Наиболее интересным для нас является запуск проекта ‘storage as a service’. Или - батарейки по подписке. Идея тривиальная и уже используемая в других сферах и другими компаниями. Даже в Британии другая контора запускает такую подписку на набор солнечных панелей и батареек, тут уже об этом писалось.
Подписчик не покупает батарейку как товар, не берет кредит, не ломает голову над установкой, не думает об обслуживании. Он покупает сервис по временному хранению электроэнергии. И экономит на разнице между тарифами внутри суток. И частью этой экономии оплачивает подписку. Схема простая, как велосипед.
Но сделаем еще один шаг. У него в доме еще есть печка, кондиционер, увлажнитель и куча всякого барахла, которые называются системой микроклимата. То есть туча головняка и геморроя. Дорогого геморроя.
Потому что сложность этих систем уже не позволяет их ремонтировать способом пинка по стояку. А стоимость работ по их обслуживанию, замене и ремонту (особенно аварийному) - постепенно улетает в небеса. Что понятно, зарплаты персонала сервисных компаний летят в небеса одновременно с ростом дефицита кадров и сложности работ.
С другой стороны - у производителей всех этих девайсов растут проблемы. Зарплаты работяг растут колом вверх, конкуренция растет также колом вверх. Прибыли все меньше, ресурсов на развитие и R&D все меньше. А если даже что-то нароешь в направлении улучшения своего девайса - то какой-нибудь хитрый китаец (а завтра эфиоп и бангладешец) просто раскурочит и сопрет идею, оно же для mass production все создается из стандартных аутсорсных модулей, - и останешься с голым задом.
А покупателю девайса, по большому счету, девайс не нужен. Ему нужна погода в доме. Сегодня, завтра, в жару, в холод и даже на новый год, когда он уедет в отпуск, чтобы дом не выморозило из-за аварии какого-нибудь вентилятора. Все остальное ему фиолетово в крапинку.
И тут появляется идея подписки. Погода в доме - как услуга. Которая позволит снизить суммарную стоимость владения системой микроклимата, снять головняк с потребителя и обеспечить достойным cash flow производителя. И которая автоматически выводит на появление удаленной online мониторинговой системы как способа более экономичной системы обслуживания для продавца подписки. Которая автоматически выводит на big data и прочее, это отдельная огромная тема.
И качество обслуживания полетит вверх, производитель лучше всех знает свои девайсы, а уж big data даст ему вообще сверхспособности.
Понимаете, куда я клоню?
Несколько по другим причинам, но так сказать, заходя с фланга, такие системы онлайн мониторинга, постоянно и напрямую посылающие всю информацию прямо на сайт производителя - сейчас начинают напихиваться в авто. В шины, в движок, во все другие места. Чтобы все работало как часы. И приводят к системе подписки на авто. Мобильность - как сервис.
А еще шаг? Конечно мониторинговая медицина, то есть пост-медицина. Чтобы иммунитет постоянно был в тонусе, чтобы на ранних этапах все проблемы обнаруживались и корректировались. Подписка на здоровье.
Обо всем этом мы писали и обсуждали, когда говорили о экономике знаний.
Ибо способ капитализации знаний пока виден единственный. В виде подписки на что-то, как услугу.
Все остальное сопрут пираты, халявщики и хитрожопые конкуренты.
==============
Для потребителя - в общей сумме, такая подписка будет ДЕШЕВЛЕ, чем все-все-все составляющие. Но дороже, чем сейчас, при всем прикладывающемся ныне геморрое. Но в сумме - дешевле.
Дороже, но дешевле - понятно? :)
Нет, если кто-то хочет еще сэкономить, как в примере с погодой - сам за всем смотреть, подкручивать-закручивать, искать и ждать мастера при аварийной поломке (или бригаду - при замене), обещать теще прополоть капусту если та присмотрит за домом, когда вы в отпуске, и т.д. и т.п. - то да. Можно дешевле.
==============
Но обо всем этом мы уже неоднократно говорили, когда обсуждали "экономику знаний". (фейспалм) Поэтому - напоследок.
Представьте, что вы едете в поезде с диким папуасом. Ну или хотя бы деревенским мужиком из деревни этак 19 века, ага, машина времени постаралась.
И он начинает вас задалбывать вопросом - почему ты картоху покупаешь в магазине? А не выращиваешь сам. Дешевле оно быть не может - в магазине ты гроши платишь, а так - нет. Проще тоже - куда как проще эту картоху посеять и собрать, это тебе не синхрофазотрон. И удобнее - когда она у тебя в погребе лежит, чем куда-то за ней бегать.
А портки сам почему не шьешь? Дома вечером сидишь - шей портки. Сам, бесплатно, какие хочешь, и какие в магазине никто не продаст.
А лапти? А лучину? А лед с речки натаскать? Корову подоить? Масло сбить? Ты что, совсем мудак, очкарик? Или тебя немцы какие-то охмурили, заставляют им гроши платить, наживаются на тебе бедолаге... Ну так я тебя научу...
Скажите, вы бы вообще стали с ним разговаривать и что-то объяснять? Я не зря в FAQ по дискуссиям упомянул Ответчик от Шекли. Там есть золотая фраза - "... попробуй объяснить папуасу, почему он не может попасть стрелой в солнце. Ты даже не будешь пробовать."