В Бресте, не раз до основания разрушаемом войной, сохранилось не так и много памятников архитектуры, имеющих историческое значение. Тем ценнее такие места для города. И одним из таких мест является колония Варбурга - целый квартал двухэтажных деревянных домов, представлявший собой уникальный для Беларуси архитектурный ансамбль первой трети XX века. К сожалению, это исчезающий квартал, от 12 первоначальных домов осталось только 4 и то в крайне аварийном состоянии, совершенно не охраняемые.
Чтобы понять, что это вообще за место, давайте сначала обратимся к истории. Итак, двенадцать деревянных двухэтажных домов были построены в 1925-1927 годах на средства еврейской благотворительной организации «Джойнт» Первыми жителями были семьи наибеднейших брестских евреев, ставших беженцами во время Первой мировой войны и вернувшиеся без средств на восстановление своего жилья, разрушенного в прифронтовом городе. Власти Польши, в состав которой с 1921 г. по 1939 г. входил Брест, не имели возможностей обеспечить жильем всех нуждающихся, поэтому помощь международной организации была востребована. Колония получила название в честь Феликса Морица Варбурга - банкира, возглавлявшего в эти годы «Джойнт» и лично бывшего одним из спонсоров проекта (на его средства был замощён центральный проезд - ныне это Первый Минский переулок). Колония была создана как единое целое - как в организационном, так и в архитектурном плане - помимо жилых домов в колонию входили мастерские, школа, столовая, две прачечных с душевыми. Въезд в колонию был украшен деревянной аркой.
Дома построены в редком для брестщины закопанском стиле (польск.) деревянной архитектуры по двум незначительно отличающимся друг от друга проектам (с одной или с двумя мансардами), разработанным специально для колонии. Общая площадь восьмиквартирного дома - 250 квадратных метров, каждой квартире принадлежал также дровяной сарай и уборная. Под двумя из домов были оборудованы противопожарные резервуары с гидрантами; четыре колодца обеспечивали колонию водой.
Размеренная жизнь колонии продолжалась недолго. С приходом немецких войск в 1941 году жители колонии были переселены в гетто, а 15 октября 1942 года - расстреляны в числе тридцати тысяч брестских евреев. Здания колонии были превращены в лагерь для советских военнопленных, который обнесли колючей проволокой и сторожевыми вышками. Со стороны ул.Пушкинской два первых дома предназначались для лагерной администрации. К сожалению, это место, где более трёх лет за колючей проволокой умирали солдаты и офицеры Красной Армии, до сих пор не отмечено даже мемориальной доской. После освобождения Бреста в июле 1944 года за колючую проволоку угодили уже немецкие военнопленные, которые в Брестском лагере № 284 работали на восстановлении города целых шесть лет, до 1950 года, а после окончания их плена - в 1950 году - дома были отремонтированы и вновь стали жилыми. Только заселили в них уже не евреев, которых в Бресте практически не осталось, а всех.
К концу ХХ века дома изрядно обветшали и окончательно перестали отвечать современным представлениям о комфорте. Первые пять домов были расселены и снесены в начале двухтысячных годов, на их месте построили общежитие Брестского университета. Снос оставшихся семи домов был запланирован на 2009 год, но жильцов тогда расселить не успели. В 2010 году судьбой колонии заинтересовалась белорусская общественность и пресса. Появились предложения о создании в зданиях колонии этнографического музея и центра еврейской культуры. Однако городскими властями предложения поддержаны не были.
Я посетил это место в конце апреля 2014 года и ситуация никак не изменилось, дома стоят в заброшенном положении. Только одному из зданий - дому № 12 по Первому Минскому переулку - министерством культуры Беларуси был присвоен статус историко-культурного памятника; остальные по-прежнему предназначены к сносу.
Хоть это и памятник архитектуры, но отношению к нему, как к обычному сараю, никаких намёков на восстановление или хотя бы поддержание чистоты.
В каждом из домов можно встретить следы пожара. Не иначе как чудом, можно считать, что они ещё не сгорели до основания.
Порог.
Внутрь, как я уже писал выше, вход свободен и любой желающий может посмотреть разруху царящую там.
Красивые обои когда-то украшали эту комнату.
Остатки камина.
Книжка, что-то об Островском и русской классике.
Ещё один дом, пожалуй самый разрушенный.
Внутрь подниматься рискованно, нет никакой гарантии, что дом не обвалиться.
В наше время - это пристанище бомжей и пьяниц, повсюду стаканчики и бутылки.
Кто-то даже рискует подниматься на второй этаж и попивать там кофе у окна)
Вплотную к домам расчистили строительную площадку и готовятся что-то возводить. Я покопался в инете и выяснилось, что три дома, близлежащие к ул.Пушкинской, были снесены инвестором - иностранным ООО «Глера-Тау», заключившим с облисполкомом инвестиционный договор ещё 3 августа 2011 года. Инвестор, «застолбив» большую площадку под строительство универсама, обязался построить его в 2014-ом.
Не понятна, начнётся ли реализация задуманного властями проекта «Реконструкция квартала застройки, ограниченного ул.Пивоварной, ул.Володарского и пер.1-м Минским в г.Бресте», разработанного институтом ОАО "Брестпроект". По проекту и в соответствии с п.1.7. протокола заседания Белорусской республиканской научно-методической рады по вопросам историко-культурного наследия при Минкультуры РБ (протокол № 168 от 21.04.2010) предусматривается реконструкция 4 домов колонии, а также создание в одном из зданий дома-музея, отражающего исторические события, связанные с этим местом.
По словам главного архитектора Бреста Олега Ляшука, интерес к этому проявила одна из еврейских общин Брестчины, но он пока не видел даже её эскизного проекта. Видео по теме. 2011 год. Доктор урбанистики и архитектуры Ирина Лавровская в 2011 году пытается уговорить этого же главного архитектора города Ляшука оставить все уцелевшие дома колонии Варбурга.
Возможно, что всё же сбудется одна из задумок по сохранению уникального архитектурного ансамбля из 4 оставшихся домов. Так, более двух лет назад варшавский Музей истории евреев Польши проявил интерес к сохранению колонии Варбурга. Луч надежды блеснул и после посещения Бреста послом Израиля в Беларуси Иосифом Шагалом, который встретился с местными властями и заручился их согласием, но в устной форме.
А по мнению брестского краеведа-реставратора Николая Власюка, на территории бывшей колонии Варбурга можно было бы создать целый еврейский квартал - по типу краковского Казимежа, отдав ещё сохранившиеся дома под синагогу, музеи «Евреи Бреста», «Холокост», этнографии. Близость колонии к бывшему еврейскому кладбищу (стадион «Локомотив») с лапидариумом привлекло бы сюда многочисленных туристов и, естественно, денежные средства, которые пошли бы на развитие инфраструктуры: строительство гостиницы, сувенирного магазина, автостоянок, ресторана… но пока это не более чем мечты.