Скоро Чемпионат мира по футболу, а у нас тут непорядок. Давайте начнем с самого начала.
Люди любят кратчайшие пути.
Когда проектировщики забывают об этом, они строят переходы не там, где это удобно пешеходам.
«Городские Проекты» изучили поведение пешеходов на пересечении Большого проспекта П.С. и проспекта Добролюбова и предложили вариант реконструкции перекрёстка с минимальными затратами и вмешательством в схему движения автомобилей.
Переход через проспект Добролюбова возможен только через подземный переход по одну сторону от Большого проспекта П.С.
Наземный переход со стороны метро расположен через 378 метров, после переулка Таталихина, а на противоположной стороне - через 118 метров, после Малого проспекта П.С.
Переход через Большой проспект П.С. возможен только на перекрёстке с ул. Блохина.
Автобусно-троллейбусная остановка «Метро Спортивная» не связана с трамвайной остановкой «Метро Спортивная» и вестибюлями станции метро Спортивная, так как вылеты Тучкова моста не связаны для пешеходов.
В 1910-1914 годах на исследуемом участке была развитая пешеходная инфраструктура, проходил трамвайный маршрут, вдоль Большого проспекта П.С. были высажены деревья и кустарники, а широкие тротуары - вымощены плиткой.
На фотографии 60-х годов видно, как пешеходы переходят дорогу по земле, а не под ней. Вдоль тротуаров отсутствуют заградительные заборы.
1970 год. Забор не препятствует тому, чтобы люди шли по кратчайшему расстоянию.
1976 - 1980
1974 год. У часовни Князь-Владимирского собора установлен газетный киоск.
2011, 2012 - На «панорамах» видно, как
пешеходы идут через «островок» Спустя 310 лет существования Петербурга тротуары огородили заборами, и переход Ждановской улицы по кратчайшему пути стал невозможен.
Почему появились заборы? Основной причиной, которую называют чиновники в ответе на невозможность реализации проектов по улучшению качества городской среды, являются устаревшие ГОСТы». И они «сами бы рады, да закон не позволяет». Тем не менее в 2007 году был принят ГОСТ Р52766-2007, обязывающий устанавливать заборы на 50 метров по обе стороны от регулируемых пешеходных переходов.
Городские проекты» провели исследование пешеходных маршрутов, которое состояло из трёх этапов.
В первых двух производился подсчёт пешеходов,нарушающих правила, в третьем производилась реконструкция «исторических маршрутов» и сравнение их с разрешёнными и неразрешёнными сейчас. 28 мая, в четверг, осуществлялся подсчёт людей, выходящих на проезжую часть.
В результате мы
выявили, что в утренние часы-пик с 8 до 10 утра более полуторы тысячи пешеходов нарушают ПДД, когда выходят на проезжую часть, а за весь день - 4 650.
Динамика числа «нарушителей» с 8 утра до 11 вечера
30 мая, в субботу, после футбольного матча «Зенит - Локомотив» также производился подсчёт пешеходов, выходящих на проезжую часть, но при пиковой нагрузке. За период с 16:00 до 17:00 - 4 628 человек
нарушили ПДД.
Для эксперимента мы прошли от остановки «Метро Спортивная» на Большом проспекте тремя разными путями и сравнили затраченное время.
Cпособ, который
отвергли чиновники:
Мы предлагаем:
- организовать наземные регулируемые переходы, которые соединяют островки безопасности, проспект Добролюбова и Большой проспект П.С.
- демонтировать часть ограды, препятствующей предлагаемому пешеходному пути
- высадить зелёные растения на островках безопасности
Предложение основано на рекомендациях переведённой Городскими проектами книги «
Проектирование городских улиц», которая была отправлена губернатору Полтавченко и мэрам и администрациям других крупных городов России.
Рекомендации по проектированию вместе с отчётом об исследовании, как и наши прошлые инициативы по
Купчину,
Василеостровской,
Горьковской и
Новому Девяткину отправим от депутатов ЗакСа - Максима Резника, Ольги Галкиной и Бориса Вишневского.
Рекомендации для КРТИ
• Проектировщики должны учитывать как существующие, так и прогнозируемые пешеходные нагрузки на переход. Частое расположение переходов расширяет возможности передвижения и может стимулировать всё больше людей ходить пешком.
• Если дорога не имеет благоустроенной разделительной полосы или центральной полосы для общественного транспорта, то все пешеходы, в том числе пожилые люди и инвалиды, должны иметь возможность перейти улицу за один цикл светофора, а не за два.
• Вынесенная стоп-линия должна располагаться минимум за 2,5 м до пешеходного перехода, чтобы подчеркнуть необходимость уступить дорогу пешеходам.
• Вертикальные элементы (деревья, искусственный ландшафт и дорожные знаки, установленные над дорогой) позволяют водителям заблаговременно распознать пешеходные переходы и островки безопасности. Островки безопасности позволяют пересекать улицу в два приёма, что делает переход проще и безопаснее.
• Островки безопасности сокращают время пребывания пешехода на проезжей части. Их можно применять как на широких, так и на узких улицах, но обычно они используются в местах, где скорость и интенсивность потока делают переход проблематичным, или там, где пешеходы, пересекая три и более полосы, не чувствуют себя в безопасности и испытвают дискомфорт.
• Ширина пандуса на островке должны совпадать с шириной пешеходного перехода.
• Если на дорогу до перехода приходится тратить более трёх минут, затем дожидаться разрешающего сигнала, переходить улицу и только потом продолжать движение в нужном направлении, то человек может решиться перебежать улицу по более прямому, но менее защищённому пути. Конечно, вероятность такого поступка зависит от скорости и интенсивности движения, но для понимания всех проблем при проектировании перехода крайне важно видеть перекрёсток глазами пешехода.
• Обустраивайте переходы в тех точках, где улицу пересекает устоявшийся пешеходный маршрут. Обычно он ведёт к автобусным остановкам, станциям метро, паркам.
Отчёт об исследовании -
PDF Огромное спасибо всем, кто помогал нам:
Руководителю проекта «
Делайте правильно» Дмитрию Гусеву
Отважным волонтёрам:
Леониду Андрухову
Александру Анкудинову
Юлии Антоевой
Дмитрию Березовскому
Григорию Васильеву
Ольге Зазуле
Стасу Капулкину
Марии Козыревой
Алине Муратовой
Денису Полеву
Елене Стрельниковой
Дизайн и вёрстка:
Алексей Афанасович
Иван Уваров
Фотографии:
Алина БугроваДарина Пыряева Исследования и отчеты стоят денег, а на новые отчеты денег больше нет. Если хотите больше исследований и отчетов, поддержите Городские проекты.