Формирование инвестиционной привлекательности минерально-сырьевого комплекса

Jul 04, 2013 12:57

В последнее время, все чаще серьезно поднимается вопрос относительно формирования инвестиционной привлекательности Российской экономики.
Совсем недавно и Президент и Премьер-министр говорили это весьма открыто.

Да, уже несколько лет это притча во языцех для российской политики и спорить с этим, согласитесь, было бы довольно глупо.
В данном посте я попытаюсь разобраться, что же такое - инвестиционная привлекательность и каким образом ее можно создать или стимулировать. Конечно, я не полезу в области, мало мне знакомые, а остановлюсь на вопросе инвестиционной привлекательности горно-геологической отрасли минерально-сырьевого сектора.
Для начала ходу подчеркнуть еще раз - минерально-сырьевой сектор российской экономики является базовым в вопросе развития Российской экономики.
Надеюсь, сей факт никто не будет оспаривать, а если и будет - я готов вступить в дискуссию.
Многие говорят о зависимости нашей страны от полезных ископаемых. Кто-то вообще называет ее «сырьевым придатком». При этом, по причине, видимо, низкой образованности, под этим понимается лишь часть энергетических полезных ископаемых. Отметьте, всего лишь часть, только лишь энергетических полезных ископаемых - нефть и газ.
Авторы данных высказываний, видимо, не знают, что среди «энергетиков» есть уголь, уран, торф и прочие.
Но это лирика…

Важно, что есть четкая взаимосвязь: Ресурсы - Полезные ископаемые - Промышленность - Рост экономики.

И конечно же, учитывая наличие прибавочной стоимости, получить инвестиции желательно, для начала, на уровне ресурсов и полезных ископаемых.
Что же определяет инвестиционную привлекательность минерально-сырьевого сектора?
Для этого надо встать на место потенциального инвестора и подумать, что побудит нас вложить средства, помимо некоего насильственного акта? Что определяет интерес инвестора?
На мой взгляд это:
1. доступность и достоверность информации об объекте инвестиций;
2. достоверная информация о недропользователе, нуждающемся в инвестициях;
3. объем капитальных затрат;
4. гарантии возврата инвестиций;
5. скорость возврата инвестиций;
6. отдача на вложенный капитал.
7. иные эффекты, возникающие для инвестора, при реализации проекта.

Пройдемся по пунктам в отдельности.
Доступность и достоверность информации об объекте инвестиций - вполне обоснованная необходимость. Трудно даже подумать дать деньги на разработку месторождения, если информации о нем почти нет, но «троюродный брат моего соседа сказал, что…».
О доступности и достоверности, в первую очередь, геологической информации, говорят уже много лет. В феврале этого года Президент (я с ним, между прочим, абсолютно согласен) заявил о необходимости снятия грифа секретности с информации о запасах полезных ископаемых.
Это необходимо в тройне, учитывая тот факт, что сия информация, мягко скажем, недостаточно достоверна, и про это знают почти все инвесторы, действующие на минерально-сырьевом рынке.

Я уже рассказывал о том, что, например, подсчет запасов по золоторудным месторождениям, показывает, что имеет место существенная разница в подсчете запасов по Российским и международным стандартам (Рис 1). Данная разница по некоторым видам минерального сырья и месторождениям может доходить до 50% и более, а это означает, что государственный баланс ведется по недостоверным данным.


Стоит рассказать о имевшем место одном случае из жизни, когда недропользователь, купивший лицензию на право пользования недрами, обнаружил, на стадии окончания строительства горнодобывающего предприятия, практически полное отсутствие запасов полезного ископаемого.
Естественно, подобные случаи не подтверждения запасов, имеют место в 70-80% с той или иной степенью.

И вместе с тем, в нашей стране отсутствует орган, несущий ответственность за достоверность данных о запасах (Ни Росгеолфонд, ни ГКЗ ответственность за достоверность не несут). Но это вполне объективно и связано с системой классификации запасов полезных ископаемых, принятой в нашей стране. Данная система классификации носит вероятностный характер, и, по сути своей, та или иная категория, отражает вероятность подтверждения запасов на месторождении.
Необходимо отметить, что в настоящее время, количество запасов полезных ископаемых по категории «А» (отражающей наиболее вероятное подтверждение запасов) в твердых полезных ископаемых, в нашей стране, крайне мало.

Таким образом, мы можем констатировать первый фактор, снижающий инвестиционную привлекательность горно-геологической отрасли - низкая достоверность горно-геологической информации и отсутствие ответственного компетентного органа, имеющего официальный статус, отвечающего за данную достоверность.
Достоверность информации о недропользователе также является важным элементом, определяющим инвестиционную привлекательность отрасли.
Согласитесь - давать деньги абы кому… не самая лучшая идея. К сожалению, решение данного вопроса вообще не рассматривается современным обществом. Ни органы государственной власти, ни независимые организации не систематизируют информацию о недропользователей, как рейтинговую оценку.
Представьте, насколько было бы спокойней инвестору принимать решения об инвестировании в некий объект, если у него на руках есть своеобразный «паспорт порядочности» человека, берущего у него деньги.
Мне могут возразить, сказав, что инвестор рассматривает заключения независимых аудиторов, а также самостоятельно собирают информацию. Но согласитесь, если бы имелся некий орган, признанный государством, имеющий достаточно компетенций, ведущий мониторинг деятельности недропользователей, то для инвестора это было бы существенным подспорьем.

Следующий блок информации, определяющей инвестиционную привлекательность можно назвать «экономическим» и находится он в сфере принятия решений об инвестировании. В этот блок входят: объем капитальных затрат, срок реализации проекта, скорость возврата инвестиций, ожидаемые показатели эффективности инвестиционного проекта (программы).
Обозначенные выше показатели определяются в процессе оценки эффективности инвестиционного проекта.
Согласно опыта рассмотрения проектов освоения месторождений твердых полезных ископаемых, а также по опыту общения с крупными недропользователями и инвестиционными группами, как я говорил уже в ранее опубликованных постах, инвестиционная привлекательность выражается следующими показателями эффективности инвестиционного проекта и их граничными значениями:
- Чистый дисконтированный доход (NPV) > 0;
- Срок окупаемости инвестиций (PP) < 8-9 лет;
- Индекс доходности инвестиций (PI) > 1,2-1,3;
- Внутренняя норма доходности (IRR) > 20%.
Проще говоря, инвестор желает дать минимум денег и получить на них максимальную отдачу за кротчайшее время.
Какая сложность возникает при получении этих значений инвестором?
Такая же, как и в вопросе информации о месторождении - достоверность.
Являясь специалистом по исследованию инвестиционных проектов и моделей движения денежных потоков, могу сказать одно - профессионал способен выдать вам в модели DCF такие значения показателей эффективности, какие попросил заказчик.
Таким образом, вопрос признания достоверными представляемых инвесторам данных, представляет собой особый интерес.
Здесь опять необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует достаточно компетентный орган, способный взять на себя ответственность по проведению независимой экспертизы и выдаче суждений по вопросу достоверности оценки экономической эффективности проекта освоения месторождения.
Остается еще один блок факторов - организационно-экономический. Данный блок связан с различными нормативно-правовыми нюансами, государственными гарантиями и возможностями государственного участия в проектах освоения месторождений.
Почему я рассматриваю факторы, связанные с участием государства, в то время как все говорят о необходимости уменьшения государственного влияния на экономику? Почему говорю о них не только как о важных, но и как необходимых?
Нельзя забывать, что в соответствии с «Законом о недрах», месторождения - это собственность государства. Представляя в пользование месторождение, как порядочный «продавец», государство должно отвечать за «надлежащее качество» передаваемого «товара» и подтверждать это независимой экспертизой. Актуальность данного вопроса подчеркивается еще вышеназванной проблемой (не подтверждения запасов)
Вместе с тем, если бы у нас в стране имелась государственная стратегия развития минерально-сырьевого сектора и горно-геологической отрасли, самому государству было бы проще принимать решения о возможном участии в некоторых проектах освоения месторождений, или проектах по созданию новых технологий в области добычи и переработки полезных ископаемых.
Следовательно, руководствуясь здравым смыслом, потенциальный инвестор будет более заинтересован в размещении инвестиций, зная о намерениях государства в отрасли, а также о возможном участии государства в проектах. Имея информацию о государственном участии инвестор способен более объективно оценивать варианты организационно-экономических механизмов реализации проекта.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что в целях улучшения инвестиционного климата, повышения инвестиционной привлекательности отрасли, и государство, и недропользователи, и инвесторы, заинтересованы в создании централизованного ответственного экспертного органа, который мог бы выступать не только в качестве поддерживаемого государством компетентного лица, не только предоставляющего и оценивающего информацию по отрасли, но и координирующего отношения бизнеса и государства.
Данный экспертный центр, при этом, способен взять на себя большую часть нагрузки государственных органов и таким образом, в некоторой части реализовать Указ Президента №601.
Previous post Next post
Up