Считается, первая фотография Александровской колонны. 1853 год.
Давно пора рассыпать сказки про то, как высекали, точили, тащили, ставили Александровскую колонну вопреки законам природы мастера Суханова с солдатами Александра, иерофанты працивилизаций, атланто-плеядянты тартарий и прочие анунахи с неебиры.
История создания цельной Александровской колонны сфальсифицирована с истока. Колонна обыкновенная составная. 10 частей вполне видны, если посмотреть с фильтрами на дальних фото, и без всяких фильтров - на ближних.
Это обычная составная колонна в гранитной облицовке, сделанная в комплекте с прочей античностью в рамках глобального проекта наделения сапиенсов историей, немногим позже остальной, одновременно с завершением гизских пирамид, но не унесена историками во тьму веков и пески времен.
Можно сколько угодно цитировать Монферрана, но одной стадии "свидетельств современников", начальной-вырубальной, очень стесняются и официозники, и альтернативщики всех мастей.
"Камень", по свидетельству современников, вырубали "искусно вычисленными взрывами". Вот этот текст мне особенно нравится. Думал, кретинизмом страдает только нынешний цех создателей истории, вроде этих. Ан нет. Случалось и прежде.
"Когда всѣ передовыя массы передъ колонною были сняты, Колодкинъ приступилъ къ расчистке основанiя горы подъ массою самой колонны, и когда сiе искусно вычисленными взрывами, направленными во всѣ стороны камня, было окончено, такъ, что вся масса, имѣвшая болѣе 100 тысячъ пудовъ тяжести, почти висѣла на воздухѣ - поставил он подставки подъ массою и съ лицеваго бока. Сiи подставки по всей лицевой или наружной сторонѣ входили въ массу верхними концами посредствомъ выдолбленныхъ въ сей последней гнѣздъ, а нижняя часть сихъ контрфорсовъ была поставлена на бревна, и зарыта въ землю. Длина сихъ бревенъ была отъ 4 до 5 саженъ. Такимъ образомъ люди имѣли возможность безъ всякой опасности работать еще подъ массою, ибо надлежало разрѣзы или пазы снизу у основанiя расширивать посредствомъ взрывовъ, для удобнѣйшаго и беспрепятственнаго паденiя громады съ боковъ. Когда все сiе приведено было къ окончанiю, приступилъ Колодкинъ, в присутствiи уже самого Г-на Яковлева, къ распоряженiямъ для отвалки колонной массы..."
В общем, Александрийскую колонну не выламывали клинышками из гранитного монолита и не выдалбливали молоточками, как можно было бы решить, глядя на рисунки других объектов, а получали управляемыми (вычисленными) взрывами (!!!), в гранитном монолите (!!), висящей (!!!), а потом уже стелили бревна, еловый лапник и хворост, чтобы ронять ее. Об этом читайте далее на ссылках.
Феерично! Мы в восхищении. Прадедушка Семы Пегова знал толк в своем ремесле. Про взрывы, правда, ничего не знал, и вряд ли за свою жизнь хоть когда-нибудь видел хоть один взрыв, но разве это помеха для честного репортажа?
* Формальность для тех, кто в танке: монолиты по законам природы раскалываются при взрыве. Монолит весом более 100 000 пудов (1 638 тонн), повисший почти в воздухе, отколется сто раз уже от веса и тысячу - при вычисленных взрывах, от импульсов, при выборке пласта гранита под ним бесчисленными зарядами, на кои ушло "до 200 бочекъ пушечнаго пороху". В бочке 40 ведер (491 литр). Для танкистов - это дометрические меры объема.
Благодаря активному обсуждению поста блогера sehem-het - спасибо ему! - появился повод рассмотреть еще одну ложь историков питерских колонн, связанную с вычисленными взрывами. Историкам помогает подвесить исполинскую заготовку в воздухе забавное открытие - взрывники выбирали под ней не просто массив, а подслойку.
Каким образом образуется слой земли между слоями гранита, историкам неведомо, сегодняшние историки просто вынуждены повторять глупость прежних. Но геологам, знающим о магматическом происхождении гранита, ведомо: никаким. Слой гранита не может выйти, накрыться землей и поверху еще одним слоем гранита. Просто при Василии Серафимове этого не знали.
Можно ли найти эти подслойки в трудах геологов? Увы...
Но есть и печальная для историков питерских колонн констатация: "Наряду с протяженными субгоризонтальными трещинами, разделяющими их на пласты, граниты-рапакиви, в отличие от серых гранитов, во всем объеме разбиты также небольшими по протяженности (0,2-0,5 м) субгоризонтальными трещинами, большая часть которых выявляется только при раскалывании".
Удержат ли эти трещины на весу козырек в 100 000 пудов, который еще и выбирался снизу бесчисленными зарядами 200 бочекъ пушечнаго пороху ? Ответ, уверен, очевиден даже для двоечника.
*
Делалась колонна, как не раз говорил, из стандартных составных частей (известняка или подобного материала), как многие "колонны античности", под оболочку искусственного гранита, формованного составной, съемной опалубной формой снизу вверх. Поставлена скорее всего на естественную скальную основу; на искусственный фундамент такую хрупкую махину ставить рискованно. Составная форма из набора металлических створок использовалась по очереди по ходу приставления частей сердцевины. Каждый отрезок сужен кверху на сантиметры. Поверхность искусственного гранита филигранна, но не безупречна. Места стыков частей все же провалены кое-где, и их не заделать до идеально ровного.
Сцепляемые створки ставились по недозастывшей массе гранита. Волны в месте стыков есть, хотя глазом это трудно увидеть (я не увидел, когда смотрел в живую). Но иногда полезней смотреть хорошую съемку. Александровская колонна - как раз такой случай.
След. Недозастывший гранит при усыхании в месте стыка частей сердцевины слегка обтёк части, образовав характерные складки.
Еще раз повторю бетонщикам сетевой истории: ни один антик не заливался, а закладывался порционно, постепенно, по мере схватывания (частичного затвердения) предыдущих порций. Реакция и усыхание идут не один день. Гранитная масса схватывается, будучи еще мокрой, поэтому не образует швов. Хотя при больших объемах и многократности закладки складок не избежать. Как в Асуанском недообелиске с разрезом - здесь полно примеров.
Еще две складки на стыках. Посередине 8-я часть, под ней 7-я. Дефекты формы сердцевины гранитная масса, полностью застыв, слегка обтекла.
Продольные волны искусственного гранита - типичнее некуда.
А вот к финишу - когда форма снята - может быть только ручная работа. Это не шпатель, самый верх выравнивался вручную.
Торцевидный предмет в месте паза между 9-й и 10-й частями отпечатался. Великанский ли палец - для сетевых историков-дурачков, молоток ли строителя - для вменяемых читателей... - это неважно. Главное, что это отпечаток на сырой массе искусственного гранита.
Внизу колонны, у самого основания, нашелся легкий недозалив с явными потеками.
Еще пара отпечатков-вмятин. В одной из них явный посторонний спиралевидный предмет. Жаль, что не полностью попал в кадр. Оказывается, оболочку искусственного гранита прокладывали не просто сеточкой-каркасом, а сеточкой из спиралей... Это разумно - достигается максимально возможная сцепка и соответственно прочность изделия.
Шлифовка была, но минимальная. Поверхностный гранит колонны - это очень точная работа с очень гладкой формой, полой трубой из минимально пористого, шлифованного металла.
Полированная опалубая форма - сама по себе шлифовочная машинка. При аккуратном поднятии лебедкой идеально шлифанет полузастывший гранит.
Колонна имеет энтазис - сужение кверху на 0,5 м. Если сжать 10-кратно фото с корректного ракурса, энтазис виден. Например, с этого фото .
Также видно, что колонна при последовательной закладке в створчатой форме ощутимо ушла в сторону.
Без энтазиса снять опалубный отрезок трубы, не повреждая поверхность, в принципе невозможно.
Немного о печальном. Разумеется, оболочка рассыпается, реставрация трещин идет непрерывно. На этом фото, например, я насчитал 18 реставраторских вкладок, сделанных в разное время в процессе реставрации трещин.
"Монферран пишет, что 19 сентября 1831 года "скала, поколебавшись в своем основании, медленно и без шума повалилась на приготовленное для неё ложе". Осенью перевозить монолит было очень опасно. Поэтому, прямо на месте приступили сначала к оболваниванию монолита, а затем к обтесыванию по специальным шаблонам. Работы производили на протяжении полугода 250 каменщиков. На чертеже колонны изображены шаблоны для обтесывания. Колонна разделена на 12 частей, для каждой части был свой шаблон. На чертеже шаблоны №7 и №12:
Нижний диаметр колонны 3,66 м (12 футов), а верхний - 3,19 м (10 футов 6 дюмов). Верхний диаметр колонны укладывается в её высоте восемь раз. Расчет энтазиса (кривизны боковой поверхности) колонны выполнял математик, механик и инженер Гаврило Францевич (Габриэль) Ламе (1795-1870), преподававший в то время в Петербурге вместе с Бетанкуром в недавно образованном Институте путей сообщения
Не совсем понятно, что значит свой шаблон, вроде речь идет об энтазисе, стало быть о постепенном сужении колонны в диаметре, но из чертежа этого не видно. Внизу отмерено 21 Pieds, вероятно, речь идет о старой французской единице измерения длинны и расстояния (парижский вариант): 1 пье = 32.48 см. Значит 21 пье = 6,82 м. Тут же шкала длины в саженях, примерно 3 саженя, значит те же примерные 6,5 м. И что это за многослойная "оболочка"? Если убрать "оболочку" то примерно получается диаметр Александровской колонны у основания 3,7 м.
* Дополнение о явной фальсификации Монферраном других стадий производственного процесса, не выдерживающих критики с позиций простейшей логики; из обсуждения там же.
Рисунки "добывания монолита" - фальшивка еще на этой стадии.
Вот так феерично выбирали паз под заготовкой колонны. Искусно вычисленными взрывами. Расчищали и расширяли теми же взрывами, пока не повисла козырьком заготовка массой более 100 тысяч пудов - 1 638 тонн. После этого выдолбили снизу в козырьке пазы и вставили в них опоры, другим концом закопанные в землю. И в безопасности продолжили работу. И под этот козырек натаскали хвороста, лапника и бревен.
Причем, в первом издании своего комикса 1830 года Монферран изобразил карьер, ни рельефом, ни другим местом не похожий на общеизвестный.
Ну да ладно)) Далее, по Монферрану, выдолбили у основания козырька паз для бревен и отломали заготовку десятком бревен как рычагом.
Бредни про вычисленные взрывы и козырек в 1 600 с лишним тонн не обсуждаем; эта часть горно-колонных работ попросту незнакома ни Монферрану, ни историкам.
А каким образом был вырезан паз в ширину бревна, глубиной в два роста между заготовкой и скалой? Авторы говорят: "невероятно тяжелой работой". Привлекли якобы от 300 до 400 человек. Толку от этих сотен никакого нет, потому что в этом пазе может работать только один человек на метре с небольшим, причем сильно стесненный в движениях. С ручным инструментом для долбления это занятие на годы, если не десятилетия...
Неужели никаких ученых, видящих фантастические рисунки и описания, не посещала мысль о фантастичности этих рисунков и описаний? Быть такого не может. Думаю, посещала, но любой историк обязан верить авторам рисунков и описаний.
* И еще есть небольшая проблема у тесальщиков колонны. Доставка.
Глубина выхода из залива с каменоломней не позволит пройти никакому плавсредству с грузом 600 тонн.
"Судно находилось в воде: в средине 9, в корме 8,5 , а в носу 7,5 футов, на глубине морской около 25 футов".
9 футов - 2,74 метра.
"Святой Николай".
Ближайшие к берегу якобы погрузки колонны отметки глубины окружающих бухту вод, с южной стороны до западной: 0,9 м; 0,9 м; 0,1 м; 0,6 м; 1 м; 1,3 м; 1 м. Карта
Современникам подъем известен в основном по рисункам Монферрана. Картин других художников известно три.
Через пять дней после установки представил картину "Подъем Александровской колонны" Александр Денисов.
Французкие художники Бишебуа и Байо опубликовали в 1834 году литогрфию "Подъём Александровской колонны в 1832 году", сделав пометку, что использовали рисунки Монферрана. Который опубликовал их только в 1837 году.
Григорий Гагарин надписал акварель "Александрийская колонна в лесах. 1832-1833": "D`aperes nature p. le P-le Grigoire Gagarine. Priutino, ce 4 juine 1833" - С натуры князем Григорием Гагариным. Дописано в Приютино. Сего 4 июня 1833.
Далее переношу несколько комментариев из обсуждения темы колонны отсюда; это аккаунт журнала "Наука и религия", редакция которого взялась наладить дискуссию между представителями академической истории и остальной.
* Думаю, что уж это-то творчество свидетелей подъема колонны т.т. Луи Пьера-Альфонса Адама Бишебуа и Адольфа Жана Батиста Де Байо даже самый непримиримый академист вынужден будет признать фальшивкой, за полной очевидностью данного фейка.
Любой профессиональный художник знает, что невозможно, наблюдая процесс поднятия колонны, ошибиться в эскизе настолько в ее длине - аж в полтора раза. Вывод тут только один: художники в глаза не видели процесс.
Выполняя поставленную задачу - сфабриковать художественное свидетельство поднятия колонны, художники исполнили более реалистичный вариант, подъем частями. Справедливо рассудив, что и половину-то поднять таким методом проблематично... Подъем второй половины можно было сделать аналогичным подъемником с насыпного грунта, вполне вероятно, что художники, совместно или по отдельности, изобразили весь комплект работ, но заказчик забраковал остальные работы...
Получается, что у первых хроникеров был заказ, где ставили составную колонну из двух частей. Затем его переиграли, и у Монферрана вышла отредактированная версия, где колонна целая.
Такое частенько случается у цеха.
На картине Денисова "Подъем Александровской колонны" очень похоже, что колонна тоже коротковата. При целой колонне просвета в лесах там, где его нарисовал художник, быть не должно. Так что окончательная версия только у Монферрана.
Скорость написания Денисовым картины также говорит за то, что заказ был дан заранее и давно исполнен.
Кстати говоря, и погода у Денисова и Бишебуа-Байо радикально разная, и солнце светит с разных сторон... Хотя погода в Питере часто меняется.
Погода, разное время суток - дела терпимые. А вот две белые палатки на одной картине и одна - на другой говорят о том, что в данное время в данном месте не могло быть авторов этих картин.
Главное отличие. У Денисова, как и Монферрана, система пандусов и балок. У Бишебуа - вполне явный и гораздо более реалистичный насыпной грунт. Это все-таки черновой вариант показа установки колонны, который был заменен на нынешний "классический".
Объяснить эти вещи можно только редактированием версии подъема. Раннюю версию Бишебуа-Байо отредактировали на позднюю версию Монферрана-Денисова.
Намеченное создателями легенды о подъеме, разумеется, выпирает и на картине Бишебуа-Байо. Картину также редактировали, как и версию подъема.
Поверх очевидного грунта с перепадами высот нанесли там, где возможно, линии досок помоста. Выделил два участка красным.
Получился двойной абсурд. Помост держит не только невероятный вес колонны в 600 тонн, но и сопоставимый с ним вес грунта.
Который в принципе незачем насыпать на помост.
На дальнем плане, за тележкой, толщина грунта - примерно две трети роста человека, и грунт насыпан на обширной площади, на которой стоит сплошная масса людей, теряющаяся на дальнем плане и видимая с нашего ракурса. Это тройной абсурд: масса людей - еще одна нагрузка на помост.
Повторю: художники изобразили весь подъем половинами и насыпным грунтом, но массам была явлена только одна эта картина, и та после редактирования.
Похоже, нашелся и образец, с которого французы редактировали свое творчество - спасибо блогеру metafor-7. Антонио Агостино, помощник Монферрана, швейцарский архитектор на российской службе, изобразил и абсурдный деревянный помост для сотен тонн колонны и войск, и более вменяемый, чем у мэтра, подъем колонны половинками.
Рис. 4 п. Волохов - деревянный помост, построенный для возведения Александрийской колонны, в папке Антонио Адамини, 1835, доски 55. Санкт-Петербург, Библиотека университета путей сообщения кат. Двадцать пять.
Рис.5 Разрез на деревянных помостах, в портфолио Антонио Адамини 1835, доска 49. Санкт-Петербург, Библиотека университета путей сообщения кат. Двадцать шесть. От колонны лишь половина.
А в реале, естественно, составляли из 10 частей сердцевину, затем покрыли искусственным гранитом, смесью, готовившейся при ней же.
Единственная картина, отражающая реальный "подъем", эта. Григорий Гагарин. "Александровская колонна в лесах. 1832-1833".
Нижние сектора готовы. Гранит прижали теми самыми "шаблонами для обтесывания", чтоб не выперли складки (не очень хорошо это получилось, зафиксировали "шаблоны" недостаточно крепко). Работы ведутся на уровне 7-8 секторов.
Сама по себе конструкция деревянного сооружения при колонне, в официозе "леса" - однозначно не леса. Для лесов она чрезвычайно избыточна. Это одновременно и подъемный механизм, которым составлялись 10 секторов стержня колонны, и конструкция для создания оболочки искусственного гранита. Вся работа над секциями заняла день-два, после чего два года колонну якобы шлифовали, на деле облицовывали гранитом. Что именно делалось в глубине "лесов" - никаким прохожим горожанам из-за забора видно не было (как и представления о том, как именно "шлифуют колонны", также ни у кого не было), заглянуть поверх забора никакие горожане также не могли, их в зданиях на Дворцовой площади, сплошь занятых под госучреждения, просто не было.
Строение под подъемником-лесами - предельно функциональный сарай, примитивно сложенный из блоков, производственное помещение разового использования. На крыше парапет выложен не сплошняком, а с проемами для подъема груза. Правое крыло сделано ниже, как площадка для той же цели. Напротив нее - ворота и груженая подвода, на ней поднятый материал.
Бревна для доводки "лесов" либо - скорее всего - сегменты стержня колонны затаскивались на дальнее от нас крыло, при этом часть стены развалилась. Это никого не волновало, потому что весь или бОльшая часть крупногабаритного пиломатериала уже была поднята. Напротив крыла складирован более мелкий лес.
Сравним с фантазией Монферрана, где тоже есть как бы проем.
На рисунке реальной стройки однозначно не проем, а пролом. В каменной стене. Помещения с окнами для света, перекрытыми арочной кладкой. По обычаю до эпохи ЖБИ их так и перекрывали. Даже штукатурка была на этом здании, но изрядно осыпалась...
Пролом не планировавшийся; к нему даже временная лесенка приставлена, со стопки кирпичей, сливающихся по цвету со стеной. Что-то сверзилось. Не брусья, конечно, а часть колонны. Кроме одного из сегментов, такой пролом больше нечему оставить... Поверху пролома поставили деревянные перекрытия и подперли их двумя дополнительными брусьями - укрепляли "кран" по ходу работы... Отдаленно ничего нет похожего на фантазии Монферрана.
Вряд ли отсутствует дальняя стена, как на рисунке Монферрана, скорее одно из внутренних помещений стало внешним. Если б можно было обойтись без стен, то и обходились бы... Постамент не требует производственного здания. И установленная колонна не требует постоянного подвоза материалов; он требуется только при продолжении работ над созданием тела колонны, то есть при облицовке искусственным гранитом.
Поднимали с разваленной стороны скорее всего секции стержня колонны; либо складировали их в помещении, которое после установки стержня колонны стало не нужным. Разумеется, и "леса" таких габаритов нужны были для подъема секций.
Это типичная затяжная стройка, которой второй год. Ветхая и разваленная от долгого использования производственная постройка, охраняемая ограда, склады и времянки внутри ограды, дорожки, проложенные в обход ограды с начала зимы, отвалы грунта, да и сами леса ни одним местом не похожи на подъемный механизм и мероприятие с подъемом у Монферрана, 100-процентно подложное, и художников - авторов фальшивок.
* И еще одна говорящая деталь. Отвал у левой стены слишком велик. Высота больше двух всадников. Это далеко не строительный мусор. Разрушаться, чтобы получился такой отвал, нечему, стена может только мусор сверху насыпать. Судя по всему, привезенный, но не использованный песок.
Для чего привозили столько лишнего?
Думаю, что вполне мог быть привезен под колонну самого первого проекта. Той же толщины, составную, подвид Июльской или Марка Аврелия. Либо подвид александрийских обелисков - здесь представлен ее проект, фактически копия нью-йоркской и лондонской Игл Клеопатры.. Но в ходе подготовки цех решил сделать самую высокую в мире колонну гранитную монолитную. Материал, для которого нужен песок, пошел на стержень меньшего диаметра, его облицевали искусственным гранитом, излишки материала для первого проекта остались. То есть внутри колонны составной стержень, армированные сегменты из какого-то песчано-известкового состава.
Не в обычаях подрядчиков доставлять, заказчиков - оплачивать стройматериал с огромным избытком... Напомню, что сметы колонны не существует, кроме писульки, отдаленно не рабочей; документация, разумеется, была, но изъята.
* Колонна на картине Гагарина, безусловно, есть, и она в процессе "облицовки" искусственным гранитом. Мало того, на ней уже с очевидностью есть полусфера - пьедестал для ангела, только самого ангела еще нет.
Справа от колонны, ближе к зрителю стоят странные конструкции, похожие на листы гигантской гофрированной фольги.
Думаю, что это деревянные либо металлические приспособления для обхвата и прижатия металлической опалубной формы во всю длину, предотвращения деформаций ее. Створки-половины сборной опалубки - это те самые "шаблоны для обтесывания" на схемах Монферрана.
Что еще интересного: в районе, где ведутся работы, справа от колонны, ближе к зрителю, видны два сосуда либо предмета, похожих на сосуды, один из которых подвешен, другой подвешен или стоит.
Компоненты для формирования массы гранита. Больше тут нечему быть.
Разумеется, для формовки гранитной массы нужна вода, в ней используется негашеная известь. Второй компонент, уверен, жидкая или растворенная органика. Какая именно - наука этого узнавать не будет, наукой почти 200 лет охраняется парадигма с натуральным гранитом. Вопреки бесчисленным фактам в исторической науке искусственного гранита до эпохи полимеров не существует. Загляните в эту подборку описаний и скринов блогера sharapov-alexey - узнаете, что и в 19 веке искусственный гранит был довольно-таки обыденным материалом в строительстве.
Ну про колонну-то "Северная пчела" давала репортаж с продолжением... Который прятали и прячут от общественности в связи с дурью о получении монолита взрывами)) Самый вкусный момент приводился здесь.
Творчество Монферрана в России и Санкт-Петербурге очень долго вообще не было известно; первые статьи, насколько знаю, появились только в журнале "Зодчий" в 1870-х годах. Самым младшим из взрослых свидетелей реального строительства было уже за 60-70, если кто-то из них и был читателем журнала "Зодчий", то это могли быть единицы, не более...
Художник Денисов Александр Гаврилович, написавший картину с безумными пандусами с того же источника, с какого делались рисунки Монферрана, скончался в Берлине в год открытия колонны в возрасте 25 лет. Что он такое изобразил - бог весть, с него взятки гладки...
А про стройку знали. Видели ее издали. Юный протеже высоких родителей, делавший их стараниями дипломатическую карьеру в Европе, Григорий Гагарин, даже зарисовал ее реалистично. Стройка типичная и привычная, за почти два века на таких стройках мало что изменилось.
Делали колонну два года. Стройка была объектом режимным. Кроме бригады изготовителей гранита, никто искусственного гранита в глаза не видел , в том числе и работники транспортного цеха... Построили, с большой помпой открыли - какие вопросы?
Очень грамотно цех провернул эту крупнейшую в мире "колонну из гранита".
* Точно по тем же причинам и такими же методами пришлось историческому цеху маскировать и подделывать и летопись строительства Исаакия тем же Монферраном.
Вот он, узкий момент в летописи строительства. Из альбома 1845 года. Колонны. Их, как и Александровскую, следовало вырубать, точить, тащить, ставить с помощью дурацких пандусов... Хотя очевидно, что они точно так же сделаны составным стержнем под гранитную оболочку. В разных световых фильтрах части отлично видны.
Но признавать искусственный гранит в начале 19 века нельзя ни науке, ни альтернативной науке. Эдак питерскими колоннами можно сдать и Древний Рим с Элладой, и весь Древний Египет с Пальмирой с Баальбеком впридачу - всё, что делалось с ним.
Поэтому задним числом и рубили, и точили, и катали по дурацким пандусам, и ставили.
Благодаря прекрасному репортажу блогера zodchi1 мы можем подробнее рассмотреть оболочку искусственного гранита колонн Исаакия. Формуется оболочка типичным для оболочек образом.
Залепляются места отвалившейся оболочки смесью с кусочками гранита - принцип анастилоза.
Удалось снять и несколько отпечатков швов либо стыков, почти неизбежных на листовой металлической форме.
Спасибо! Прекрасный репортаж.
Заодно покажем и любимую щель альтернатистов, которые обожают ее постить и доказывать ею полую природу колонн. Это обманка, ложный факт, делающий всякого постящего ее клоуном. Усадка была. Ремонтировали колонну в 1928 году. Разрушенный фрагмент изъяли и вставили фрагмент из натурального гранита. Это из книги Н.П. Никитина, который сам этим занимался.
Еще неколько подробностей реставрации, отменяющих открытия конспирологов, найдете в книге архитекора Е.А. Сабанеева здесь.
И два слова о недавней сенсации - нахождении у берега Финского залива двух колонн, якобы потерянных поставщиками колонн для Исаакиевского собора, которые в принципе не могли оказаться на мелководье никакими естественными путями. Естественно, подлог. Привезены незадолго до обнаружения.
Прекрасное разблачение блогера zodchi1 прочтете здесь. Я лишь добавлю, что и вброс снимков колонн в сеть был произведен задним числом - типичная манера создателей истории и в наше время, и в прежние века.
Первое появление фото затопленных колонн в сети - февраль 2017 года. Определяется этим сервисом
Одновременно с появлением колонн в сети был заброс на сайт terijoki.spb.ru , с указанием о съемке в 2007 году, размещении в 2008 году.
Но в веб-архиве страничка существует только с 2017 года. Убеждайтесь
Типичнейший вброс, работа создателей истории. Технически - привезли и утянули баркасом незадолго до обнаружения; ибо не могут такие колонны два века никому не попадаться на глаза, как и в принципе оказаться на мели на глубине, недостаточной даже для того, чтобы скрыть их водой.
И вновь стараниями блогера sehem_het - огромная ему благодарность! - мы можем полюбоваться еще несколькими деталями вброса.
Которое впервые было загружено в сеть 4 февраля 2019 года.
Но самые прекрасные свидетельства подлога нашлись в Гугл-Земле.
Первые два снимка делались в 1985 и 2009 годах. Там ни колонн, ни вообще разрешения нет, их опускаем.
А дальше - по порядку. Месяц снимков - в рамочке наверху, день - в строчечке внизу.
На третьем снимке появились колонны.
На следующих исчезли.
В 2014 году появились, но сильно в другом месте и не очень сильно - лежащие под другим углом.
Опять надолго исчезли.
Вменяемо появились в 2019 году на третьем, нынешнем месте.
Для совсем уж слепых - разница расположения на вбросе и в реале.
Всегда говорил, что в цехе, занимающемся этими делами, лодыри, разгильдяи и олухи. Если уж взялись вбрасывать колонны, то делайте это НА ОДНОМ месте. И если уж вбросили раз, то делайте это во все последующие годы.
Вот так и закатывали их на отмель, как в этом репортаже, только не ЗиЛом на берег, а каким-нибудь баркасом с берега. *
Таких фото от реставраторов, как питерской колонны, у меня нет, есть только туристские фото снизу, но и на них прослеживаются и характерные волны питерского столпа - при этом освещении, например -
и продольное латание оболочки, очень характерное для питерского -
и перекос с энтазисом -
Строительный грунт здесь использовался только для создания сердцевины, дальше нужны леса подвид питерских на картине Гагарина и кольцевая опалубка из створок.
Шов от опалубной формы просматривается вдоль заплат реставраторов, он вполне мог стать причиной продольной трещины в оболочке. Жаль, нет подробных съемок; в колонне Помпея наверняка много другого интересного. Кроме прочего, это еще и старейший памятник Египта с надежно установленной свидетельством Барского датой.
*
И одно забавное изделие на десерт. Спасибо блогеру spitzruten .
Историки не любят его показывать, и неспроста. Очень тяжело объяснить: как, чем и зачем делался этот паз Молвинской колонны? Каким образом и для чего высверливали и вкладывали железяку? Зачем она вообще нужна?
[приходится ставить...] Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.