Оригинал взят у
e11enai в
Памятники Марине Цветаевой Первый памятник Марине Цветаевой (работы скульптора Юрия Солдатова) был установлен в 1992 году в Башкирии, недалеко от г. Белибея, в селе Усень-Ивановское. Летом 1911 года 18-летняя Цветаева провела здесь два месяца вместе с Сергеем Эфроном, которого отправили лечиться на кумыс. Этот памятник в башкирском селе - единственный, который мне нравится, или, по крайней мере, не вызывает чувства протеста. Все остальные изваяния, установленные за последние десять лет, поражают своей нелепостью и безвкусием.
В 2006 году был открыт памятник Цветаевой в Тарусе (скульптор Юрий Соскиев, архитектор Борис Мессерер). Таруса - город детства и юности поэта, логично было бы видеть здесь скульптурный портрет юной Марины, что-то вроде памятника Пушкину-лицеисту. Вместо этого на живописном берегу Оки возвышается двухметровая ссутулившаяся каланча.
Все современники Цветаевой отмечали, как характерную черту, ее прямую осанку. Она не только никогда не сутулилась, но, напротив, имела обыкновение держать голову немного запрокинутой, что прекрасно передано на известном силуэте работы Е. Кругликовой.
В 2007 году появился еще один памятник - в Борисоглебском переулке в Москве, напротив цветаевского Дома-музея (скульптор Нина Матвеева, архитекторы С. Бурицкий и А. Дубовский). Борисоглебский переулок - это молодость поэта, это "Повесть о Сонечке", это романтика, радость жизни вопреки ужасам военного коммунизма. И как же не соответствует всему этому фигура скорбного кладбищенского ангела, которому для полноты сходства не хватает только крыльев!
Подобный монумент скорби был бы, пожалуй, уместен в Елабуге. Но в Елабуге в 2002 году, к 110-летней годовщине со дня рожения поэта, было сооружено нечто, напоминающее бюст героической советской комсомолки (авторы - московские скульпторы А.В. Головачев и В.А. Демченко).
И, наконец, венцом всех этих монументальных нелепостей стал памятник работы Зураба Церетели, установленный летом этого года во Франции, в курортном городке Круа-де-Ви (он же Сен-Жиль-сюр-Ви) на берегу Атлантического океана, где Цветаева отдыхала в 1926 году и откуда писала свои письма Рильке и Борису Пастернаку.
Гламурно-эротическая Цветаева, едва ли не с силиконовой грудью. Что ж, образ вполне соответствующий нашему времени и подходящий для курортной местности.