или на его работе.
Еще раз: схема работы - ИДЕНТИЧНА той, которая была описана в предыдущей части. Компании дает спецам возможность автоматического поиска клиентов, как в Убере, обеспечивает запчастями и снимает головную боль от обязанности вести документоборот, финансы и прочее. Также, как и Убер, дает возможность иметь эту деятельность в виде нерегулярной подработки, чем увеличивает пул доступных спецов кратно.
А нюх у Безоса - как у охотничей собаки. Он знает, что делает. Понятно, что его сервис еще в младенческом возрасте, но как он может все конкуренто-традиционное разрушить, всем хорошо известно.
И к этому реально все идет. При заявленных 70% всех ремонтных работ, которые могут быть выполнены без использования специализированного гаража, прямо на парковке клиента, да еще и гораздо дешевле, то эти, стремительно развивающиеся бизнесы, отгрызают огромный кусок дохода у дилерских. Гигантский кусок. То есть реально тем дилерским, которые не перейдут на систему подписки своего пост-лизингового секонд-хенда, однозначно крышка, ведь их доход от продаж очень небольшой. Причем подписки по взрослому - со сменой разных моделей авто в периоде подписки, со страховкой, дорожной помощью 24х7 и тем же самым мобильным ремонтом.
Но сделаем следущий шаг вперед на основании того, что говорилось в предыдущей части.
Тем дилерским, которые реально будут работать как сервис центры подписки - будут нужны штатные механики? Максимум - адЫн-два штука. Которые будут работать в том числе как консультанты для клиентов. А удобнее будет пользоваться теми же самыми мобильными сервисами, которые упоминались выше. Потому что - ON DEMAND. Либо вызов клиента туда перенаправить, либо что-то более серьезное, в своем гараже - типа, набралось несколько авто за месяц - вызвали, поработали, уехали. Без отпускных, больничных и прочего собеса. Логика подписки ведь - сделать так, чтобы ломалось как можно реже, вплоть до того, что выдать клиенту новую машину, а старую выкинуть.
И теперь делаем еще шаг - как в подписке тарифицируется возможный ремонт авто? Да как в страховке - все вероятности делятся на всех и определяется месячный платеж. А в любой страховке - чем больше клиентов, тем дешевле.
Поэтому, совершенно логично будет туда пригласить как больше народа, всем скопом, как подписанных, так и владельцев. Аналог компании AAA, работающей в сегменте дорожной помощи. Или - аналог медицинской страховки для автомобиля, не на случай аварии, а на случай поломки. Но это уже следущий этап.
Смотрите, как великолепно эта уберизированная схема расшивает имеющуюся проблему. Еще несколько лет - и смотри на нынешний Убер, цены на ремонтные работы резко вниз, качество резко вверх. Цивилизация - спасена. :) Потому что так - правильно.