Главная тайна истуканов острова Пасхи

Jan 11, 2021 08:07

Обладателей Avast прошу вписать домен https://rb.gy в список исключений

Делал комментарии в разных журналах о загадочных статуях острова Пасхи и тайне их перемещений по острову, кои до поры собирал тут. Давно пора сделать нормальный пост.

Попытался найти самое раннее фото истуканов острова Пасхи.
В вики есть только одно якобы 1880 года.





Которое бесспорно делалось в 1922 году, вместе с этим.



Первые фото гигантских статуй острова появились лишь на рубеже 19-20 веков, хотя открыт он в 18 веке. Это значит только одно: гигантские моаи сделаны незадолго до этого рубежа. В порядке создания истории Easter Island, он же остров Пасхи.

Первое упоминание о статуях было в книге немецкого автора Беренса, плававшего под командой голландского капитана Якоба Роггевена и якобы видевшего истуканов, "Путешествие по южным странам и вокруг света в 1721-1722 гг", изданной в 1737 году, а еще через век и в нашедшемся дневнике самого Роггевена. Но даже маленькой аннотации хватит, чтобы понять: это даже не вброс, а просто фантазия. Простой факт опровергает "свидетельство" - на всех первофото статуи закопаны, а некоторые в таком виде и по сей день.

"Больше всего голландцев удивили огромные статуи, высотой до 30 футов и более. Их было очень много, и все они стояли на каменных платформах, островитяне воздавали этим идолам (по мнению голландцев, глиняным) всевозможные почести. Все статуи были задрапированы длинными полосами материи, и эти драпировки свешивались с плеч до самого пьедестала. На головах статуй были водружены корзины, наполненные белыми камнями..."

Никто не смог подтвердить открытия, приписанные Роггевену, и даже узнать что-либо о жизни этого мореплавателя после описания его путешествия Беренсом. Так что это "свидетельство" - просто одна из фантазий чрезвычайно популярного в 18 веке жанра путешествий и приключений.

А в таком виде открытие Роггевена представлялось современникам.

"Идолы острова Пасхи". Воспроизведение оригинальной гравюры (16,3 х 26 см, Баялус и Декарт, сделанные во время экспедиции Якова Роггевена, 1722), сохранилось в коллекции Национального Исторического музея.

Имеет ли отношение эта фантазия южных морей к реальным статуям о.Пасхи? Нет, разумеется. На острове нет ни одной сидящей на постаменте статуи.



*

Впрочем, одна статуя отдаленно похожа на фантазию Роггевена, но ее почти не показывают публике. Очень неудачная, сделанная не в стилистике остальных статуй, еще и какая-то проволока от каркаса прямо перед глазами торчит.






*
В 1770 году испанский капитан Фелипе Гонсалес де Ахедо на двух кораблях, посланных вице-королем Перу, переоткрыл остров, аннексировал его в пользу испанского короля Карла III, изучил его, описал местных жителей, составил словарик из ста слов, торжественно подписал с жителями договор об аннексии.

Есть книга 1903 года издания о путешествии испанского капитана Фелипе Гонсалеса на остров The Voyage of Captain Don Felipe Gonzalez to Easter Island. 1770-1.

Дословный перевод отсюда , со стр.181:

"Мы убедились, что то, что мы приняли за кусты пирамидальной формы, на самом деле является статуями или изображениями идолов, которым поклоняются туземцы; они сделаны из камня и имеют такую высоту и полноту, что кажутся огромными толстыми колоннами, и, как я впоследствии убедился, рассматривая их и принимая их размеры, все тело состоит из одного блока, а корона или головной убор-из другого; на верхней поверхности последнего имеется небольшая вогнутость, в которую они помещают кости своих умерших, из чего можно заключить, что они служат одновременно идолам и погребальным кострам. Но трудно понять, как они могли установить такие великолепные статуи и поддерживать их должным образом сбалансированными на таком количестве мелких камней, которые помещены в основание или постамент, поддерживающий их большой вес. Материал статуи-очень твердый камень, а потому весомый; попробовав его сам с мотыгой, он ударил по огню: доказательство его плотности. Корона сделана из другого камня, который в изобилии встречается на острове, но я не видел ничего похожего на эту фигуру: она сделана очень грубо. Единственная особенность в конфигурации лица-это грубая выемка для глаз: ноздри довольно имитированы, а рот простирается от уха до уха, о чем свидетельствует небольшая борозда или выемка в камне. Шея имеет некоторое сходство; руки и ноги отсутствуют, и она идет от шеи вниз в виде грубо скроенного туловища..."

О чем это? Пирамидальные статуи, рот от уха до уха, с корзиной костей, и камень искрит от удара железной мотыгой... Автор, без сомнений, не видел, не касался, не бил мотыгой по истуканам.

В 1772 году Фелипе составил карту острова.




На карту нанес три совсем уж условных идола, унеся их в море и не следуя даже собственному описанию.



*
Этот рисунок сделал английский художник Уильям Ходжес, участник второй экспедиции Джеймса Кука, высадившейся на остров 12 марта 1774 года.

Нет такого места и подобных статуй, изображения сделаны из головы. Очевидны две идеи, которые стремился передать художник: очень большая древность и наличие шапок. Исследователи, объясняя отсутствие этого места и статуй, осторожно говорят, что художник делал рисунок по памяти.






Легко заметить, что множество свидетелей и описателей исполинов последующих лет просто брали за основу этот рисунок художника команды Кука и видоизменяли на свой манер.










Есть и более откровенное свидетельство, исполненное с меньшим художественным мастерством, капитана второго судна экcпедиции Кука Джона Джильберта. Хранится в Национальном Архиве Соединенного Королевства.
Map and sketches of Easter Island from J Gilbert`s log of the voyage of HMS Resolution through the Pacific from 1772-5..



*
Жан-Франсуа Лаперуз. Путешествие по всему миру на "Буссоли" и "Астролябии". 1786 год.

"Самые большие из этих грубо изготовленных бюстов, стоящих на постаментах, которые мы обмерили, насчитывали не более шестнадцати футов шести дюймов в высоту, семь футов шесть дюймов в ширину на уровне плеч, три фута в толщину в средней части, шесть футов в ширину и пять футов в толщину у основания. Эти бюсты, говорю я, вполне могли быть творением народа, ныне населяющего этот остров, и его численность, я полагаю, и без преувеличения, может составлять две тысячи человек".

Снова фантазия.
Во-первых, моаи снова на постаментах.
Во-вторых, 16 футов 6 дюймов высоты самой крупной статуи - это 5 метров.

Имеется карандашный рисунок с натуры, выполненный 9 апреля 1786 года художником Дюше де Вансом, членом команды Ла Перу.




Это явно не про те статуи, что в натуре. Автор в глаза не видел статуи острова и не обмерял самые крупные. Которые, если кто не знает, от 10 до 11 с половиной метров.

Интересно, что на карту хорошо изученной западной части острова Лаперуз нанес даже отдельные деревья - редкость для острова. Гигантским статуям места не нашел. Открывайте полный размер и любуйтесь.




*

В апреле 1804 года капитан Ю.Ф. Лисянский стоял несколько дней возле острова на корабле "Нева", дожидаясь И.Ф. Крузенштерна на "Надежде". Сам не сходил, только осматривал остров с моря и заметил несколько статуй, а на остров отправил лейтенанта Повалишина, со слов которого дал описание статуй в книге "Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах". СПб., 1812. Ч. 1.

Единственная деталь в книге говорит о том, что речь близко не идет о знаменитых моаи. Высота статуй Лисянского-Повалишина три метра, плюс метровые шапки.

"Ялик стоял столь близко от берега, что можно было явственно рассмотреть несколько жилищ и камень, из которого составлены ближние монументы или статуи. По указанию Повалишина, они высотою около 13 футов [4 м]. Четвёртую часть их составлял цилиндр, поставленный на головах статуй".

*

В 1807 году нидерландский историк Мартинус Штуарт издал описание статуй в 27, 20 и 17 футов, ссылаясь на записи немецкого просветителя, этнографа Георга Форстера, участника экспедиции Кука.
Изображение статуй скопировано с рисунка де Ванса, члена экспедиции Лаперуза, описание - с перерисовок фантазийного рисунка Ходжеса, члена экспедиции Кука.



*

Русский мореплаватель О.Е. Коцебу, знакомый с трудами Кука и Лаперуза, посетил остров в марте 1816 года и не нашел ни одной статуи, несмотря на все старания, а увидел только кучку камней и решил, что это и есть бывшие статуи. О чем честно сообщил в книге "Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отъискания северо-восточного морского прохода". СПб., 1821. Ч. 1.







*

В 1825 году подробно описал остров, рельеф, нравы жителей, с которыми не задалась торговля, капитан корабля "Блоссом", морской офицер, полярник, гидрограф, впоследствие глава морского департамента, контр-адмирал, президент Королевского географического общества Фредерик Уильям Бичи. Никаких статуй не видел, разрушились они. Убеждайтесь в книге Narrative of a voyage to the Pacific and Beering`s strait, to co-operate with the polar expeditions: performed in His Majesty`s ship Blossom, under the command of Captain F.W. Beechey in the years 1825, 26, 27, 28, описание острова с 58-й страницы.

*

В 1837 году французский путешественник, ученый-энциклопедист, океанограф, совершивший три кругосветных плавания, никогда не былший на острове Пасхи, Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль в книге Всеобщее путешествие вокруг света, содержащее извлечения из путешествий известнейших доныне мореплавателей. Часть VI дал волю фантазии, живописуя огромные древние памятники от 10 до 15 футов (3-4,5 м), крупнейшие - 20 футов (6 м). Любуйтесь.







Фантазия проиллюстрирована членом экспедиций Дюмона-Дюрвиля Сенсоном.
Как видим, иллюстратор не напрягал фантазию, использовав все тот же рисунок Ходжеса, художника команды Кука, и перенеся на него портретное описание мэтра.



*

В 1838 году французский исследователь Абель Обер дю Пети-Туар снова увидел статуи, и какие! Пирамидальные из Фелипе Гонсалеса и ни ранее, ни сейчас не виданные красные с белыми шапками. В отчете Voyage autour du monde sur la fregate "la Venus" pendant les annes 1836-1839. Tome 2 об острове, начиная с 221 страницы: "Еще мы заметили на берегу камни в форме пирамид, темного цвета, расставленные равном расстояния друг от друга; были увенчаны белым камнем в форме капители. Рядом с этими своеобразными памятниками виднелось большое количество белых камней, которые иногда казались выстроенными в пределенном порядке. Весьма вероятно, что эти пирамиды, как и эти камни, указывают на места захоронений. На западном побережье, прежде чем прибыть в залив Кука, мы заметили два или три памятника другого жанра, которые представляют собой платформы, на которых поставлены четыре красные статуи с верхушками, покрытыми белыми камнями или капителями".

*

В 1868 году прибыл английский военный корабль "Топаз", и судовой врач Дж. Л. Палмер не нашел каменных статуй. "Он оказался достаточно любознательным, - процитируем книгу Хейердала, - чтобы поинтересоваться археологией острова, а также местными обычаями и языческими изделиями, которые пасхальцы прятали от миссионеров.
В различных публикациях Палмер (1870 а, с. 111; 1870 b, с. 180; 1875, с. 287) рассказывает, что ему показали целый ряд деревянных поделок, бережно сохраняемых островитянами...
К каменным фигуркам пасхальцы явно относились иначе. Любознательный судовой врач записал, что на острове есть мелкие каменные скульптуры, но их, в отличие от деревянных поделок, ему не показали, и выменять ничего не удалось. Он узнал только, что у этих скульптур уши не удлиненные, как у каменных исполинов (Palmer, 1875, р. 287)".

*

В том же 1868 году епископ Таити Тепано Жоссан получил коллекцию табличек ронго-ронго и артефактов от миссионера Эжена Эйро, прибывшего на остров Пасхи в 1864 году и основавшего со священником Ипполитом Русселом со товарищи первое европейское поселение в 1866 году. В описании предметов, отправленных в управление Конгрегации, наряду с реальными есть и зарисовка статуи моаи. Но такая, что сразу видно, что авторы свидетельства с описанием в глаза не видели никаких моаи. Судьба этой статуи неизвестна, разумеется))



*

Это мы сейчас улыбаемся. А знаменитому путешественнику, этнографу Н.Н. Миклухо-Маклаю, мечтавшему увидеть статуи, было не до смеха. Он прибыл к острову Пасхи - Рапа-Нуи, но сойти и исследовать памятники не смог по причине лихорадки. В подготовленной к печати книге Плавание на корвете "Витязь", ноябрь 1870 - сентябрь 1871 г. Острова Рапа-Нуи, Питкаирн и Mангарева , впервые изданной по рукописи в 1872 году он с горечью пишет о пренебрежении исследователей к маленьким статуям, описывавшимся до сих пор. Не подозревая о том, какие большие, величественные исполины появятся совсем скоро.

"Очень сожалел я, и досадно мне было, находясь в виду острова, не побывать на нем, не осмотреть тех важных документов прежней жизни островитян, которые делают о. Рапа-Нуи единственным в этом роде изо всех островов Тихого океана. Мне было тем более досадно, что путешественники (Очень многие мореплаватели посетили о. Рапа-Нуи. Начиная с Роггевена, открывшего остров 24, Кук, Ла-Перуз, Коцебу 25, Крузенштерн 26, Бичи, Дю-Пти-Туар 27 и другие рассказывают о своем пребывании на этом острову, но все описания и изображения более чем недостаточны, если захочешь получить понятие об этих памятниках, а не удовольствоваться сообщением, что на о. Рапа-Нуи находятся большие каменные идолы 28. Очень вероятно даже, что, помимо колоссальных каменных фигур, на острову найдутся не такие громадные, но не менее интересные древности 29), видевшие эти [61] замечательные памятники, только смотрели на них глазами удивления или равнодушия, и ни один из них не постарался подробно и внимательно изучить эти достопримечательные образцы полинезийского искусства, которые до сих пор остаются почти столь же неизвестными, как и в 1721 г. (Ошибка в рукописи. Следует: в 1722 г), когда Роггевен первый описал их.

Последние более полные и интересные сведения были сообщены г-ном Пальмером, врачом на английском судне "Топаз", который был на Рапа-Нуи в пятидесятых годах 30, и г-ном Гана, командиром чилийского корвета "О`Гигинс", посетившим остров в прошлом году (Краткое сообщение Луиса Игнасио Ганы об этой интересной экспедиции напечатано в годовом отчете Чилийского морского министерства народному конгрессу (см. прим. на с. 59) 31). Чилийская экспедиция подтвердила в главных [63] чертах уже сообщенные г-ном Пальмером известия, что не все каменные идолы уничтожены (Бичи привез известие, что все колоссальные статуи на Рапа-Нуи разрушены, но уже бывший после него Дю-Пти-Туар опроверг это сообщение. Подтверждение рассказа Пальмера г-ном Гана оттого имеет вес, потому что некоторые писатели, как например, Г. Герланд (см.: Waitz Theodor. Anthropologie der Naturvolker. T. V. 2 Abth., fortgesetzt von G. Gerland, Leipzig, 1870. S. 225), сомневались в верности подробностей, сообщенных г. Пальмером), что еще многие стоят, другие опрокинуты, но еще целы, что главное место их выделки находится у края описанного г-ном Пальмером вулкана Утуити и что в некоторых местах можно было еще видеть, как они в прежнее время стояли, именно на высоких платформах или алтарях 32. На корвете "О`Гигинс" были привезены разные предметы, которые были отданы в Этнологический музей в Сант-Яго, где я имел случай и удовольствие их видеть. Кроме большого идола (Этот идол, 1 1/2 м вышины, был нарочно выбран как самый малый между громадными, из которых некоторые достигали, по словам Роггевена, до 12 м вышины (см.: Gerland. S. 224). На "Топазе" был отвезен в Англию один из идолов Рапа-Нуи, другой на фрегате французском "La Flore" отправлен во Францию 33) из черной лавы 34..."

*

Французский корвет "Flore" был на острове в январе 1872 года. Ни одной целой статуи опять не нашлось. Согласно рапорту адмирала Франсуа Тедора де Лапелена, "за неимением полной статуи в хорошей сохранности, которую легко можно было бы перевезти, мы должны были удовлетвориться тем, что отсекли голову от сброшенной статуи, которая лежала лицом вниз и которая была слишком тяжелой, чтобы погрузить ее целиком" (Lapelin Т. de. L`Ile de Paques (Rapa-Nui) // Revue Maritime et Coloniale. Paris, 1872. T. 35. P. 106).

Это она, 188 см. Сейчас находится в Музее на набережной Бранли (Париж).



Поскольку Миклухо-Маклай побывал на острове Пасхи за полгода до "Flore", а очерк завершил в августе - сентябре 1871 г., он не мог знать о событиях, случившихся позднее. Остается предположить, что во время совместной стоянки "Витязя" и "Flore" в Вальпараисо (см. об этом: Кр. вест. 1871. No 78) Миклухо-Маклай узнал о планах, связанных с предстоявшим посещением о. Пасхи французским корветом и намерением переправить одну из скульптур Рапа-Нуи во Францию. Судя по рапорту Лапелена, можно допустить, что доставка статуи входила в его предварительные планы.

Рапорт подал капитан. В это время юный гардемарин, помогавший в том числе пилить голову, Луи Мари-Жюльен Вио, набросал рисунок, на основе коего впоследствии напишет акварель и использует ее в своей книге 1899 года, будучи маститым писателем в жанре путешествий и приключений. К нему мы обратимся ниже, он заслуживает того, а пока полюбуемся на рисунок безвестного гардемарина. Под ним надпись: "Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра островитяне наблюдают за моим приплытием".

В котором месте похожи статуи на оригиналы, исполненные в натуре?

Чистая фантазия жанра путешествий и приключений. Хотя сходство с отпиленной головой у этих монстров есть, но эта голова - не прославленных моаи.




*

Первoе в истории относительно реальное изображение - рисунок художника Александра де Бара по эскизу французского этнографа Альфонсо Пинара, посетившего остров Пасхи в 1877 году. Это лагерь офицеров в кратере вулкана Рано Рараку в Пасхальное воскресенье 1877 года.

Понятно, что там и таких статуй нет. Ученые объясняют фантазию тем, что художник сознательно изобразил небывалое, чтобы показать разные стадии готовности вырубаемых и вытесываемых статуй.




Но главное не это.

Рисунок выдающийся.

Во-первых, он выдает, что ни ученый, ни художник понятия не имели о реальных статуях, головы которых не могут стоять на скальном основании, поскольку у них есть туловища, закопанные в грунт.
Второе и главное: в реале ученый и художник могли видеть только таких истуканов, закопанных по шею.

Этот рисунок Пинар опубликовал во французском географическом журнале путешествий Le Tour du monde в 1878 году в очерке об острове с тремя другими своими зарисовками.

Две из них фантастичны.





Третья бесспорно реальна. Не густо было реальных моаи в бытность на острове исследователя в 1877 году.



Рисунок надежно указывает на период начала работ над формовкой статуй и готовности самых первых - конец 1870-х годов.

Но это еще много лет делалось тихо и оставалось почти не известным общественности. Еще и в 1909 году энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона ничего не знал о выдающихся идолах. В статье указаны другие достопримечательности и события: "Пасхи, остров или Вайгу (Waihu), самый вост. из островов Полинезии, 118 кв. км., 150 жит.; открыт 1722 в праздник Пасхи, 1888 занят респ. Чили. Развалины древних храмов".

*

В 1886 году на острове начала трехлетнюю работу большая экспедиция, прибывшая на корабле "Могикан". Было проведено тотальное исследование острова, флоры, фауны, геологии, составлены карты, систематизированы объекты, в частности, 113 ритуальных платформ аху, собраны бесчисленные артефакты, таблички ронго-ронго, составлены словари, описаны быт, занятия аборигенов... Итоги свел в 1891 году в отчете Te Pito te Henua; or, Easter Island помощник командующего ВМФ США, герой Гражданской войны, начальник и казначей экспедиции Уильям Джуда Томсон.

Отчет удивителен тем, что самому выдающемуся достоянию острова - моаи уделено мизерное внимание.

Стоит показать все.







Еще один закопан возле аху.



Одна статуя, не классического моуи, стоит на аху, одна сброшена.





На острове 887 моаи (886 с учетом происшествия, о котором в конце поста; вряд ли рассыпавшийся моаи подлежит восстановлению). Экспедиция, ставившая целью создание по сути энциклопедии острова, описывает даже не процент. Как это понимать? Единственным образом: не было других.

В "каменоломне" с двумя "заготовками статуй" экспедиция зафиксировала удивительное: "заготовка" одна.



Имея фотоаппаратуру, экспедиция Томсона почему-то не пользуется ею для съемки моаи, кроме единственного раза. Разумеется, это то место на склоне, где первые моаи появились в 1877 году у Пинара. Статуй, как видим, ощутимо прибавилось.



Место известное. Сравнив это единственное фото с реальным видом, видим, что у Томсона одна статуя в ближней группе отутствует, но унесена на дальний план, т.е. изображение - фотомонтаж.



Угадайте с семи раз, в курсе ли был начальник экспедиции, крупный чин ВМФ, что ставит в отчете липу?

И чем еще занималась экспедиция три года, помимо декларируемой деятельности?

*
Теперь, как обещано, возвращаемся к гардемарину Вио, помогавшему в 1872 году капитану Лепелену пилить голову наиболее сохранившейся упавшей статуе. Его военная карьера не задалась, зато он стал состоятельным процветающим писателем Пьером Лоти. Написал десятки романов в модном жанре путешествий и приключений в экзотических странах, в жизни был таким был экзотическим и эксцентричным, как его романы, заводил жен в странах, где бывал, стал автором одного из первых в Европе романов об однополой мужской любви, ажиотировал свет, снимался голышом, собирал всякую всячину вплоть до мумий египетских кошек, а также и реально ценные артефакты и документы...

В 1899 году писатель вспомнил о посещении в молодости острова и выпустил об этом книжицу "Rapa Nui". Буйные фантазийные описания мнгочисленных древних руин и статуй, которые он сроду не видел, ценности не представляют (прочтите тут, если интересно), это просто дань читателям модной темы. Что реально интересно - иллюстрации, которые в многочисленных изданиях книги были все помечены 1872 годом. Фактически это все, что успело появиться на острове к началу 20 века. Понятно, что популярному писателю надлежало "узаконить" все это.

В библиотеке Galliсa нашлось 5 этих рисунков из архива писателя. Лоти своей рукой написал, что они от Альфонса Пината 1877-78 годов. В чем также сомнения - мы показывали, что видел Пинат. Он тоже был эксцентричным, но в другую сторону: занимал деньги, выбивал гранты на путешествия и прибретение артефактов, собрал потрясающие коллекции, украшающие фонды многих музеев, вкладывал в этнографию больше, чем имел, умер в бедности, продавая библиотеку и оставив вдову работать прачкой. Пинат вполне мог выкупить и эти свидетельства.











И еще две новации от Лоти, с которыми остров вступал в 20 век.





*

Как видим, не часто посещали мореплаватели остров с такими замечательными, большими, неповторимыми, единственными в мире статуями. А посещая, до конца 1870-х годов, а многие и после, видели какие-то совсем другие статуи, либо вообще никаких.

Это значит только одно: не было нынешних замечательных статуй в эти посещения, первое реалистичное изображение появилось только в конце 1870-х годов. А первой работой, познакомившей широкий круг читателей с реальными статуями, стала книга The Mystery of Easter Island: The Story of an Expedition, изданная Кэтрин Рутледж (1866-1935) в 1919 году.

На остров писательница прибыла в 1915 году с мужем Уильямом Рутледжем (1859-1939), которого английская Вики представляет как британского этнографа, антрополога и авантюриста. Сама Кэтрин закончила дни в психиатрической больнице. Вот такое авторство у великой истории, легенд и загадочного культа Человека-Птицы народа Рапа-Нуи, в науке - создателя статуй.



*

Остров - модель создания истории народа в миниатюре. Своего рода полигон цеха создателей истории. Разумеется, не было никаких войн, королей, династий на этом острове, никем и ничем, кроме записей Кэтрин Рутледж, не подтвержденных. Все сочинено с нуля и явлено общественности в 19 году 20 века. В том числе статуи моаи во всей красе. Полный новодел, и даже еще опалубную форму не со всех истуканов сняли в первой фотосессии.



На первых фото, использованных в книге Рутледж, моаи только что выкопаны - световой загар не успел покрыть подземные части статуй. Британский музей, выставивший эти фото, пишет, что сделаны они в 1914-15 годах. Скорее в 1915-м - годом приезда четы Рутледж на остров.











Обращаем внимание на то, что "полувырубленные в каменоломне заготовки" формовались на плоской поверхности. Они вообще не предназначены для установки, сразу делались как лежащие.







*

Удобнейшее время для формовки большинства гигантских моаи ясно просматривается в истории аннексии острова чилийской администрацией (а все государства и ведомства, мы помним, поддерживают программу создания истории, как, например, в Мексике ...) в 1888 году. Капитан-лейтенант ВМС Чили и командир крейсера "Эсмеральда", ветеран русско-турецкой войны в составе британского флота и Тихоокеанской - чилийского Торо Уркадо Поликарпо, в предыдущей чилийской экпедиции 1870 года под началом Луиса Игнасио Ганы служивший кадетом, занял остров, проведя до этого переговоры и уладив финансовые вопросы с владельцами имущества, англичанами, французами, католической миссией. Новая власть в его лице учредила колонию из трех семей, определила туземцев в деревню-резервацию, обнеся оную пограничной оградой. Остальной остров, более 90% площади, был передан в аренду шотландско-чилийской компании Williamson-Balfour Company, специализировавшейся на полезных ископаемых, под овцеводство. Это немного не сходится с датировкой рисунков с первыми правдоподобными моаи. То есть начинали создатели точно не под крылышком компании. Что не мешает успешно и масштабно продолжить под ним.
Некоторые авторы пишут про лагерь и исправительную колонию, учрежденную чилийской властью. Резон есть, зека отметились на памятниках и Пальмиры, и Египта , но на острове Пасхи это не подтверждается.

Материалом для форм, нетрудно догадаться, стал старый добрый целлулоид, открытый в 1839 году, он же паркезин. Не пластик 20 века, а самый первый, нынешнему поколению не знакомый. Он и горит как порох, мгновенно и сильно (еще в 1960-х годах советские дети делали ракеты из картонных трубочек с фотопленками, еще сохранявшими это свойство первоцеллулоида), и разлагается сам по себе без особых воздействий за годы.

Но много моаи были открыты быстро. Что делали с формой? Жгли.

Вот этот загадочный снимок, на мой вгляд, объясняет все. Раскоп понятен: кроме моаи, нечего раскапывать. Палатка скрывает от лишних глаз еще не освобожденных от форм моаи: не все в экспедиции знали маленький секрет, а лишь кто надо. Загадочен фартук. Одно объяснение: бурное мусорное горение, жалко прожигать одежду. Первоцеллулоид горит как порох, не надо рыть грунт, открывая форму, достаточно взрыхлить его, а это - облако раскаленных песчинок и частичек туфа... Той же цели, что фартук, служит и шапочка для волос.



Ниже остальной фотоархив, из которого Рутледж взяла фотографии для своей книги. Роскошные снимки спустя несколько сезонов после создания, когда трава едва успела вырасти после копки, да и то не везде.















Вот как можно поколениям исследователей полтора века не замечать такую красоту?





































А тут обратите внимание на признак усыхания формованной смеси, выпятившего наружу находящиеся близ поверхности бутовые или сухие комки.














Обратите внимание: при Томсоне в 1886-89 годах этот моаи был только в проекте; в реале его развернули в другую сторону.



























Наверняка эта пара моаи формовалась одновременно - делали группами.



Похоже на неудачную попытку создателей "поставить" моаи, убрав грунт. Упал и развалился. Впредь сочли за лучшее предоставить откапывать ученым.



*

Современная аппаратура видит больше, чем вековой давности аппарат Рутлеж. И ясно дает понять, что к "каменоломне" моаи не имеют отношения.

Она же поможет найти ответ и на главный вопрос, мучающий поколения ученых: как перемещали аборигены истуканов? Ответ: никак)) Страдать такой глупостью - вырубать и таскать по горам и долам неподъемных истуканов могут только ученые. Они сделаны на месте. Формовались твердеющей смесью с вулканическим туфом в составе в ямах на склонах гор в легких формах, грунт отбрасывался. Всего навсего.

Глаз на месте может и не заметить на такой фактуре, но хороший объектив увидит посторонние предметы, неизбежные при такой мега-формовке.

И забутованный кирпич.






Еще три фото этого идола с кирпичом. Кликабельно.










И любимую проволоку всех древних цивилизаций. В совокупности с годом появления артефактов в науке и СМИ - какие сомнения в эпохе изготовления?






Для сетевых знатоков геологии скажу: вулканический туф включает в себя фрагменты других пород, но не квадратные кирпичи и проволоки. А естественные включения не могут торчать наружу ни при какой внешней обработке. Они обязательно будут сбиты. Так торчать они могут только при постепенном затвердении-усыхании массы, слегка теряющей объем.











И чтобы никаких не было сомнений у ученых академических и альтернативных наук, для них сделали, как в Египте под Асуаном, каменоломню с парой "незаконченных статуй". Полазить и как следует рассмотреть их нельзя, близко к ним не пускают, но хотя бы профессиональную фотоаппаратуру не запретили автру нижнего снимка, как в Египте. Этого достаточно, чтобы увидеть: в этой формовке такие же потеки и постронние предметы, как и в истуканах, которых здесь якобы рубили и таскали по острову - вот делать-то было нечерта рапануйцам несчастным...










*

Статуи, разумеется, не армированы. Просто бутовали хлам какой попадет.

Недавно пикап въехал в одну статую моаи. Пикапу хоть бы что, а статуя - в мелкие комочки.
Тут галерейка . И опять посторонние включения. Но не армирование, с ним бы статуя уцелела, а какие-то палки, мусор - вон они справа на ближнем плане. Бутовали все подряд в этого моаи...




Инцидент показал, что статуи из хрупкого вулканического туфа не только неподъемные, но и невероятно хрупкие.
Это существенно усложняет задачу ученых академических и альтернативных наук.
Им надо не только исхитриться доставить во все концы, например, двух крупных моаи весом по 80 тонн на расстояние 3,6 и 5 км, но и не развалить их. Какой площади должно быть место приложения тянущей силы, способной двигать 80 тонн? И по какой поверхности должны скользить 80-тонные идолы, чтобы не обломать и не стереть выступающие части? Так надо ставить задачу, а не кантовать стоймя изваяния в масштаб меньшего веса и большей прочности по твердому ровному покрытию.

Еще есть недострой в 21 м длиной, вес, в оценке, 270 тонн.

*

Что касается нескольких маленьких и мало похожих на нынешние изваяний, реально увиденных путешественниками 18-19 веков, то они и сейчас стоят в Британском музее. В коллекции Рутлеж, подаренной музею, среди других артефактов, найденных, украденных, выменянных в течение полувека до нее, помимо других предметов есть истуканы гораздо мельче сделанных на острове. Скорее их нужно рассматривать как эскизы.

Вот единственная похожая, высотой 2,3 м, вывезена в 1868 году.







Остальные больше похожи на наброски, не очень удачные, делавшиеся как модели для форм, пока мастер не нашел нужный образ.





Одно-два из этих маленьких изваяний вполне могут быть и реальны. Но в истории они останутся только как неказистые экспонаты в дополнение к исполинским статуям на острове.
В истории несчастные рапануйцы вместе с учеными, журналистами, общественностью сети будут вечно рубить и таскать неподъемные статуи, сделанные формовкой в грунте на маленьком острове среди Тихого океана.

*

Помянем, раз уж мы про историю рапануйцев, сделанную в литературе, и "письменность". Ею тоже наделили легендарный народ создатели истории, как без нее! Несколько табличек ронго-ронго, сделанных в середине 19 века на плашечках теспезии - священного дерева островов Полинезии для ритуальных фигурок и племенных барабанов, из европейского весла, обшивки европейского корабля, а также из подокарпа, дерева, растущего в ЮАР. Плашечки длиной 0,2-0,7 м плюс палка-посох длиной 1,26 м.

Ни к одной известной системе письменности, установили ученые, ронго-ронго не относится. Рапануйцев, понимающих таблички, не нашли, иных надписей где-либо, кроме острова, не обнаружили, расшифровать по сей день не сумели. И не сумеют. Потому что это сделано из головы, без всякого смысла, просто как необходимый атрибут истории - "письменность".



*

Ума и здоровья.

Другие материалы о создании истории

[Вынужден ставить]
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.


строительство истории, остров Пасхи, создание истории, моаи

Previous post Next post
Up