ЛИПОВЫЕ ДЖУНГЛИ
(заметки путешественника)
На вид жители Страны Липовых Джунглей ничем от обычных граждан не отличаются. Они ходят среди нас, смотрят на те же предметы, что и остальные люди, однако видят совсем не то, что перед глазами, а то, что вложили им в головы мастера рекламных раскруток. Глядя на заурядный, суррогатный, зачастую вообще никчемный предмет (это может быть и вещь, и продукт, и препарат...), видят не его, а имидж, сотворенный технологами масс-медиа. Так и живут, окруженные сплошными имиджами. Страна-видимость, Страна-фантом - вот что такое Липовые Джунгли, но на жительство в нее попадают люди реальные, наши с вами современники, и деньги они отстегивают за имиджи и образы самые настоящие. Что и требуется мастерам - заказчикам, идеологам и создателям этой яркой и красивой Страны.
Одни стремятся уйти в виртуальные Липовые Джунгли добровольно, предпочитая жизнь в мире "липовых" образов прозябанию в настоящем мире. Другие - пленники Джунглей; их пребывание - результат незнания, отсутствия информации о реальных качествах навязываемого товара. Информации, понятное дело, скрываемой. Вот мы понемножку и открываем ее, в этом смысл нашей рубрики. Думающему человеку бывает достаточно одной маленькой детали, чтобы все имиджмейкерское построение рассыпалось в прах.
СВЕЖИЙ ВОЗДУХ СОВРЕМЕННОГО "ЕВРО"-ИНТЕРЬЕРА
Мы в гостях у жителя виртуальной Страны, в типичной его квартире. Интерьер здесь, как принято говорить, "евро". Идеально прямые линии.
Пластиковый кант потолка и пола. Светлые стены с гладким, как зеркало пруда, потолком раздвигают убогие "хрущевские" метры до размеров приличного жилья. Глаз отдыхает на аккуратных, игрушечных формах пластиковых окон с двойными и тройными стеклопакетами. И душа хозяйская радуется от осознания, какие суммы он позволил себе ввалить в превращение золушки-"хрущобы" в принцессу-"евро", и грудь раздувается от гордости, вдыхая благородный кондиционированный воздух евро-жилища - зимой теплый, летом прохладный, в любое время свежий.
Вот о воздухе и поговорим. Полюбовались - и будет.
В первой половине 1990-х годов, наряду с прочими "евро"-штучками, в наш быт вошли пластковые окна и кондиционеры. Сперва в офисах, а затем в жилищах, соседям на зависть, себе на радость, люди стали устанавливать эти престижные элементы интерьера. Давая работу массе фирм, европейских, потом наших, облагораживая быт и вид.
Когда первые поливинилхлоридные окна, схваченные монтажной пеной, аккуратно встали в проемы, а совдеповские деревянные рамы, обезображенные потеками краски, отправились в мусор, народ офонарел. Живут же буржуи!
Новые окна не нуждались в краске, не боялись грязи, не замерзали на морозе и шум городских улиц глушили лучше обычных. Воистину товар, состоящий (если не считать цены) сплошь из достоинств.
Прошло немного времени, и достоинства стали разбавляться недостатками.
Стеклопакеты (герметично соеденный комплект из 3 и более стекол с воздушной прослойкой между ними, который вставляется в раму) замечательно держат тепло, но менять их, если стекло разобьется, возможно только целиком и не за бесплатно.
Белый ПВХ-профиль (это все остальное, кроме стеклопакета) эластичнее, крепче дерева, но если уж треснул, менять придется весь профиль, т.е. по сути дела окно, и не за бесплатно. После любой царапины, кстати, тоже, ибо ни замазать, ни заделать ее невозможно.
Герметик, он же монтажная пена, в самом деле качественно и быстро фиксирует "евро"-окно в проеме, а все традиционные материалы вроде наших алебастров и цементных растворов пластик не удерживают, но затем герметик мощно выделяет формальдегид, сильнейший яд, поэтому использовать его можно только под штукатурку, тогда как в "евро"-интерьерах штукатурка не используется.
Пластик, этот самый поливинилхлорид, из которого делаются новые окна, в большинстве случаев выдерживает температуру от минус до плюс 30 (насчет рекламных "от минус 50 до плюс 60" сказать что-то сложно, на нашей планете вообще рекорд жары +58; а вполне реального годового разброса от -40 до +40 на Алтае за недолгое время использования окон пока не случалось), но резина, из которой сделаны контуры уплотнения, мороза не любит, и менять эти самые контуры (т.е. опять весь стеклопакет, иногда с рамой, и не за бесплатно) многим барнаульским пользователям пришлось уже через 5-6 лет.
Кстати, реклама уверяет, что окна "и 50 лет простоят как новенькие", хотя в самой Германии, откуда эти окна пошли, их используют только 30 с лишним лет, и как они поведут себя за полвека, даже на их родине, в стране с куда более мягким климатом, никому не известно. Зато известно, что в Барнауле первые окна, поставленные 8-10 лет назад, уже меняют, так как не выдержали наших температурных перепадов.
Затем в прессу начала просачиваться информация от экологов из числа "непримиримых" насчет канцерогенности винилхлоридов, токсичности тяжелых металлов кадмия и свинца, добавляемых в ПВХ для прочности, совершенно нехороших свойствах материала, проявляющихся, например, при горении... Но все это мелочи. Главная же "немелочь" в том, что окно действительно герметично, и это отнюдь не достоинство, как хвастаются производители в рекламе, а как раз огромный, практически нерешаемый в условиях Сибири изъян. Дело в том, что помещение должно "дышать", иначе оно будет не просто вредным, а опасным для живущих в нем людей. В Германии климат такой, что окно можно в любое время года можно приоткрыть. Они так и поступают. А у нас в Сибири зимой окно не откроешь. Дышать приходится своим цэ-о-два и всеми прелестями, которые выделяют "евро"-материалы, и таковых летучих веществ, вредно действующих на здоровье людей, врачи в отделанных по-современному помещениях насчитывают аж более четырех сотен... В офисе это еще терпимо, хотя и нехорошо, но в жилом помещении категорически неприемлемо. В общем, получается, что "евро"-окна уже по природе своей, что называется, априори или, на "новоязе", "в натуре" годятся только для Европы, на большей части которой и снег-то не каждую зиму видят.
Кстати, в самой Европе пластиковые окна - удел самых непритязательных и не очень богатых граждан, а нормальным, здравым материалом считается дерево. Таковым оно и является вот уже много тысяч лет. Только оно у них нынче очень дорогое. В Штатах и Канаде, странах с более похожим на наш климатом, рамы только деревянные, только не как у нас - створками, а "пеналом", двигающимся вертикально. Правда, с деревом у них напряга нет, Штаты всегда были мировым лидером лесозаготовок.
Маховик производства, поставки, установки, однако, в России запущен, и останавливать его никто не будет. Наоборот, "евро" набирает популярность. А выход из проблемы герметичности предлагается в виде еще одного элемента "евро"-дизайна - кондиционеров.
Их и раскручивать начали практически одновременно с "евро"-окнами. Но о них мы поговорим в следующий раз.
Про другие чудеса Папуа-Новой России читайте
здесь