Искусственный гранит Северной Пальмиры. Петровский док

Nov 30, 2023 23:15

Продолжаю восстанавливать изображения, скопом удаленные хостингом VFL с форума 911 и соответственно из моего журнала, куда я их переносил в комментарии в качестве заготово к для будущих постов.
*



Гравюра 1722 года. Считается, что это отображение планов Петра I по превращению крепости Кронштадт в Северную Венецию. Остров-порт, оплот морской сверхдержавы и морские ворота Империи, расчерчен каналами и доками, над ним маяк. Где-то там, в системе доков, и единственный из всего великолепия объект, которому суждено было воплотиться - Петровский док.

Петровский док - сооружение абсолютно уникальное. Повторить его в натуральном граните вряд ли возможно и в наши дни. Туристам его не показывают. Наука обходит стороной, кроме самых общих сведений вроде дат не найти ничего. Вездесущая сетевая наука в лице блогеров официоза восторгается непостижимой подгонкой гранита в грандиозных объемах, в лице блогеров альтернативы - разделяет восторги, невнятно намекая на загадочные технологии из наследия таинственных працивилизаций.

Фотография и почтовая открытка 1913-1914 годов с Никольским Морским Собором говорят о том, что док использовался еще и в ХХ веке. Это вид с севера и с запада. Хорошо виден доковый овраг, заросший деревьями и кустарниками. А по дну оврага бежит вода, вытекающая из дока.





Помимо невероятных масштабных работ с гранитом до эпохи твердых сплавов и алмазных напылений есть ещеболее впечатляющая загадка. Строили объект былинные 33 года, с 1719 по 1752 год. До 3 тысяч человек участвовала в работах. Шестеро монархов побывало на престоле в годы строительства. Лично император Петр Великий разработал проект. Лично императрица Елизавета Петровна открывала объект, приведя в действие шлюзовые механизмы под тройной залп 1331 орудия и вручив орден Андрея Первозванногогенерал-майору Люберасу, тогдашнему руководителю работ... Сам объект не имел себе равных на начало строительства, а в гранитном исполнении не имеет и сейчас. Величайшая загадка состоит в том, что каких-либо свидетельств и свидетелей грандиозного строительства известно ноль, каких-либо документов - ноль, гравюр, литографий, какого-нибудь хоть плохонького рисуночка - ноль. Авторы объекта, кто бы они ни были, не позаботились даже о какой-нибудь липе вроде художественно-графического творчества Монферрана о виртуальной вырубке, доставке, установке колонны, строившейся два года из десяти сегментов подоболочку искусственного гранита.

Добавим загадочности, познакомившись с двумя персонажами - главными исполнителями работ. Они того стоят. Фигуры по своему выдающиеся, особенно первый. Более того, считаю, что первый персонаж - ключ к остальным загадкам. Петр Никифорович Крёкшин (1684-1763), назначенный лично Петром I.



Новгородский дворянин (в чем, учитывая деятельность на ниве генеалогии, возникают сомнения) имел в биографии эпизод, пусть косвенно, но хоть как-то формально относящийся к будущей великой миссии строителя великого дока. В первые годы существования Кронштадта еще совсем молодым человеком поступил на службу в должности смотрителя работ, но был уличен в растрате казенных средств и разжалован. Всю остальную жизнь, включая и период строительства дока, занимался историей и смежными делами - собирал старинные рукописи документы, копал генеалогию. Историком он был неистовым и своеобразным, живо напомнил подобной породы литератора Павла Свиньина, которому век спустя суждено будет породить сказочного камнетеса земли русской Самсона Суханова. Был чрезвычайно плодовитым, очень глупым и настолько же отважным. Также был мега-патриотом и не знал тормозов. В наши дни обязательно стал бы жупелом и именем нарицательным альтернативы. Смело сочинял исторические события, никогда не происходившие, придумывал персонажей, никогда не живших, приписывал реальным персонажам речи, никогда не произносившиеся... Как вам нравится, например, открытие, согласно коему готы, вандалы, сарматы, скифы - Российские народы (Русского, напомню, при Крёкшине еще не было в обиходе и историографии), возглавлявшиеся князьями, носившими соответствующие имена?

Историки, разумеется, за ученого его не признавали. Граждане, нуждающиеся в знатной родословной, были более лояльны, ибо он мог справить нужную генеалогию за бонус; тормозов у него не было, напомню.

В зрелые годы Крёкшину улыбнулась удача. Его обширный труд, воспевающий Петра Великого и его деяния, был благосклонно встречен двором Елизаветы Петровны (пришедшей к власти путем дворцового переворота и нуждавшейся в подобных пиитах), автора тепло приняли и пригрели при дворе, пожаловали крупное имение под Москвой. Всякий нормальный человек при таком раскладе почивал бы на лаврах и пожинал плоды, время от времени поддерживая реноме чем-нибудь не столь эпохальным. Но не таков был историк Крёкшин. Вдохновленный мыслью утвердиться в статусе придворного историка и с тем войти в историю, он преумножил усилия по возвеличиванию Петра Великого, создав монументальный многотомный труд, где каждому году правления посвящен том. Петра в этом труде сделал участником множества никогда не происходивших событий, а себя, приписав к своему возрасту лишних десять лет, его верным сопровождающим, от первого лица рассказывающим о событиях. До наших дней дошли два таких тома; кто-то подсчитал, что в них Петр участвовал в 27 никогда не происходивших событий. Естественно, во дворце историку покрутили пальцем у виска и сказали, что в штат ему пока рановато. Имение, правда, не отобрали. Историк и тогда не успокоился. Решил сделать подарок императорской династии, сочинил генеалогию, в коей вывел Романовых от Рюриков, и направил ее на утверждение в Сенат. Сенаторы покрутили у виска, тем не менее, создали совместную с Академией Комиссию, заслушали автора сочинения и ученого Г.Ф. Миллера и отправили дело без движения в архив. Но и тогда угомон не взял историка Крёкшина. Он направился со своим сочинением в Академию и попал на М.В. Ломоносова. Тот был человеком прямым и не был тонким дипломатом вроде Миллера, а кроме того, физически был не обделен природой. Поговаривали, что мог убедить в некорректности каких-либо научных подходов одним ударом. Наговоры, конечно. Просто после визита неугомонный историк слег и больше не выздоравливал, помер, а сочиненная им генеалогия остается без движения до сего дня...

Бывал ли хоть раз руководитель строительства на грандиозном историческом объекте, который строил? Представлял ли вообще, что это такое? А если бывал, то что он там делал, явно ни зги не смысля в промышленном и гидротехническом строительстве, организации труда инженеринге, горном деле, материаловедении и прочем? Об этом история умалчивает, а сам историк-беллетрист не написал ни строчки. Так или иначе, на 13-й год строительства в правительстве Аннны Иоанновны решили, что оно идет как-то вяло, и поставили второго ответственного, при котором док строился еще 20 лет. Барон Иоганн Людвиг Люберас фон Потт (1687-1752) или попросту Люберас .



Отец его, шотландский дворянин, бежал из родных краев в Швецию, оба поступили на службу шведскому королю, затем (первым -сын) российскому императору.

В отличие от предшественника, Люберас был всесторонне образован и многогранно талантлив, знал пять языков, был прекрасным военным инженером, строил все временные укрепления войск РИ в Лифляндии и ревельскую гавань и порт Рогервик. Участвовал в становлении и работе коллегий - органов госуправления, учрежденных Петром с консультациями Любераса-старшего, отца. Служил дипломатом - послом в Швеции, прослыл интриганом в придворных кругах. На должность руководителя строительства дока попал, выдвинув предложение существенно расширить и углубить доковый канал.

По названным и многим другим занятиям известны многие его доклады и записки Петру, документы для различных ведомств, но по доку он  не оставил ни строчки, хотя в отличие от предшественника бывал там целыми днями вместе с адъютантом, инженер-капитаном Ларионом Голенищевым-Кутузовым (да-да, отцом будущего фельдмаршала и прославленного полководца земли русской). Только случалось такое крайне редко.

В ходе своего руководства строительством был приставлен к важному и ответственному делу - организации и заведованию Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. Был откомандирован в Польшу в распоряжение фельдмаршала Ласси и командовал несколькими полками. Исправлял укрепления Нарвы. По резолюции Кабмина возглавил совещание инженеров и архитекторов для рассмотрения вопроса о чистке порогов на реках Мсте и Тверце. Был откомандирован для осмотра и исправлений крепостей в Кронштадте, Выборге и Кексгольме со штатом служащих в Военной коллегии. Указом Кабмина получил секретное поручение укреплять окрестности столицы. Лично возглавлял съемку и картографирование части Финского залива между Кронштадтом и Выборгом. После увольнения своего заклятого врага Миниха в отставку, Люберасу передали начальствование над Инженерным корпусом и фортификационными делами. При этом у него хватает сил и желания заниматься придворными интригами и вмешиваться в дела ведомства иностранных дел... Перечислены дела и занятия только перового десятилетия якобы руководства строительством дока.

Думаю, деталей жизни и деятельности двух руководителей строительства более чем достаточно для раскрытия тайны дока.

Ясно, что ни тот, ни другой руководитель строительства не имели к нему отношения.

Для чего назначали их, и как это вообще понимать?

Горе-историк Крёкшин - абсолютный профан в любых областях и дисциплинах, имеющих отношение к постройке уникального дока. Он и в "смотрители работ", из коих был изгнан, попал, судя по всей дальнейшей деятельности, случайно. С первых месяцев занятия Российской империей остров Котлин и главный его объект Кронштадт застраивались сверхбыстрыми даже по сегодняшним меркам темпами. Требовалось много рабочих рук, с чем в России не было проблем, и чиновного люда, в коий попадали и случайные лица. Один из них, молодой ретивый патриот, откликнувшийся на своего рода "петровский призыв", пришел послужить Петру и Отечеству и в свой излюбленной манере понаписал массу работ, которые не велись. Воровства, т.е. корыстных мотивов не нашли. Если б нашли, был бы суд, а так просто выгнали как дурака. И вот такого олуха лично Петр ставит руководителем мега-стройки, причем одновременно с этим с него были сняты обвинения в растрате. Наверняка советчики навели справки и насчет основного, исторического поприща, выяснив, что и там верить этому олуху нельзя.

Возможно, два века спустя Крёкшин, взяв благозвучный псевдоним, стал бы классиком ленинианы и сталинианы, сочиняя вороха небывалых эпизодов с вождями, чем увлеченно занимались многие писатели, кинематографисты, поэты, в наши дни славил бы Путина в ТОПе ЖЖ, но он сильно опередил свое время, и в своем времени был просто дурачком.

Такие кадры ставятся во главу дела, когда нужно развалить его, но это не тот случай. Единственное объяснение, на мой взгляд, в том, что Империя вообще не делала этот док. Не было ни проекта Петра, ни грандиозных ломок и непостижимых работ с гранитом, ни всей загадочно отсутствующей проектной, подрядной, сметной и прочей документации. Максимум, что могла сделать империя - вырыть котлован, основные же работы с искусственным гранитом по передовым на тот момент технологиям вели хорошо нам знакомые создатели истории, работавшие с этим материалом в Египте и Пальмире, Баальбеке и Куско... О резонах создателей - чуть ниже, а здесь напомним, что во все времена все государства и випы обязаны их поддерживать и прикрывать. Вот и прикрыли, поставив никчемного олуха, причем с двойной страховкой. Если профан наведается на вверенный объект и что-то увидит, то ничего не поймет, и даже если что-то напишет вопреки указанию помалкивать и надувать щеки, то ему никто не поверит.

Примерно этим руководствовались полтора века спустя владельцы Сергиевского имения Лейхтенбергские, когда рискнули показать свою недоделанную гранитную голову единственному посетителю - английскому профессору математики, чудаку-сказочнику Льюису Кэрролу. Кэррол описал голову, но ему никто не поверил, и про это недоразумение в Сергиевском парке никто не знал вплоть до советских времен.

Второй руководитель, всесведущий, всевостребованный, беспросветно занятой Люберас - шаг чисто технический. Конечно, он с интересом наблюдал за происходившим в те редкие дни, когда удавалось попасть в док, и адъютанта своего, отца будущего великого фельдмаршала, таскал, но на этом его непосредственное участие в делах в доке и кончалось. Его миссия- неизбежная координирующая между государством и цехом создателей. Начиналось строительство на только что отжатом у шведов острове в условиях законодательной вольницы, множество вопросов решалось непосредственно первым лицом. После Петра прошло не так много времени, но за эти годы радикально изменились органы и ведомства, штаты, регламенты и законы. Работа над доком была в разгаре, следовало и впредь обеспечивать ей режим благоприятствования и закрытости. Авторитетный выдвиженец Петра, технически грамотный, вхожий во все кабинеты, принимаемый за границей, знающий европейские языки, сведущий в придворных, бюрократических, правительственных, межведомственных делах, талантливый инженер и высокопоставленный военный, плюс к тому интриган и участник подковерных политических игрищ, Люберас был идеальной фигурой для этого. Кроме того, мы помним, при вступлении в должность он довел до властей РИ информацию об изменении проекта, объявив (формально - предложив) существенное углубление и расширение канала дока, т.е. фактически декларировал создание ремонтной базы для корблей будущего, послепарусного этапа судостроения, которых тогда еще не существовало.

Обещанные слова о смысле. Темны дела и помыслы создателей, и планы их постоянно меняются/ но на заре российской государственности России явно готовили статус морской сверхдержавы и начали делать для этого базу. Но по какой-то причине быстро переиграли. Статус владычицы морей предоставили добывать  Англии, а России оставили статус евразийской сверхдержавы, вечно стенающей и неустроенной. Уникальный сухой док, несколько морских крепостей и великолепная система фортов с искусственным гранитом остались памятью об этих планах, причем в фортах (о них речь впереди) дали порезвиться с закрытой технологией искусственного гранита российскому военному ведомству.

Владычицей морскою Россия не стала, о чем век спустя съехидничал А.С. Пушкин, без сомнений, видевший всю великолепную гранитную подготовку и несуразности официозных объяснений и если не знавший, то чувствовавший их подоплеку...

Что, собственно, делалось в доке и скрывалось в Империи, как скрывается учеными по сей день?

Гранитный док слишком огромен, чтобы пытаться охватить его одним постом. Но можно показать некоторые детали, дающие представление о технологии.

Это эскарповая стена. Пресловутая полигональ, вгоняющая в психиатрические рецидивы альтернативных и официальных историков сети. Много лет, с самого поста об истории Саксайуамана, пишу и показываю, что все полигонали делались в мешках с использованием либо нет листовых материалов: в кронштадской стене - с использованием. Тем не менее, у альтернатистов это сумасшедшие плоды технологий працивилизаций, откопанные после потопа, у традиционщиков - сумасбродные вытачивания-подгонки. Чрезвычайно удачный снимок в очередной раз исчерпывающе объясняет все.

Вывалился блок в виде плиты неправильной многоугольной формы. Три века - немалый срок.



Первым делом видим, что обратная сторона блоков бесформенна. Форму придавали только лицевой стороне и боковинам. Смесь сырого искусственного гранита накладывалась на основание - природную скалу или плотный грунт, повторяя его рельеф. Это скопом отменяет все академические тесания и альтернативные лепки.

Все кромки прямые и ровные, четко соответствуют кромкам соседних блоков и имеют не очень широкую ровную полосу на лицевой стороне. Боковины также ровные и плоские, расположены под прямым углом от лицевых плоских полосок. Идут более широкой полосой. Серединная часть лицевой стороны блоков слегка вывалена. Это значит, что для боковин использовался однотипный уголок из легко гнущегося и режущегося металла, из медного или бронзового листа, например.





Укладываются один-два, реже три отрезка уголка, либо сгибается один длинный отрезок, вкладывается мешок (годится любая ткань; от любой спустя год-другой не останется и следа), в мешок закладывается сырая смесь - порционно, до схватывания. Приставляются боковые отрезки. Мешок заполняется и заворачивается в тыльную сторону, пришлепываются верхние отрезки. В ходе закладывания мешок натягивается с лицевой стороны и выдавливается в сторону тыльную. Сделанный таким образом рядочек "дозревает"; это процесс не на часы и даже не на день. На стадии почти готовности, когда гранит слегка потеряет объем, уголок вынимается, верхние отрезки просто переворачиваются, делаясь основанием для нижних граней следующего блока. Все очень просто, надежно и минимально трудозатратно.

Стена ощутимо "гуляет", но держится. Без полигонали вряд ли бы она простояла триста лет без раствора.



Местами осело, вымывшись и рассыпавшись, основание.



Обратите внимание на грыжи больше обычного посередине блоков на последнем снимке. Плохо натягивали мешок или может, совали в середину гранитный щебень в объемах больше положенного. Сырой искусственный гранит, "дозревая", слегка теряет объем. Сухого гранита этот процесс не касается. Вот и выпирают грыжи там, где его насовали сверх меры...



Контрольное фото из дока. Хорошо видно, что обратная сторона блоков повторяет форму рельефа.





Чугунные причальные кольца, вложенные в гранит, есть и в набережных, и в фортах, и, естественно, в доке. Это одна технология. Они должны выдерживать колоссальную нагрузку - вес большого корабля под шквальным ветром, который не просто тянет корабль, а может еще и рвануть с размаху. Разумеется, ни о каких всверливаниях и вставлениях этих колец речи идти в принципе не может. Они могут только вкладываться при формовке искусственного гранита.

Кольца с набережной. Перед вкладыванием обматывались тряпками и обмазывались гипсом для получения паза.





Обратим внимание на качестве старого чугуна. Наручники из нержавейки наших времен ржавые в хлам, трехвековому чугуну - хоть бы хны.





Колечки Петровского дока высоковаты для подробной съемки, тем не менее, они бесспорно такие же и сделаны так же.





Во всех подробностях соединение этих элементов с гранитом можно рассмотреть в Первом Северном форте (делался в 1807-1812 годах), где кольца на высоте меньше роста. Снимки большие, открывайте полную версию в новой вкладке и смотрите. Снималось зимой при температуре ниже нуля. Чугун по законам физики потерял с миллиметр в линейных размерах. Но и сейчас между чугуном и гранитом, как любят выражаться сетевыевые историки обеих конфессий, не пройдет лезвие ножа. Ну и как еще можно вмуровать железяки, если не в сырой гранит при формовке?









Забавный след вялой попытки демонтажа некоторых мест дока в советское время, с тем, чтобы приспособить его под современные нужды. Бросили. Отож! Гранит долбить - это не лясы историкам точить про петровские времена, могликов и немогликов.



А вот это, считаю, передовая эксклюзивная работа с искусственным гранитом. Формовка сверху.



Сделать это, считаю, можно единственным способом. Положить на сырые сформованные блоки прочную металлическую плиту, и до окончательного затвердения притянуть ее глубже в гранит гайками на болтах. Только так можно избежать пазух и каверн на формуемой поверхности. Болты с трех-четырехгранными торцами вставляются в соответствующие гнезда посередине брусков и ставятся в формуемую смесь вместе с брусками. После окончательного затвердения гайки откручиваются, плита убирается, болты подбитием снизу прикрученного сверху бруска выводятся из из гнезда в нижнем бруске, превращаясь в простые шпильки, и если не вынимаются, то выкручиваютсяиз гранита, слегка потерявшего объем. Просто и изящно.

Вот эти изделия - идентичные лестничные марши, стоящие один на другом, безусловно делались одной формой, составной, из металлических листов. Сделали один марш, форму разобрали, собрали на готовом марше заново, сделали другой...



Верхняя сторона изделий усложненная, требует утяжеленной верхней металлической створки и многих стягивающих болтов. Их и было много. По краям маршей имеется множество дырок, в которрые вставлены стержни чугунных перил. Если присмотритесь, то увидите, что диаметр дырок и сечение стержней существенно отличаются. Дырки не "родные" для перил. Они предназначались для чего-то большего. В них и были описанные выше болты, вынутые описанным выше способом. А на одной из ступенек мы найдем роскошный отпечаток от обуви, чрезвычайно странной, который просто просится, чтобы его рассмотрели как следует.





Прежде всего отметим ребристую подошву.
Рифленые ботинки и сандалии были всегда, просто потому, что это самый оптимальный вариант против скольжения, для хождения по неровной, осыпающейся или скользкой поверхности. Такая и должна была быть во время постройки дока. Огромный объем грунта, вынутый из котлована под док и его ответвления, по старинной российской традиции еще очень долго растаскивался и месился окрест дока, а учитывая частые кронштадские-питерские дожди, грязь на подходах к доку стояла непролазная.

Такие обутки рисуют липовым древнеримским легионерам.



Германские башмаки, третий век им идет.



Англия. Военный башмак. Пишут, что 19 век.



И так далее. Рифленая подошва говорит, что обладатель обуви человек в доке не случайный, к окружающей стройку грязи готов. Но мы и так знаем, что случайных в доке во время его постройки не было.

Еще отпечаток говорит о том, что человек очень долго стоял на лестничном пролете с опорой на левую ногу, лицом к доку (не к стенке же!), правая свободно стояла без нагрузки ступенькой выше, опирался руками на перила (ибо стоять так долго без перил некомфортно крайне). Кто-то из руководящего состава строительства толкал речь подчиненным (ибо просто так такие не стоят).

Подошва была достаточно жесткой. Гранит уже практически полностью затвердел, по нему свободно ходили, успели поставить перила. Это не зе заняло много времени; пролеты перил с нужным расстоянием между опорами наверняка были готовы заранее. Удивительна форма отпечатка.

Ни к одному из современных видов обуви этот отпечаток - две с половиной рифленых вмятины размером значительно больше обычной человеческой стопы - не подходит.. А похож он больше всего на след вот такой обуви, которую давно не носят.



Это паттерны. Деревянные двухкаблуковые башмаки, которые носили поверх обуви обычной. Люди не низкого достатка, горожане, носившие дорогую приличную обувь, чьи дела требовали прохождения не самых благоустроенных мест, и кому было жалко купать дорогую обувь в грязи, надевали на нее эти деревянные чоботы и ходили через грязь и лужи в них.

Картина нидерландского живописца Роджера ван дер Вейдена Triptico de la Adoracion de los Magos , триптих "Поклонение Волхвов", 1470 год.



В музеях полно паттернов.

Эти из Польши , пишут, что 14 век.



Голландия, пишут про 1500 год.



А это из Англии, 1825 год.



В общем, обувь эту носили в Европе повсеместно и долго, определить по ней страну, из которой был этот человек из мастерового состава или, даже реальный прораб строительства, невозможно. Зато можно назвать страну, из которой он точно не был. В России никогда не имели манеру носить деревянные башмаки поверх обуви. Если кто-то вдруг подумает на Любераса, учитывая его европейское происхождение, то трижды зря. До и в ходе своего "руководства" строительством он месил такие грязи входе постройки, ревизии, ремонта форсификаций, какие не всякому россиянину знакомы. Такой точно страдать манерами рафинированного европейца из благоустроенного городка не будет.

*
Петровский док скрывает еще немало интересного, это действительно выдающийся объект. Надеюсь еще вернутьсяк нему.

Ума и здоровья.

Другие материалы по созданию истории

[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney(Яндекс-кошелек) 410013946572302.

Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up