О НИКОЛАЕ СУХАРЕВЕ

Oct 10, 2019 14:58



О НИКОЛАЕ СУХАРЕВЕ
К 65-летию со дня рождения

Юрий Кекшин, г. Смоленск
10 октября исполнилось бы 65 лет русскому смоленскому поэту Николаю Владимировичу Сухареву. Он ушел из жизни в конце декабря 2013 года в 59 лет, умер после тяжелой операции - полной ампутации ноги. Не выдержало его больное изношенное сердце.
Николай Сухарев - удивительный и редкий поэт, его душа, его сердце, вся его сущность были просто наполнены поэзией.
Познакомился я с ним в начале 1997 года. Меня только что избрали членом Союза писателей России, и я присутствовал на одном из писательских сходов - то ли на собрании, то ли на заседании правления. Среди присутствовавших коллег я обратил внимание на человека с большими залысинами, просто, по-рабочему, одетого. В перерыве познакомился. Запомнились крепкое рукопожатие и открытый приветливый взгляд. Николай состоял в иной творческой организации, называвшейся Союзом российских писателей, в то время его смоленским отделением руководила Вера Иванова. Сухарев, узнав о сходке писателей нашего Союза, просто пришёл к нам в гости. С того дня и началось наше дружеское и творческое общение.
Первые годы я с Николаем общался часто, тем более что он какое-то время был моим заместителем по смоленскому отделению Литературного Фонда России. Должность была неоплачиваемая, только существовала запись в трудовой книжке. Сразу скажу, Сухарев не воспользовался данной привилегией, он ни разу не попросил для себя ни копейки для издания своих поэтических сборников. Николай был очень скромным человеком. Хотя его литературные труды, его поэтические произведения заслуживали и признания, и издания.
Николай Сухарев жил поэзией, был полностью в ней растворён. Во время нашего общения он не занимался житейскими разговорами, он всегда читал стихи, в основном, свои. Это порой напрягало меня, но я понимал, что по-иному Николай не мог, потому что был высоко одарённым поэтом и жил поэзией. Это признавал председатель Смоленской организации Союза писателей России поэт Виктор Смирнов, который очень тонко чувствовал любое талантливое и живое поэтическое слово. Виктор Петрович при мне называл Николая Сухарева феноменальным поэтом, способным создать невероятные поэтические образы.
Николай Сухарев был чрезвычайно одинок, это проскальзывало в его стихотворениях, в разговоре со мной, во взгляде. Он был доверчив, иногда, по-детски, наивен. Его не замечали, его игнорировали, к нему относились с каким-то снисхождением, даже с пренебрежением - и чиновники от культуры, и коллеги по писательскому цеху. Николай Сухарев как человек с тонкой душой это понимал, относился к этому с грустной иронией, никого не осуждая.
Главный редактор журнала «Годы» Николай Илькевич - один из немногих, кто поддержал Николая Сухарева, протянул ему дружескую руку, много лет публиковал его произведения на страницах своего издания. К тому же, на мой взгляд, Николай Николаевич, как талантливый человек и хороший редактор, понимал, что поэтические подборки поэта Сухарева зачастую выделялись своей масштабностью и поэтической силой по отношению к произведениям иных авторов и добавляли популярности журналу «Годы». Стоит добавить, что уже после кончины поэта, Илькевич издал замечательную книгу, состоящую из прозаических произведений Сухарева, это - его размышления о литературе, поэзии, воспоминания. Статьи Николая Сухарева о русской литературе, о поэзии невероятно интересны и глубоки: Николай Владимирович был очень образованным человеком, знал наизусть «Евгения Онегина»! В моём доме этот томик стоит на полке, где находятся книги, к которым я чаще всего обращаюсь и которые время от времени перечитываю.
В последние годы своей жизни Николай Сухарев также общался с поэтом Олегом Дороганем, который высоко ценил его поэтический талант.
В последний путь, на погост, Николая Сухарева провожали лишь немногие литераторы. Каюсь, что не простился с ним, не приехал на его похороны, сославшись на какие-то обстоятельства. С годами всё больше и больше понимаю, что поступил непростительно по отношению к Поэту, с коим меня связывали хорошие человеческие отношения. Этот свой стыд пронесу в душе до конца своей жизни.
С уходом Николая Сухарева навсегда осиротело его родное село Половинка, расположенное недалеко от села Сростки - родины Василия Шукшина, осиротел Смоленск, осиротела русская поэзия.
Как мне рассказал тот же Виктор Смирнов, выдающийся русский поэт Юрий Кузнецов однажды обронил фразу: «99,99% написанных стихотворений не являются поэзией». Смею утверждать, что стихи Николая Сухарева входят в оставшуюся сотую долю процента. Николай Сухарев был и остаётся одним из самых ярких и значительных русских поэтов конца 20-го и начала 21 веков.
Хочется верить, что стихам Николая Сухарева, их широкому признанию читающей Россией, как пророчески отметила Марина Цветаева о собственном творчестве, настанет свой черёд.

Николай Владимирович Сухарев родился в 1954 году в Алтайском крае, в селе Половинка Советского района. Срочную службу в Вооружённых Силах проходил в пос. Красный Бор под Смоленском. Окончил филфак Смоленского пединститута, после чего работал учителем в школе, корреспондентом в кардымовской районке, в многотиражных газетах льнокомбината, авиазавода и электролампового завода.
Стихотворения Николая Сухарева публиковались в газетах и литературных альманахах, в журналах «Годы» и «Москва». Он автор сборников «Поэзия любви», «Под созвездием «Весы»», «Стихо-слово-звукоозарения», поэм «Колодец Загорье», «Неода Твардовским» и др.









На фото: Николай Сухарев на родине, июль-август 2009 года. Фотографии из архива редакции журнала "Годы"

журнал "Годы", друзья, Николай Сухарев, творчество

Previous post Next post
Up