Путешествие по Шилке и Амуру. конец 19-го века.

Jan 11, 2016 11:10


"Путешествуй с нами": известный слоган, вызывающий улыбку. Душный салон, грязный туалет, резиновый шницель и теплое пиво в буфете или вагон-ресторане, вечно не выспавшаяся проводничка, пьяные соседи по плацкарту и т.д. и т.п. Каждый, кто хоть раз путешествовал общественным транспортом местных линий на большие расстояния, помнит эти вечные атрибуты, сопровождающие человека в пути.

А как обстояли дела с комфортом пассажиров, путешествующим по Дальнему Востоку в 19-м веке? Об этом рассказали свидетели века. Стоит отметить, что Транссибирская магистраль, в таком виде, в котором мы привыкли ее видеть была построена в 1900 году, а регулярное сообщение было налажено только в 1903 году. То есть, быстро попасть например, в Благовещенск можно было только одним способом: водным транспортом по рекам Шилка и Амур, в период навигации.

Вот рассказывает В. Алябьев, исследователь Приамурья. Его рассказ относится к 1872 году.

"Хорошо, если у вас есть в кармане кое-какие бумажки, данные вам в Иркутске для беспрепятственного проезда по Амуру: тогда вы тотчас садитесь на первый отходящий от Сретенска (прим.- город в Забайкальском крае, центр Сретенской станицы Забайкальского казачьего войска, около 400-х сот км восточнее Читы) пароход, и хотя вместе с тем подпадаете под произвол капитана парохода, но, тем не менее, от вас самих зависит дальнейшая ваша участь. Если вы будете благоразумны, то есть всю дорогу безусловно подчиняться всем приказаниям и капризам капитана, не заявлять и видом своим ни малейших претензий даже в том случае, если пароход ваш будет стоять на якоре гораздо более времени, нежели плыть по реке, то можете быть уверены, что вы, ставши на 3000 верстах несколько раз на мель, все-таки благополучно дойдете до Николаевска (прим.- Николаевск-на-Амуре Хабаровского края, крайняя восточная точка путешествия). Если же вы не в состоянии поручиться в том, что характер ваш выдержит все эти испытания, то я не ручаюсь за то, что бы вы, вместо Николаевска, не очутились где-нибудь на необитаемом берегу в сообществе диких кабанов, коз и других лесных животных". (Алябьев, 1872)

Он же приводит стоимостное выражение путешествия на пароходе на то время:

"На казенных пароходах для частных лиц назначена плата за проезд от Сретенска до Николаевска 50 рублей, … кроме того, каждый пассажир может иметь при себе один пуд клади бесплатно; за все же, что свыше этого, берется до Николаевска по 2р. 50 к. с пуда, и вдвое более того при следовании вверх по Амуру от Николаевска". (Алябьев, 1872)

Или вот, рассказ известного путешественника и беллетриста В. Дедлова. Он ехал из Сретенска в Благовещенск в 1897 году. Причем путешествовать он пытался, с его слов, с "европейским" комфортом. Про этот самый "европейский" комфорт он и рассказывает. Интересно сказано про пьянство корабельного буфетчика, "пьянствовал ради пьянства"; сейчас про такое говорят: "пьет ради спорта".

29 июля из Сретенска отходил товаро-пассажирский пароход "Духовской", но ехать на нем я не решился: слишком мало комфорта. Каюты - под палубой и похожи на угольные ямы; маленькие люки - под самым потолком; поставлены железные кровати, с грязнейшими, ничем не покрытыми мочальными матрацами. "Подождите до 31-го",- говорили мне,- тогда в Благовещенск отправится почтовый пароход Амурского общества пароходства и торговли "Посьет": "европейский пароход". Дождался я и "Посьета", но Европа, которую я на нем увидал, была в рубище и грязи. Потолки текли, белье на постелях не меняли с начала навигации, буфетчик пьянствовал, как он говорил, от неудач, как утверждали другие, от пьянства; во всяком случае, приехав в Благовещенск, он бежал от долгов повару и поставщикам. Горничная была вполне девицей Дальнего Востока, где женщины в редкость,- неприступно гордая, ровно ничего не делавшая и неизменно окруженная всеми кавалерами парохода. Главным неудобством было отсутствие на пароходе фильтра для воды, а вода по причине прибыли была коричневая, густая, дававшая четверть стакана илистого отстоя. Пожалуй фильтр и был, но не действующий: что-то процеживающее воду было в нем разбито, дырку заткнули грецкой губкой, которая прокисла и загнила. В результате, прибыв в Благовещенск, я сейчас же отдал себя в руки врача, на попечении которого и находился несколько дней. (Дедлов, 1903 г.)

А вот и официальное свидетельство безобразий, творящихся в Амурском пароходстве от сенатора Н.П. Синельникова. Такая вот логистика была в то время.

"Пароходство по Амуру было в самом жалком виде. Казенные грузы в срок не доставлялись к местам назначения. О грузах, принадлежавшим частным лицам, не приходится и говорить. Грузы валялись на пристанях, ничем не покрытые... Пароходы не имели понятий о точной доставке товаров. Кроме того на них и небезопасно было плавать. Я понимал, что пароходство по Амуру могло возродиться при сильной конкуренции богатых предпринимателей или целых компаний с солидными капиталами". (Н. Синельников, 1895 г)

Источник: "Сретенский судостроительный", Чита, Экспресс-издательство, 2015 г. Фото там же.

ниже на фото пароход "Зенит" (бывший "Атаман"). На нем по Амуру в 1897 году совершил инспекционный рейс губернатор Приамурья С.М. Духовской. фото 50-х годов XX-века.


пристань частных пароходов в г. Сретенск, начало XX-века.


пароход "Порт-Артур" в Сретенске. Вид с правого берега. начало XX-века.


Взято у andrey_19_73 в Путешествие по Шилке и Амуру. конец 19-го века.

Амур, Дальний Восток, старые фотографии

Previous post Next post
Up