Фото
отсюда
Из интервью
Елены Калашниковой -
elka5678 с
Вячеславом Вс. Ивановым в газете
"Литература" (№20).
- Как бы стоило, с вашей точки зрения, преподавать литературу в школе?
- Преподавание литературы в школе - чрезвычайно сложная задача. Ни я, ни мои друзья, увлекавшиеся литературой, не хотели читать то, что нам преподавали в школе. «Евгения Онегина» я всерьез прочитал уже в университете. Ну не мог я его читать, чтобы написать сочинение «Образ Онегина» или «Черты образа Ленского». Значит, задача учителей сделать чтение интересным, не отбить охоту читать. По-видимому, вначале надо обратить внимание на те жанры, которые бесспорно всех увлекают. Студентам-американцам я читаю лекции по русской научной фантастике. Это практически единственный курс по русской литературе, который я с успехом читаю по-английски. На мой общий курс русской культуры записывалось много народу (в конце холодной войны был интерес к России как к врагу), но они ничего не знали из того, что я им читал, а научная фантастика идет у них хорошо. Через фантастическую, хорошую детективную литературу, Акунина, скажем, то есть, «презренные жанры», надо приучить людей к систематическому чтению. Если дать школьникам задание изучить те произведения, по которым есть сериалы, они точно будут смотреть сериалы, и не будут читать. Думаю, форма письменного сочинения по литературе себя изжила. Такое задание можно давать только, если у вас есть параллельная программа - сейчас их разрабатывают вполне всерьез - сличения студенческого сочинения, написанного в электронной форме, с вариантами, которые есть на эту тему в Интернете. Вероятно, из-за Интернета от сочинения мы откажемся. Остаются требования устной формы. Поэтому я бы развил - из разных соображений, в том числе, и медицинских - ту сторону, которая выгодно отличает нашу систему образования от западно-европейской и американской. Это - выучивание текстов наизусть. Боюсь, оттого, что мы сейчас подражаем всему худшему, что есть в мире, мы уменьшим эту часть, а ее нужно увеличить. Почему я говорю о медицине? Это очень хороший способ тренирования памяти, причем до глубокой старости. Как ни странно звучит, но преподавание литературы должно быть сознательно ориентировано на ранние формы культуры - запоминание стихов в песенно-музыкальной форме. Возвращаясь к проблеме классиков: Акунина читать для развлечения, а в качестве нагрузки требовать ото всех - и проверять - чтобы какие-то произведения классиков они знали наизусть. Это рано или поздно им поможет, они что-то вспомнят и начнут понимать. Пусть заучивают даже непонятные стихи, в качестве эксперимента можно дать тексты русских символистов - Анненского, например, или из авангарда Хлебникова и обериутов и что-то немного объяснить. Вложить в них идею, что в русской литературе есть нечто нерасшифрованное (дешифровка - волнующая тема), но, не злоупотребляя модным оккультизмом. По возможности ввести много не-классиков - Случевского, например, или Аполлона Григорьева, которых никто не знает; составить хрестоматию таких авторов. По этому пути шли, не сговариваясь, Лотман и Гаспаров. У Лотмана в «Библиотеке поэта» есть книга малоизвестных и забытых поэтов, писавших перед Пушкиным. Среди них были замечательно талантливые люди и просто великие поэты, как Белобоцкий, сравнительно недавно открытый поэт русского барокко. Он писал на трудном полупольском, еще не совсем современном русском, но, тем не менее, великий поэт с поразительными образами. А классическую литературу как бы запретить, чтобы школьникам было интересно самим ее открыть: «Мы пока не советуем вам читать Пушкина и Достоевского. До них еще надо дорасти». Умные поймут, что с ними играют, а глупые пусть поступают как глупые.
Полностью тут:
http://elka5678.livejournal.com/90136.html?style=mine#cutid (Спасибо
duns37 за подсказку).
UPD В дружественном журнале тему
УЧИТЬ НАИЗУСТЬ обсуждают профессионалы .