10 марта 2013г. в Челябинске состоялся первый семинар «Школы гражданских лидеров», созданной по инициативе Алексея Кудрина и Михаила Прохорова. Тема семинара - «Социально-исторические и культурологические проблемы современной России - объективно-научная оценка, поиск путей решения».
Состоялся очень удачно. Были приглашены, с моей точки зрения, уникальные эксперты с совершенно нестандартным взглядом на казалось бы стандартные вещи. Начался семинар с выступления политического психиатра Мордовина Александра Владимировича. Правда, мы тут же выяснили, что таких психиатров не бывает, но для удобства решили оставить это название ).
Александр Владимирович постарался создать неформальную обстановку.
Рассказывал про русскую художественную литературу и шизофрению. Прозвучала интересная интерпретация шизофрении применительно к реальности. Согласно этой теории шизофрения - это существование параллелей в одном человеке, противоположных друг другу по смыслу, но одновременно активно существующих. В качестве примера привёл одного известного чиновника, не буду называть фамилию, который одновременно является реформатором и Вором (с большой буквы, потому что украл очень много)) Если верить этой интерпретации, в нашей стране большинство шизофреников, а уж среди тех, кто находится у власти в настоящее время так и вовсе 100 %.
К концу треннинга Александр Владимирович предложил всем подумать 10 минут и ответить на 3 вопроса: Кто я? Где я? Что вокруг меня в 2024 году? Мне было приятно услышать, что не только женщины, но и мужчины, прежде всего, хотят видеть около себя свою семью, детей, близких. Значит, на первом месте у нас остаются общечеловеческие ценности, а значит есть у нашей страны будущее (это уже мой вывод)).
Следующий эксперт - историк, шеф-редактор журнала «Отечественные записки» Соколов Никита Павлович.
Никита Павлович, прямо скажем, перевернул мои знания об истории нашей страны, которые мне были даны в школе и которые сейчас даются в школе моему ребёнку. Очень неоднозначное мнение, которому можно абсолютно верить, можно не верить и оставаться при своих знаниях, а можно попробовать и проверить, у кого есть время и возможности. По мнению Никиты Павловича, каждый правитель рассматривает и переписывает историю так, как ему выгодно. С этим я абсолютно согласна. Но вот дальше были разбиты в пух и прах все мои представления о России как о стране, в которой, как я была уверена, невозможна демократия, что русскому человеку нужен сильный хозяин, сильная рука, иначе русский человек сам попросту ничего не будет делать. Я, конечно, сильно обобщаю, но многие со мной согласны, даже историки. Но оказывается, что Россия по сути своей изначально была государством с сильным демократическим началом в лице Народного Вече, Соборов, а Смута, народные волнения ничто иное, как неприятие народом монархической, единоличной власти. По словам Никиты Павловича, русский мужик соблюдает законы тогда, когда сам участвует в их создании, когда учитывается его мнение. Но когда эти законы принимаются без его ведома и без учёта его пожеланий, русский мужик попросту не считает нужным соблюдать эти законы. Что, в общем-то нельзя считать лишённым смысла (по моему мнению). И невольно проводятся параллели с нынешним навязыванием мнения людям, что, действительно, нам нужны твёрдая рука, иначе порядка в России не будет. И ведь многие в это верят. Я вспомнила, как нам преподавали историю, недавно освежила свои знания, занимаясь со старшим сыном, и ведь правда, в учебниках делается упор именно на личности, на сильные личности, благодаря которым Россия делала большие шаги вперёд (Александр Невский, Пётр 1, Екатерина 2)., либо побеждала в войнах (например, распространённая точка зрения о том, что в Великой отечественной войне русский народ победил благодаря существовавшей тогда политической системе и нескольким военным руководителям и стратегам). И ничего не говорится о недостатках этих правителей, не говорится о том, какой ценой давались все эти «рывки вперёд». Необъективно как-то получается.
В качестве эксперта по культуре была приглашена Ирина Дмитриевна Прохорова, уважаемый мною человек, качествами которой я по настоящему восхищаюсь, хотя по жизни стараюсь не восхищаться людьми, чтобы однажды не разочароваться. Но в каждом правиле есть исключение )).
Ирина Дмитриевна говорила о культуре, как о системе ценностей, фундаменте любого развитого общества. Очень мне фраза понравилась: культура - служанка идеологии. Рассказала Ирина Дмитриевна о своём опыте в Норильске, где вместе с местными жителями, очень самобытными, пыталась найти некую свою местную культуру, близкую жителям, живущим в городе, имеющим суровую историю. Смысл в том, чтобы это была не навязанная культура, «не спущенная сверху» (слова Ирины Дмитриевны). И придумали же, все вместе придумали и создали скульптуру оленя, у которого люди назначали свидания, фотографировались, к которому приезжали молодожёны. Этим примером Ирина Дмитриевна, как я поняла, пыталась донести, что культура это не только театры, не только Министерство культуры и то, что исходит от него, а то, что близко тому или иному месту, необходим такой «гений места» (слова Ирины Дмитриевны), который отражал бы самобытность живущего на этом месте населения. Возвращаясь к началу выступления Ирины Дмитриевны, хотелось бы отметить презентацию со стихотворением Дмитрия Александровича Пригова «Апофеоз милицанера», которое явственно отражает место культуры в нашем обществе и место главного героя. Почитайте (здесь привожу не полностью):
«Когда здесь на посту стоит Милицанер
Ему до Внуково простор весь открывается
На Запад и Восток глядит Милицанер
И пустота за ними открывается
И центр, где стоит Милицанер -
Взляд на него отвсюду открывается
Отвсюду виден Милиционер
С Востока виден Милиционер
И с Юга виден Милиционер
И с моря виден Милиционер
И с неба виден Милиционер
И с-под земли...
да он и не скрывается
…
В буфете Дома Литераторов
Пьет пиво Милиционер
Пьет на обычный свой манер
Не видя даже литераторов
Они же смотрят на него
Вокруг него светло и пусто
И все их разные искусства
При нем не значат ничего
Он представляет собой Жизнь
Явившуюся в форме Долга
Жизнь кратка, а искусство долго
И в схватке побеждает жизнь».
В Интернете можно полностью найти, почитайте, очень интересно и актуально.
И последний эксперт, мнение которого, наверное, самое неоднозначное, могущее вызвать как бурю оваций, так и шквал возмущений. Однако, поскольку эксперт отправляет постоянно нас к источнику - к Евангелие, то стоит сначала ознакомиться с этим источником, а потом составить своё мнение.
Итак, Карацуба Ирина Владимировна, историк, говорила о том, союз власти и Русской православной церковью (РПЦ - кошмарная на мой взгляд аббревиатура) нарушает положения Конституции РФ о светском характере нашего государства, а также, самое главное, утратила свои основные черты, те черты, которыми должна обладать церковь согласно учению Иисуса Христа - милосердие, доброта. И нынешнее «возвращение» земель церкви, ничто иное, как плата церкви за поддержку существующего режима.
И привела яркий пример, конечно же, историю с «Pussy Riot». Исходя из того же светского характера нашего государства, не должно быть никакой «сакральности храмового места», не должно было в данном случае иметь место «обиды чувств верующих», поскольку не понятно, кто такие верующие, на каком основании они себя так считают, как определить, что обижены «чувства верующих».
Много ещё интересного было сказано, обо всё не напишешь, в Интернете есть видеозапись семинара, посмотрите, послушайте и уже сами сделайте свои выводы.
В заключении хочу отметить отличную работу организаторов семинара, выражаю отдельную благодарность Елене Раевской и Александру Полозову, а также Е. Мельдинову за замечательные фотографии.