Вчера дочитала книгу Айседоры Дункан "Моя жизнь".
Книга познакомила меня с невероятной и трогательной Айседорой и вовлекла в историю трагической любви великой американской танцовщицы и Сергея Есенина.
Айседора Дункан бредила мечтой о создании своей школы, где смогла бы передавать свою пластику танца и умение воплощать природную гармонию в движении. И она ее создала.
"...Я же, напротив, искала такой источник танцевального движения, который проникал бы во все поры тела. По прошествии многих месяцев, научившись сосредоточивать все свою силу в этом единственном центре, я обнаружила, что когда слушаю музыку, вибрации ее устремляются потоком к этому единственному источнику танца, находящемуся как бы внутри меня. Я часто пыталась объяснить артистам эту изначальную мысль теории моего искусства..."
Жизнь Айседоры Дункан полна любовных страстей, переживаний, боли и печали. Как она не тронулась рассудком после гибели в автокатастрофе двух детей...и позже, родив мальчика и умершего прямо на ее руках, спустя мгновение после его появления на свет...
"...я решила вернуться к своему искусству, хотя на сердце у меня лежала такая тяжесть, что я удивлялась, как ноги выносили такое бремя". Утешение и душевное равновесие Айседора обретала через танец.
"...Я с криком накинулась на него, заявив, что приехала в Европу осуществить великое возрождение танца, привить сознание красоты человеческого тела, а не танцевать для развлечения разжиревшей буржуазии." Айседора Дункан мечтала открыть людям совершенную новую грань искусства, полную природной гармонии и чистоты.
"На этот раз мое воображение пленил Боттичелли. Я просидела несколько дней перед знаменитой картиной "Примавера". Вдохновившись ею, я создала танец, в котором старалась воплотить нежные побуждения, внушаемые ею. Я думала: "Танцуя эту картину, я пошлю всем весть о любви, весне, о рождении жизни, о том, с чем я познакомилась в таких страданиях".
Айседора Дункан была лично знакома со многими выдающимися личностями, такими как Станиславский и Роден. Со Станиславским возникла симпатия, но он, будучи женат, свел все ее проявления на нет.
Приведу отзыв великого театрального мэтра.
" После первого вечера я уже не пропускал ни одного концерта Айседоры Дункан. Потребность видеть ее часто диктовалась изнутри артистическим чувством, близко родственным ее искусству. Впоследствии, познакомившись с ее методом, также как и с идеями ее гениального друга Крэга, я понял, что в разных концах мира, в разных областях, с разных сторон ищут в искусстве одних и тех же очередных, естественно нарождающихся творческих принципов. Встречаясь, они поражаются общности и родству своих идей..."
Кстати, Станиславский написал ценнейшую книгу "Моя жизнь в искусстве" . В этой книге он также упоминает об Айседоре Дункан.
Знакомство с Роденом немного напугало Айседору, так как при встрече, он взял ее руки в свои и начал их досконально изучать, непонятное ощущение заставило ее отпрянуть от него. Позже танцовщица жалела, что не позволила самому Родену насытиться пластичности ее рук.
Однажды, сидя в танцевальном зале и делая наброски танцующих девушек и детей, великим скульптор сказал: "Если бы только у меня были такие модели, когда я был молод! Модели, которые умеют двигаться и движутся согласно природе и гармонии! Правда, у меня были были прекрасные модели, но ни одной, которая так понимала бы науку движения, как ваши ученицы".
Когда Айседора поняла, что в Европе и Америке у нее со школой ничего не выйдет, она собрала чемоданы и направилась воплощать свою мечту в России. Она хотела создать школу, где танец был бы средством воспитании детей - новых людей нового мира, гармонически развитых - физически и духовно.
"Разница между красивым и прекрасным слишком велика. Строя новый мир, создавая новых людей, надо бороться с ложным пониманием красоты. Каждая мелочь в быту, в одежде, каждая этикетка на коробке должны воспитывать вкус..."
Айседора Дункан не уставала напоминать своим ученикам: "Смотрите, как взлетает птица, как порхает бабочка, как ветер колышет ветви деревьев, как он рябит воду.Учитесь движениям у природы. Все, что природно, - естественно."
Именно в Москве состоялась встреча Айседоры с Сергеем Есениным. Они были настолько оба талантливы, что ужиться вместе им было крайне сложно. И даже брак не смог противостоять разрыву отношений. Они любили друга друга вне всяких сомнений. Даже когда Есенин женился на внучке Льва Толстого, любовь к Айседоре не угасла.
Когда Сергей Есенин покончил собой (1925г.), Айседора находилась в Париже. Вот что она писала, узнав об этой трагедии:
"...Смерть Есенина потрясла меня, но я столько плакала, что часто думаю о том, чтобы последовать его примеру, но только иначе - я пойду на море..."
(Это и было потом в Ницце: она именно ушла далеко в море. Ее спасли.)
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума….
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянье…
Любимая!
Я мучал вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...
Айседора Дункан пережила Сергея Есенина всего лишь на 2 года...
"...В тот сентябрьский вечер раскаленный асфальт жарко дышал впитанными за день солнцем. Айседора спустилась на улицу, где ее ожидала маленькая гоночная машина, шутила и, закинув за плечо конец красной шали с распластавшейся желтой птицей, прощально махнула рукой и, улыбаясь, произнесла последнее в своей жизни слова:
- Прощайте, друзья мои! Я еду к славе!
Несколько десятков секунд, несколько поворотов, несколько метров асфальта...Красная шаль с распластавшейся птицей и голубыми китайскими астрами спустилась с плеча Айседоры, скользнула за борт машины, лизнула сухую вращавшуюся резину колеса. И вдруг, вмотавшись в колесо, грубо рванула Айседору за горло. И остановилась только вместе с мотором". Она была убита мгновенно...
Айседора Дункан была похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Click to view