Папуа-Новая Россия. 35. Купание красных коров в молоке из пальмы

Jul 05, 2011 03:49



товарный ряд: просвет почти не виден

КУПАНИЕ КРАСНЫХ КОРОВ

В "МОЛОКЕ" ИЗ ПАЛЬМЫ

Посещая неисчислимые ряды, ларьки, лавочки, универмаги и супермаркеты, мы встречаем грандиозный ассортимент товаров, претендующих на то, чтобы считаться сливочным маслом.

В прошлой публикации мы выясняли, чем объясняется изобилие развесного сливочного масла, и выяснили,

- что изрядная часть продаваемого нам под видом масла развесного продукта является мошенническим маргарином, т.е. эмульсией растительного жира с водой;

- что растительной основой суррогата (в просторечии - "пальмы") служат дешевые пальмоядровые и кокосовые масла, а настоящее сливочное присутствует в качестве, так сказать, ароматизатора;

- и что делают "пальму" как легальные производители, от заводов до липовых товариществ из двух лиц, так и многочисленные нелегалы.

Сегодня мы продолжим знакомство с той фантасмагорией, которую являет собой современная молочная промышленность, и рассмотрим другие разновидности псевдомасла: фасованное брикетное, на упаковках коего представлена география Отечества; и новаторское в красивом пластике, продвигаемое в наш рацион посредством мощнейших рекламных кампаний на ТВ.

"КЛОНИРОВАНИЕ" КРАСНОЙ КОРОВЫ:

НОВАЦИИ-ИМИТАЦИИ И ПРЯМЫЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ

Разобраться в природе многочисленных фасованных изделий вроде нынешнего "Крестьянского" с узнаваемыми красными коровками на желтом лугу и с прочими ностальгическими штучками по силам и ребенку (если, конечно, мозги у него не промыты рекламной "баней" до стадии младенческой белизны). Брикеты эти делают некоторые наши фасовщики, но в основном их везут в наш молочный край Алтай из Новосибирской и Томской области, Кузбасса и Красноярского края, других совсем не молочных регионов, а цена у них как на наше масло и ниже. Если это не подделка местных фальсификаторов, то и не масло тоже - просто потому, что у нас на Алтае закупочная цена на молоко, как известно, самая низкая в России. Когда в разгар лета наша цена опускается до 2 с небольшим рублей, в остальных регионах она составляет от 4 до 11 рублей. Из чего можно делать такой продукт? Понятно, что из тех же пальмовых и иных растительных заменителей, да еще и накачанных водой (гидрированных) сверх меры.

На одних брикетах с "пальмой" стоит ГОСТ и конкретная, уважаемая марка: "Крестьянское", "Сливочное", "Любительское". Это - подделки, и теоретически любая торговая инспекция, СЭС, общество по защите, комитет по правам и т.д. вправе хоть завтра взять эти изделия на анализ и снять с реализации или посодействовать снятию товара, не соответствующего стандартам. Государство, позволившее расцвесть, заколоситься и узакониться "пальмовой мафии", делать это, разумеется, не будет - что ж тогда останется? Но покупатель, дружа с арифметикой, может опознать подделки по цене, помня, что настоящий продукт в брикете не может быть дешевле развесного продукта. Однако, если оппоненты по ту сторону прилавка выставили на фальсификате цену "правильного" масла - покупатель бессилен, и единственное, что остается после того, как убедишься, что вкус изделия не очень сливочный, а на сковороде оно испаряется и горит, - обходить товар данного поставщика стороной.

Помимо фальсификаторов, есть еще суррогатчики "в законе". С их продукцией можно разобраться еще у прилавка. Никаких законов, кроме нравственных, имитаторы не нарушают, на упаковках вместо ГОСТов ставят ТУ и собственные оригинальные названия. Написал слово "маслице" вместо "масло"; либо оставил своему "тэушному" товару слово "масло", но с названием "Крестьянка", написанным теми же буквами, что знаменитый "гостированный" товар - и рисуй коровок смело, не боясь даже теоретической возможности санкций. Ленивый ум покупателя, как давно проверено, среагирует, активировав хватательный рефлекс, именно на коровок. А если еще и расфасовать изделие так, что не сразу переведешь нестандартный вес пачки в килограммы, то сбыт этим имитациям (узаконенным подделкам) обеспечен.

Когда-то в стране было единственное массовое изделие этой группы - т.н. "угличское масло" на основе гидрированных растительных жиров, т.е. маргарина, о чем откровенно говорилось на видном месте. Предназначалось для узкого круга людей, вынужденных ограничивать свой сливочный рацион по медицинским показаниям. Затем отдельные старые и легион новых производителей сообразили, откуда денежки растут - и пошло-поехало. От обилия названий новаторских маргаринов сегодня рябит в глазах, и все они стилизованы под сливочное масло. "Городское", "Норвежское", "Калужское", "Деревенское", "Доярушка"... Новации-имитации распознаются по буквам "КМП" - комбинированный молочный продукт (т.е. это вообще не масло, хотя суррогат, не ссорясь с законом, можно назвать "маслицем" или "маслом мягким"), ценам, любого рода надписями о холестерине, указанию в составе гидрированных или растительных жиров, ссылкам на "сливочный вкус".

Не лучшей рекомендацией является ТУ вместо ГОСТа, а также ГОСТ, если он - недавний.

ЧТО ТАКОЕ "РАМА"?

Вот мы и подошли к группе иноземных и выпущенных по ино-лицензиям товаров в красивом пластике (в основном все с теми же коровами на лугу), которые сперва к нам везли, а после "дефолта" наладили выпуск в России. Вначале была "Рама". Потом на прилавки хлынуло множество подражательных изделий: "Делми", "Сдобри", "Сканди" и прочее. Затем пришел черед "исконно русских" названий: "Станичное", "Моя семья" и т.д.

Успехи этой группы на нашем рынке удивляют и потрясают; это какое-то наваждение! На экранах хлеборобы, пекари, деловые люди, боги и дети сто раз на дню млеют с даунскими улыбками, наслаждаясь "изысканным сливочным вкусом". Глотая слюнки, мы идем и радостно находим в торговых рядах знакомые упаковки, картинки, торговые марки. Покупаем их и вслед за актерами из роликов пытаемся наслаждаться. У людей впечатлительных получается, у остальных - не очень. И лишь когда сбитые с толку заморской химией вкусовые рецепторы очень уж сильно протестуют, мы бываем немножечко патриотами, покупая на какой-либо праздник чуть более дорогое свое, алтайское, сливочное, как мы думаем, масло. Пальмовый компонент которого как бы сближает в нашем восприятии оба вида суррогата. И постепенно, под ни на час не смолкающую теледолбежку мы и впрямь свыкаемся с мыслью, что это и есть "нежный сливочный вкус", а его странности (их-то ведь никуда не денешь) относим на счет собственных проблем с восприятием. Таков механизм действия агрессивной рекламы.

Что за продукт в красивом пластике внедрили нам в рацион, не знает никто. Специалисты молпрома, помогавшие собирать материал для статьи, объяснить происхождение компонентов затрудняются. Ясно, что некая жироподобная основа подвергалась гидратации (это когда к молекуле искусственно добавляется атом водорода), эмульгаторы и стабилизаторы сообщили ей "сливочную" консистенцию, ароматизаторы и "добавки, идентичные натуральным" придали отдаленный намек на сливочный вкус, но что за жиры (и жиры ли) составили основу изделия, наши технологи разгадать не могут - очень уж странно ведет себя сей продукт даже для маргарина. Проделайте опыт: положите кусок "рамы" на горячие блины и поместите под крышку. Пролежит хоть час и останется куском. Температуры плавления, которая есть у любого жира и у маргаринов в том числе (оптимальны для организма жиры, плавящиеся при температуре тела; идеальны - сливочные; тяжелы - с температурой плавления от 37 градусов), у данного вещества, похоже, вообще нет. Спросите хозяйку, которая пыталась что-нибудь на нем жарить, о результатах ее попыток - и после разной ненормативной лексики узнаете, что "рамы" не плавятся, они, как и все, что на сковородке, горят.

Попытка оценить себестоимость изделия приносит новые загадки. Учитывая, что в странах Запада молокопродукция стоит (очень грубо) раз в 5 больше нашей, отняв (по минимуму) торговую наценку, растамаживание и затраты на транспорт, вообще не учитывая расходы на фасовку, великолепную красочную полиграфию и мощнейшее рекламное обеспечение, мы выходим на фантастически маленькую цену. "Дефолт", почти не отразившийся на цене, загадочности только добавил. Это не маргарин. Это даже не пальмовое масло. Это... что? Большой, очень большой вопрос.

Сами изготовители приоткрыть тайну не спешат. Они нехотя убрали слово "масло" из роликов, хитроумно обойдя сей момент при сочинении текстов (составленных, кстати, с помощью программ лингвистического нейрокодирования воздействующих на подсознание), через публикации в жанре "скрытой рекламы" ввели в обиход слово "спред", которое опять же ничего не объясняет, и удвоили вложения в телерекламу.

Почему-то вспомнилось (не в связи с "рамами", а просто так) прочитанное совсем по другому поводу. В свое время нацисты в концлагерях, помимо истребления людей, занимались физиологическими опытами: выясняли биологические отличия этой и других наций, всевозможные пороги воздействий, а чтобы снизить расходы на содержание узников, искали и апробировали пищевые заменители, наблюдая, сколько времени узники на них проживут. В числе прочего был "открыт" и жировой компонент - из антрацита, насколько помнится. Нынче модно писать про всякие "следы": "чеченский", "кремлевской мафии", "иного разума", "мировой закулисы"... Почему бы и нам, подражая моде, не написать про "нацистский"?

ТРАНС-ИЗОМЕРЫ В РЕКЛАМЕ И В ЖИЗНИ

Тему транс-изомеров (или транс-жиров; разновидность жирных кислот, образующаяся при гидратации) "раскрутили" в сознании обывателя именно создатели "спредов", и говоря об их мошенническом маргарине, нам не с руки обходить ее вниманием. Напомним, что эти вещества являются фактором рака, резко поднимают уровень холестерина в крови, повышают на 50 процентов вероятность инфаркта, в силу чего диетология ограничивает безопасную дозу потребления маргарина 10 граммами в сутки, а ведомство санконтроля нормирует содержание транс-изомеров в продуктах 8 процентами.

Теперь давайте читать типичную статью о "спредах" в жанре скрытой рекламы (взята наобум, из "Купи-продай" N38 (942), где в свою очередь использовали материалы газеты "Известия"). "Диетологи считают спреды более полезными для здоровья, чем сливочное масло, поэтому продукт снискал популярность среди населения, ориентированного на здоровый образ жизни... В спредах гораздо меньше вредных насыщенных жиров и больше полезных ненасыщенных, чем в твердых маргаринах и сливочном масле. Кроме того. они имеют одно очень существенное преимущество - в них нет так называемых транс-жиров... Главным достоинством является низкое содержание холестерина..." А сейчас некоторые результаты экспертизы содержания транс-изомеров в этих самых "спредах", сделанной лабораторией Института проблем хранения (орган по сертификации "Молоко") по заказу программы "Экспертиза РТР". В продукте под названием "Долина Сканди" ("легкий сливочный", как уверяют покупателя) при норме 8 обнаружилось 19,8 процента. Прославленное "масло мягкое" "Сила лета" состоит из них на 18,22процента... Достаточно? Зачем авторам "спредов" надо было "раскручивать" транс-изомеры (о вреде которых известно с 1930-х годов) - умом не понять. Но что непонятно разуму, объясняется законами рекламы.

КОЕ-ЧТО ИЗ ИСТОРИИ МАРГАРИНОВ

Страх перед жирами животного происхождения распространился не только широко, но и пугающе высоко. При подготовке статьи автору довелось слышать от людей, занимающих не последние должности в системе крайздрава, предложение обложить производителей сливочного масла таким акцизом, чтобы вообще вымести их продукцию за пределы края, оставив населению одни растительные маслопродукты.

Возраст должностных лиц позволяет предположить, что некоторые моменты новейшей истории маргаринов им просто неизвестны.

Маргарины, столь усердно пропагандируемые легионом поборников здорового питания, еще 20 лет назад были под запретом в системе школьного питания, санаторно-курортной сфере, больницах, детских дошкольных учреждениях. Столовые, если там не воровали, работали со сливочным маслом. Но где-то в середине 1980-х их стали осторожно в рацион допускать. Это случилось, когда благосостояние советских людей стало все сильнее расти вниз, а масло, колбаса, мясо стали дефицитом. То есть маргарин узаконили в общепите не по медицинским или "холестериновым" причинам, а чисто по экономическим.

Прошли годы. "Размылись" и фактически отменились стандарты. То, что было продиктовано жесткой экономической необходимостью, превратилось в знамя целой идеологии над многотысячными легионами сторонников, а первые ласточки "новаций" (например, "Угличское" масло), которые народ принял без особого восторга, развернулись в такие стада имитаций, что среди них совсем затерялся подлинник.

Про другие чудеса Папуа-Новой России читайте здесь

рекламный обман, потребительский рынок, зомбирование

Previous post Next post
Up