Короче. Тойота призналась таки в своем эпическом пролете со стратегией.
[Spoiler (click to open)] Лет 5 назад, еще в то время, когда Маск уже называл топливные элементы "идиотскими ячейками" (игра слов - "fuel cells" vs "fool cells"), японцы думали, что они на машине времени, и старательно пробовали таки соорудить из этого говна котлету. Не срослось. Слишком рано еще для водородной энергетики.
И Тойота кинулась вдогонку за литиевыми батарейками.
Но не будем судить строго, будем политкоректны, и сохранять позитивное мышление. Поэтому назовем сие не провалом, а скажем, что... японцы сидели в засаде... Из которой они сейчас... читай заголовок.
В которой говорится, что тойотовцы, таинственно вращая глазами, заявили недавно на Tokyo Motor Show, что хоть они еще и сидят в засаде, но там уже поймали слона удачи за хвост, и сейчас учат его летать. Другими словами, они плотно и удачно работают аж с тремя типами совершенно прорывных батарей, которые хотят дотащить со стадии mass production к началу 2020 года (опять этот 2020... :)) И самой перспективной считают solid state батарейку, которая имеет чудовищную плотность заряда, невозгораемость и кучу других плюшек. Кому интересно, смотрите статью и вообще гуглите это интервью.
Выгорит у японцев с этим летающим слоном или не выгорит... Выпрыгнут они из засады к 2020 или нет - все вторично. Интересно совсем другое. На подковыристый вопрос, мол, нынешние известные solid state смогли бы кататься всего 3 года, и вы тоже будете с этим жить? - журналюги было тактично посланы нахер. Мол, какие 3 года, кто такие авто будет покупать? “Nobody would buy a car like that, if you had to replace the battery after just three years,” he said.
И в этом глав-тойотовец неправ. И давайте разбираться почему.
Гаджет на колесах.
Не прав он потому, что речь идет не о сегодня. А о завтра. И пусть даже о весьма близком завтра.
К которому продукция автопрома бежит вприпрыжку по весьма четкой траектории.
Да. Именно оно. Резкое удорожание всех ресурсов, включая рабочую силу. С одновременным усложнением автомобилей, превращая их в сложнейшие гаджеты на колесах. С грядущим IoT и автомониторингом работы всех систем прямо с центрального хаба производителей этих авто.
Автоиндустрия ускоренно скачет к тому моменту, когда автомобиль будет абсолютно невыгодно ремонтировать! ВООБЩЕ!
И кроме того, гораздо дешевле его изначально делать совершенно неремонтопригодным!
Если такие выводы вас шокируют, представьте себе, сколько стоил бы смартфон, если бы его сейчас делали максимально ремонтопригодным с паяльником, как делают современные автомобили. И собирали бы его тоже с паяльником. Стоил бы на порядок дороже, не менее.
И еще один пример. BMW-шники умудрились сделать свое композитное авто i3 по цене сравнимым не с самолетом, а с другими автомобилями. КАК? А очень просто - они сэкономили на его сборке. Количество операций "приварить ту херню к этой" и "прикрутить эту херню к той" - они снизили в несколько раз. И поэтому бешено дорогой композит обошелся им суммарно не дороже, чем традиционные материалы.
Поэтому. Что будет завтра. а) Стоимость рабочей силы, особенно той, которая хочет ковырятся руками в автокишках, по уши в грязи - будет расти экспотенциально. б) Требования к квалификации этой рабочей силы будет тоже расти из-за усложнения авто и всех систем. Экспонента роста зарплаты "профессоров-механиков" свернется вообще в сингулярность. в) Конкуренция на авторынке продаж НОВЫХ авто тоже будет расти все сильней, и сильней. Вопрос удешевления производства будет вставать все острее. г) Удешевление материалов, которые позволяют удешевить сборку (типа композитов), а также улучшение и удешевление робото-комплексов будет толкать стоимость производства, а также утилизации старых авто все далее под плинтус.
И в определенный момент - вуаля. НИКАКИХ РЕМОНТОВ.
Новое авто по системе подписки на три года, с полной гарантией замены при аварии или браке. Получи и распишись. Возможно, даже колеса менять не надо будет. :)
P.S. Ну может, не три, а пять лет. :) Это дело не меняет.