Православная церковь в Северо-Западном крае, часть 2

Mar 22, 2008 20:28



Во время Январского восстания на территории Северо-Западного края случались жестокие расправы повстанцев с православными священниками, которые в той или иной форме выразили свою поддержку российским властям. Расправлялись по-разному: одному священнику в Слонимском уезде повстанцы обрили голову и забрали продуктовые припасы. Нередко случалось, что православных священников принуждали подписывать от имени неграмотных крестьян разные повстанческие предписания и указы, присутствовать во время приведения ксендзами православного населения к присяге повстанческому правительству, читать манифест повстанческого правительства на польском языке и др. В церквях, духовных семинариях, домах священников появлялись указы, манифесты, прокламации. В одном из номеров «Литовских епархиальных ведомостей» за 1863 год был напечатан ответ семинаристов на эти призывы, в нем говорилось: «Наше духовенство, слава Богу, не такое, каким его считают изменники: оно верно присяге, мужественно разрывает все хитрые сети нечистого, а некоторые из членов свою преданность царю, православной вере и православной русской отчизне доказали гонениями на их священнический сан, телесными и духовными невзгодами, и даже собственной смертью…»

В самом деле, случались убийства священников как с той, так и с другой стороны. В ночь с 22 на 23 мая 1863 года был убит священник православной церкви о.Прокопович в м.Сурож Гродненской губернии. Эти события так были описаны местным благочинным: «Вооруженные мятежники в количестве до 40 человек после полуночи… окружили дом священника Прокоповича и с криком «отворяй» - начали стучать в двери. Отец Прокопович, заслышав крик и шум возле хаты и поняв, что задумано нечто ужасное, наспех спрятался на чердаке… Не успели отворить двери, как они уже были выломаны…» Когда отца Прокоповича нашли, его били кольями и дубинами, потом застрелили и повесили.
23 мая 1863 года был также убит отец Конопасевич - священник Игуменского уезда Минской губернии, 3 июля - священник Рапацкий, Пружанского уезда Гродненской губернии (в конце статьи даю ссылки на более подробную информацию об этих убийствах)

Представители российских властей и общества выразили свое сочувствие православному духовенству края. 22 июня в газете «День» (издание либеральных славянофилов) было напечатано обращение к православному духовенству края от редакции газеты, взявшей на себя смелость выступить от имени всего российского народа. В нем говорилось: «Мы виноваты перед вами… простите нас… Мы, русские жители, как будто забыли про положение Белоруссии, мы долгое время не ведали о той глухой, неведомой борьбы, которую вели белорусы за свою народность и веру с могучими, мощными, хитрыми и богатыми, со всех сторон окружающими их врагами - полонизмом и латинством. Какие высокие подвиги совершило ты, белорусское духовенство - бедное, угнетенное, не имеющее никакой поддержки общества и державы - подвиги долготерпеливости и смирения».

В 1865 году вышел царский указ об основании специальной медали «В память усмирения польского мятежа 1863-1864 годов». Медаль была двух видов - отдельно для войска и отдельно для прочих лиц, в том числе для духовенства всех вероисповеданий. Специальным циркуляром разъяснялось, кто из представителей духовенства и за что может претендовать на эту награду. В отношении православного духовенства рекомендовалось иметь ввиду не только особые заслуги, но и то, что православные священники подвергались притеснениям со стороны повстанцев, и, находясь «каждую минуту в неуверенности относительно собственной жизни, несли верную службу церкви и отчизне». Из числа православного духовенства края медали получили достаточно многие. Однако одних медалей для поднятия престижа православного духовенства, как и в целом православной церкви, было недостаточно. Одной из первых наиважнейших мер, предложенных М.Н.Муравьевым в записке по управлению краем, обозначалась необходимость увеличить жалованье православному духовенству, «ибо без поддержки духовенства нельзя рассчитывать на установление русской народности в крае».
Священникам было увеличено жалованье до 400 рублей в год. Еще раньше по просьбе Муравьева из государственного казначейства были выделены 42 тысячи рублей для оказания помощи тем духовным лицам, которые потерпели ущерб от повстанцев. В Литовской епархии, например, помощь получили 328 человек. В крае началось усиленное строительство православных церквей, часть костелов, закрытых во время и вскоре после восстания, также передавались православной церкви ( см., например, тут примеры)

Во время восстания частью повстанческого руководства делалась ставка на то, что идеи униатства еще не угасли в душах бывших униатов и их священников. Полагали, что это должно было усилить силы восставших: на начало 60-х годов Литовская православная епархия насчитывала около 700 тысяч верующих, главным образом бывших униатов. В Минской епархии из всех православных приходов более половины были бывшими униатскими.
Среди разнообразных призывов и обращений, которые распространялись среди населения края накануне и во время восстания, были и обращенные специально к бывшим униатам. Эти призывы беспокоили местные власти и православных иерархов, особенно митрополита Иосифа Семашко. Чтобы нейтрализовать влияние повстанческой агитации на местное православное духовенство, которое в свою очередь могло воздействовать на свою паству, Семашко издал «особое предписание», которое было разослано всем благочинным церквей и монастырей Литовской епархии. Благочинные должны были донести эти предписания до каждого православного священника. В обязанности священников входило предостерегать свою паству от разговоров с повстанцами и доносить обо всем своему начальству и непосредственно митрополиту, чтобы тот мог лично принимать меры. Так, когда в мае 1863 года в Литовской духовной семинарии была найдена прокламация Жонда народового, Семашко лично наведался туда. Он выступил с речью перед семинаристами и призвал их дать отпор повстанческим воззваниям. Ответные прокламации, написанные в духе православия и русской державности, были вскоре напечатаны в «Литовских епархиальных ведомостях».

В итоге бывшие униатские прихожане, как и бывшие униатские священники, ставшие православными, в основном не поддерживали восстание. Что касается духовенства, то определенную роль сыграло то, что и власти, и в первую очередь высшее православное духовенство очень пристально следили за ними, не допуская ни малейших колебаний или слабости. Когда два молодых священника из Гродненской губернии под угрозами подписали за неграмотных крестьян присягу Жонду народовому, они сразу же были лишены сана. Известен также случай священника Скоболоновича. Он и две его дочери (крещеные и воспитанные в католичестве) были заподозрены в связях с повстанцами и обеспечении их продовольствием. Священник был сослан в Гродненский монастырь, а его дьячок Муравьев сослан в Гомель.

* * *

После подавления восстания политика властей в западном крае приняла жесткую направленность на утверждение здесь русских государственных основ. Она проводилась под знаменем «западнорусского возрождения». Не последняя роль в проведении этой политики отводилась православной церкви. Православие в русском государстве провозглашалось основой русской народности, главной артерией ее духовного развития. И именно православная церковь, ее священники должны были убедить белорусских крестьян в том, что их родная земля испокон веков - русский край, а сами они - ополяченные русские, которых необходимо срочно повернуть и к православной церкви, и к русской народности. Для этого церковь имела широкие возможности. Ее статус поддерживался с помощью специальных законов.
В соответствии со сводом законом 1857 года православное вероисповедание признавалось первенствующим и господствующим в Российской империи. За переход из православия в другие христианские конфессии законы жестко карали: лишали всех особых прав и привилегий, отправляли в ссылку в Томскую и Тобольскую губернии; тех, кто не был освобожден от телесных наказаний, карали розгами и отдавали в арестантские роты сроком на 1-2 года. Не менее жестко карались и лица, которые содействовали «соблазнению православных» в проповедях или сочинениях.

Предпринимались усилия, чтобы утвердить позиции православной церкви не только законодательно. По всему краю основывались и обустраивались православные храмы, переводились из внутренних губерний священники. Необходимые деньги выделялись главным образом из контрибуции, наложенной Муравьевым на польское дворянство края (10% обязательный сбор). Под православные церкви передавались закрытые после восстания костелы. Однако и этого было мало, чтобы осуществить широкую программу укрепления православия. В циркуляре генерал-губернатора К.П.Кауфмана в 1865 году говорилось, что никакие суммы, выделенные правительством на церковное строительство, не могут быть достаточными, если сами прихожане не будут поддерживать церкви на свои пожертвования. «Государственные средства, - отмечалось в циркуляре, - не могут распространяться на все без исключения церкви Западного края, но лишь на те из них, которые по причине малолюдности и бедности прихожан не могут обойтись без этой помощи».
Конфессиональная политика правительства содействовала тому, что количество православных прихожан в крае значительно возросло. За несколько лет в православие перешло более 80 тысяч католиков; большая часть этих переходов приходилась на Литовскую (Виленская, Гродненская и Ковенская губерния) и Минскую епархии - соответственно 30 и 37 тыс. человек. Порой переходили целыми семьями или даже приходами. Однако многие переходили в православие под угрозами, с помощью шантажа и обмана. Крестьяне подавали коллективные жалобы с просьбой вернуть их в католическую веру. Были и довольно серьезные волнения, которые вынуждали власти вводить войска (например, в м.Липск Новогрудского уезда). Царские чиновники всю вину за эти волнения возлагали на католических ксендзов и особых «подстрекателей» из числа крестьян; однако многие считали, что это - следствие конфессиональной политики, распространявшейся насильственными мерами. В 1867 году чиновники, ревизовавшие белорусские и литовские губернии, вынуждены были заметить, что волнения крестьян - это следствие того, что «государственные власти с помощью физической силы посягнули на религиозную свободу вероисповедания» и делали это средневековыми методами.

Дарование различных прав и привилегий экономического характера также содействовало переходам из католичества в православие. В донесении обер-прокурору Св.Синода в связи с этим отмечалось: «Предоставление их (имеются ввиду различные права и привилегии), утверждение в крае чисто русского элемента и принятие иных мер способствовало ослаблению былого влияния на народ со стороны полонизма и ксендзов». Переходили не только крестьяне, но и представители других сословий. В Литовской епархии, например, вскоре после восстания в православие перешли князья Радзивилл и Любецкий, помещики Лопатинский, Белинский, Биспинг, несколько чиновников, четверо ксендзов и др. Особенно много шуму наделал переход из католичества в православие князя Друцкого-Любецкого. В печати широко освещалось, что он - ученик основателя Луцкого братства, которое ставило своей задачей защиту православных верующих от католицизма и унии. В «Виленском вестнике» и других изданиях было напечатано письмо Друцкого-Любецкого, в котором он разъяснял свое решение следующим образом: «Ни страх, ни материальные блага не имели на меня никакого влияния… Вглядываясь в политическое положение, я вижу, с одной стороны, могучую Россию, с миллионным братским народом и царем - творцом и сеятелем добра на своей земле, с другой стороны - Польшу, чужую нам, западнорусам и литвинам, со средневековым католицизмом… Что нам дала Польша? Годы беспорядков, анархию, упадок наук и забвение нашей народности. Язык, вера, обычай наших предков - все заменено полонизмом и католицизмом, которые не дали ни счастья в прошлом, ни залога на лучшее в будущем».
В 1867 году к архиепископу Минскому и Бобруйскому обратился ксендз Дубровского прихода (Минская губерния) с просьбой принять его в православие вместе с прихожанами. В коллективном обращении говорилось, что в костеле найдены документы о том, что этот костел до 1806 года был униатской церковью, а верующие - греко-католического вероисповедания, которых совратили в латинство. Прихожане высказывали просьбу оставить приходу всю собственность, а настоятелем назначить ксендза Викентия Кошку. Просьба прихожан Дубровского костела была удовлетворена.

Насильственные переходы, переходы в поисках экономических либо прочих выгод хотя и имели массовый характер, однако не были стабильными. Психология верующих, их приверженность вере своих отцов часто оставалась неизменной. Спустя несколько лет благочинным и священникам всех церквей был разослан циркуляр, в которой потребовалось конфиденциально собрать известия о тех, кто принял православие в 1863-1868 годах. Вопросы, на которые нужно было ответить, были разнообразны: как верующий крестится, на каком языке произносит молитвы, как часто посещает церковь, и др. Однако и без циркуляра было известно, что многие из тех, кто перешел в 60-е годы из католичества в православие, все еще сохраняли католическую обрядность, ибо были с младенчества приучены к ней. Сохраняли ее и некоторые униаты. В справке обер-прокурора Св.Синода в отношении верующих Минской епархии говорилось: «Старые, которые еще помнят унию, молятся по большей части «по-польски», менее привержены церкви, посещают костелы, иногда отправляются с латинянами на богомолье в Царство Польское. Что касается молодых, то многие из них знают молитвы и по-славянски, и по-польски».

Рост количества православных верующих вызвал необходимость увеличения количества православных священников. Православных священников в крае готовили духовные семинарии: Могилевская (основана в 1758 году), Минская (1793 г.), Витебская (1806), Литовская (переведена в 1845 году из Жировичей в Вильно). Для получения начального образования и подготовки к поступлению в духовную семинарию была основана сеть духовных училищ (не считая женских): в Литовской епархии - Виленское духовное училище, в Минской - Минское, Пинское, Слуцкое и др.
Развитие получили также православные женские учебные заведения духовного ведомства. Кроме училища в Вильно, во время и вскоре после восстания были основаны еще несколько таких заведений: в 1863 году в Могилеве, в 1864 году - в Полоцке и Минске. Все эти заведения назывались поначалу училищами для девиц духовного звания. Однако после того, как вследствия реформы образование стало всесословным, они были переименованы в женские училища духовного ведомства.
О том, какое, какое большое значения придавалось воспитанию дочерей православных священников северо-западных губерний, говорит тот факт, что из 13 женских училищ духовного ведомства, основанных по всей Российской империи, 5 были в Белоруссии. Ревизии, которые проводились из года в год, показывали, что дела во многих училищах шли хорошо. Например, о работе Могилевского училища для девиц духовного звания сообщали так: «При обучении предметам наставники главным образом беспокоились, чтобы воспитанницы осваивали материал с пониманием. Законоучитель, преподавая катехизис, требовал, чтобы ученицы своими словами пересказывали новый урок, и только если был уверен, что они уяснили тему, позволял учить на память. По истории, кроме пересказа, требовал ведения хронологических таблиц. Русский язык, арифметику преподавали таким образом: разбирали примеры, задачи, а потом сами выводили правила. По географии также требовали знания карт, чертежей».
Наряду с женскими училищами духовного ведомства была основаны епархиальные женские училища. Они начали открываться еще в 40-е годы, однако в то время больше походили на приюты для сирот, нежели на учебные заведения. В 1860-е годы был утвержден общий устав с программой обучения для этих училищ. Устав указывал, что епархиальные училища открываются для обучения дочерей православного духовенства (дозволялось принимать и из других сословий при условии внесения установленной платы). Эти училища подчинялись Св.Синоду,они существовали на местные епархиальные средства и на добровольные пожертвования учреждений и частных лиц. Непосредственное руководство училищами было возложено на епархиальные училищные советы.

Возросший образовательный уровень православных священников давал возможность царским властям привлекать их к преподавательской работе. Политика правительства в западных губерниях оставалась неизменной: народное образование тут может развиваться только как русское и православное по своему характеру. «Образование народа, - писал М.Муравьев попечителю Виленского учебного округа И.Корнилову, - должно содействовать утверждению в народе православия, для этого все школы должны подчиняться непосредственно православному духовенству и каждый приходской священник должен быть наиболее близким и рьяным блюстителем правильного обучения в данном направлении». Однако уже начиная с 1864 года количество церковных школ в крае начинает уменьшаться. Это объяснялось теми процессами, которые происходили в целом в российском государстве: реформы, начатые в России, затронули все стороны ее жизни. В системе образования одним из следствий реформ было придание образованию светского характера.
К середине 1860-х годов в начальных школах края преподавало 580 священников, 93 дьякона и причетника, 116 выпускников духовных семинарий. Однако этого было недостаточно для амбициозных планов правительства по русификации края. С течением времени православные священники, занятые своими непосредственными обязанностями, отходили все дальше от дела образования верующих. Не внесла больших перемен и ставка на семинаристов из внутренних российских губерний, который Муравьев выписал для службы в крае. Выпускники же местных семинарий, а также учительских институтов, которые открывались для подготовки учителей народных училищ, были в основном местные жители, которые любили родной край; и далеко не всегда идеи, которые они несли ученикам, шли в русле политики властей.

--------

Ссылки разные

Вот в этом ЖЖ есть материалы об убийствах и преследованиях православного духовенства во время восстания zjniec
Очень тенденциозно, хотя сами факты убийств и ограблений, безусловно, не придуманы.
Вот, например:
Убийство псаломщика Федора Юзефовича
Убийство священника Константина Прокоповича
Убийство священника Даниила Конопасевича
Еще разное и еще

В этом же ЖЖ есть информация о разных церковных православных деятелях в Белоруссии в девятнадцатом веке.

Тут я рассказывала непростую историю о православных миссионерских братствах в западном крае.

Старые православные храмы г.Вильно (Вильнюса)
Пречистенский кафедральный собор
Более подробная история Пречистенского собора
Никольская церковь
Пятницкая церковь

история Беларуси, История, история, история церкви, религии, православие, история Литвы, статьи

Previous post Next post
Up