«Это была наша первая экспедиция на Ямал. Мы остановились на ночлег. Миша с Игорем начали распрягать упряжки и кормить наших собак. Я же в это время решил позаботиться об ужине для нас самих и других членов экспедиции.
Себе в помощь я взял новичка. Звали его Леша. Всю дорогу я наблюдал за ним, спрашивал у себя «Каким образом Леша смог попасть к нам в команду?!» Он уже довольно взрослый молодой человек, но абсолютно не приспособленный к самостоятельной жизни и поездкам на собаках, тем более в условиях Крайнего севера. Кроме того Алексей был заядлым кошатником, и дружба между ним и нашим Бураном не задалась с самого начала. Наш вожак упряжки при первой встрече учуял животные предпочтения Алеши и явно остался недоволен подобным раскладом вещей. Наш новичок тоже почувствовал, что Буран особых симпатий к нему не питает.
Мой помощник хоть и был неумехой, но он быстро смекнул, что на нашей полевой кухне от него толка нет. Поэтому он схватил со стола банку свиной тушенки, сунул ее в свой карман и смело пошагал к Игорю и Михаилу. Ребята уже отцепили от нарт упряжку и занимались снятием шлеек с собак. Все наши четвероногие друзья, увидев Алексея, дружно начали вилять хвостами, приветствуя его. Все, но не Буран. Вожак гордо стоял в неподвижном состоянии, ожидая своей очереди, и смотрел вдаль, в противоположную Алексею сторону. Игорь, увидев эту ситуацию, толкнул плечом Михаила и взглядом указал на Алешу и Бурана. Михаил усмехнулся: «Наш Буран - не простой пес. К нему нужен особый подход», - крикнул он Алексею. Новичок ему в ответ кивнул, подошел к вожаку и присел на корточки.
Буран стоял все также гордо, правой лапой утаптывал снег, словно не замечая, что к нему подошел человек. Алексей засунул руку в карман и начал что-то в нем искать. Вожак заметно застыл и повернул в сторону Леши свое левое ухо. Ему явно было любопытно, но характер не позволял сделать большего. Новичок достал банку тушенки, одним движением снял с нее крышку. «Я не желаю тебе зла», - сказал Алексей, - «давай дружить? Вот, угощайся». Он поставил банку с едой перед Бураном, встал и направился за своими вещами к нарте. Вожак дождался, пока Алеша отойдет на достаточное расстояние. Он наклонил голову к банке, осторожно понюхал ее содержимое, но лакомиться угощением не стал. Он посмотрел на Игоря, который снимал шлейки уже с предпоследней собаки, развернулся обратно и вновь гордо поднял голову в продолжение ожидания своей очереди.
Установка лагеря прошла быстро. Ужин был практически готов. Все члены экспедиции собирались, чтобы обсудить прошедший день и согласовать планы на завтра. Алексей пришел на ужин последним. Вся еда уже была разложена по тарелкам. Каково было удивление нашего новичка, когда в своей тарелке на раздаточном столе он обнаружил только овощной гарнир. «Это что - шутка?», - воскликнул он, - «где мое мясо?» - и развернулся лицом к нам. Все замолчали. В этот момент раздался звонкий грохот. Алексей посмотрел вниз. Под его ногами на боку лежала та самая банка свиной тушенки. Немного заветренная и замерзшая. На лице нашего новичка была непонятная гримаса, то ли злости, то ли обиды, то ли непонимания. После небольшой паузы молчание прервалось громким хохотом Михаила. Пытаясь остановить свой смех, он сказал «А я говорил, что наш Буран парень не простой! Зачем ему есть вредную для него свинину из банки, когда он может полакомиться вареным куском говядины?!» Раздосадованный Леша понял, что его план подружиться с Бураном провалился. «Не переживай», - улыбнувшись сказал Игорь, - «уверен, что наш вожак уже изменил свое мнение о тебе». И Игорь не ошибся.
Оставшееся время в экспедиции Буран был снисходителен к Алеше, а сам Алексей изменил свое мнение о собаках и с уверенностью заявил всей нашей команде, что обязательно снова отправится с нами в экспедицию. Ну что ж, посмотрим…»
Такими были мои последние записи в дневнике экспедиции. И сегодня, когда новая
экспедиция на Ямал стартует через считанные дни, я уверен, что эта история далеко не последняя на моем опыте. Новая экспедиция набирает обороты, а значит, героев историй покорения Ямала на собачьих упряжках будет еще много.