Как закалялась сталь

May 27, 2012 08:06

Отрывки из "Писем о йоге" Шри Ауробиндо.

В истории человечества можно проследить целые периоды, когда, по крайней мере в некоторых культурах, стремление обрести духовное знание и опыт было гораздо сильнее и распространено гораздо шире, нежели в современном мире, а точнее - в мире вообще за последние несколько столетий.

Путь эволюции напоминает спираль, каждый виток которой больше предыдущего. И хотя сам процесс развития всегда устремлен вверх, эволюция производит впечатление чередующихся периодов восхождения и спада.
Но даже пребывая в бессознательном, скрытом, инволюционном состоянии, Сознание являет присущую себе [духовную] Интуицию. Так, на каждом этапе становления материи, на каждом этапе развития жизни эта Интуиция действует сообразно данной стадии эволюции, скрыто поддерживая ее изнутри, а также способствуя созидательной работе тех явных сил [физических или витальных], которые ей свойственны.

В природе человека наблюдается все тот же процесс восходящего творения: Интуиция проявляется сообразно той стадии, какой он достиг в своем внутреннем развитии. Даже ученый, склонный отрицать независимое существование Интуиции или ее превосходство над строго и последовательно мыслящим интеллектом, не может сколь-нибудь значительно продвинуться в своих исследованиях, если через его собственный разум не раскрывается ментальная Интуиция, которая позволяет ему избрать верное направление поиска или предвидеть искомый результат. Таким образом, Интуиция присутствует в начале творения, в процессе его развития и на этапе завершения.

Однако чистую Интуицию мы постигаем лишь тогда, когда выходим за пределы разума и поднимаемся в область духовного сознания, ибо только там она освобождается от последних покровов и раскрывает свою подлинную природу. По достижении ментальной стадии эволюции, приведшей к появлению человека разумного, начался процесс расширения [сознания] совсем иной природы, что заложило основы для возникновения человека духовного, а затем и супраментального. Этот эволюционный процесс шел по двум направлениям [по горизонтали и вертикали].Состояние современной цивилизации, которое производит на вас столь удручающее впечатление, - цивилизации материалистической по самой своей сути и ориентирующей наши помыслы и жизненную энергию на достижение исключительно внешних целей, - есть лишь эпизод, но эпизод, который, вероятнее всего, был неизбежен.

… по-видимому, должно наступить время, когда материя и сама телесная жизнь станут во главу угла, а люди придут к пониманию того, в чем именно заключается [духовная] истина материального существования. С одной стороны, современный интеллект, давая всему (даже своей собственной природе) сугубо материалистическое истолкование, породил почти непреодолимые препятствия для тех, кто стремится к духовному опыту (те самые трудности, о которых вы говорите), но с другой - он наделил жизнь-в-материи тем значением, которого она была почти полностью лишена в духовных учениях прошлого. Так или иначе, он поставил задачу одухотворения материи в качестве необходимого условия духовного поиска, тем самым способствуя нисхождению сознания высших планов в земную природу и, в конечном счете, самой эволюции. Однако не следует ожидать от материалистически мыслящего интеллекта чего-либо большего, так как его реальные усилия были направлены скорее на подавление и почти полное уничтожение духовного элемента в человеке. Только Божественное способно извлечь пользу из этого противостояния, а через вмешательство свыше - найти духовное решение данной проблемы.

*
* *

Все этапы истории человечества можно рассматривать как фазы развития планетарного сознания, и тогда каждый ее этап обретает свое подлинное место и значение. Таким образом, и через эту стадию развития, когда людьми овладело материалистическое умонастроение, нужно пройти, и она, без сомнения, имеет свое предназначение и смысл. Вполне возможно, что одна из задач этой стадии была чисто экспериментальной - выяснить, как далеко и куда именно сможет продвинуться человеческое сознание, используя сугубо внешние, физические и ментальные, средства контроля над природой и не прибегая к помощи более высоких планов сознания.

Путь Духа - это путь мира, света и гармонии; и если Дух должен сражаться, то лишь потому, что существуют силы, которые стремятся либо уничтожить духовный свет, либо полностью исключить его влияние. Благодаря духовному преображению [физическая] инертность должна смениться божественным миром и тишиной, беспокойная раджасическая энергия - уравновешенной, мощной, чистой и свободной силой, а разум должен стать восприимчивым к действию высшего Света и Знания. Как может деятельность, свойственная эпохе материализма, привести к этому преображению? Едва ли материализм может быть духовен по самой своей сути, поскольку его главный способ действия прямо противоположен духовному.

Духовная работа осуществляется изнутри вовне, тогда как принцип деятельности материалистически мыслящего интеллекта заключается в том, чтобы следовать от внешнего к внутреннему. Он истолковывает внутреннее как результат внешнего, главным образом феномена материи, и действует исходя из этого взгляда на мир. Он стремится «совершенствовать» человечество сугубо внешними средствами, и одно из его основных усилий заключается в том, чтобы создать такую социальную систему, которая бы формировала людей, обладающих определенными внутренними качествами, или бы заставляла их в себе вырабатывать. Растворение эго в результате единения с Божественным - это духовный подход; здесь же он заменяется идеей принесения в жертву самой человеческой индивидуальности - принесения в жертву государству, для которого высшей ценностью является промышленная и военная мощь.

Чувство прекрасного, возвышенные мысли или эмоции нередко называют духовностью, однако сами по себе они обладают своей - физической, ментальной или витальной - природой, а потому слово «духовность», используемое в их отношении, утрачивает свой подлинный смысл.

image Click to view


image Click to view


image Click to view


worldchanging

Previous post Next post
Up