Это не рецензия, а моё, сугубо личное мнение и отношение. Я не считаю себя ни театралом, ни профессиональным музыкантом, ни литературоведом. Я, скорее, любитель и заинтересованный зритель. С этой позиции стоит рассматривать всё, что сказано ниже.
Мне повезло случайно посмотреть "Штирлица" два раза. Благодаря этому, мне удалось осмыслить это произведение лучше и разобраться в своём отношении к нему.
До просмотра я слышала о том, что эта постановка, кроме имён действующих лиц, не имеет ничего общего с фильмом "Семнадцать мгновений весны". Оказалось, что это не так. Событийно мюзикл почти полностью соответствует известному фильму. Однако, отношение к этим событиям, которое озвучивают в ариях герои, отличается от того, что представлено в фильме Т.Лиозновой. Таким образом, не смотря на то, что оба произведения рассматривают тему Родины, по духу своему постановка М.Капустина, для меня, получилась не столь пафосно-героической, как любимый мной фильм Т.Лиозновой. "Штирлиц" не столько воспевает героизм советских граждан, сколько предлагает зрителю задуматься над тем, что для него означает понятие Родина, и выстроить свою позицию по отношению к этому понятию.
По моему мнению - это здорово, что творческие люди - авторы, актёры, музыканты, звуко- и свето- режиссеры - высказались так эмоционально и искренне на эту тему! Здорово, для меня, по четырём причинам:
1.Затронутая в произведении тема, значимая для меня, не так часто раскрывается в творчестве известных мне современных авторов.
2.Сейчас на тему Родины и отношения к ней активно промывает мозги пропаганда с разных сторон. А я не люблю, когда мне говорят, как мне стоит относиться к важным для меня вещам; следовательно - появилась потребность построить своё отношение снова, и в этом спектакль лёг на благодатную почву.
3.Активными участниками мероприятия являются талантливые и яркие люди, образовавшие очень красивую команду.
4. Участники постановки честно, открыто и вежливо высказали в условиях жёсткой пропаганды мнение, отличающееся от пропагандируемого и рекомендуемого. С моей точки зрения, такой поступок нельзя не уважать. А в условиях развития демократического и гражданского общества - он просто необходим.
Это - общее отношение.
Если разбираться детально...
Музыка приятная. Особенно завораживающе исполнила её Наталья Таравердян, на мой вкус. Местами музыка вполне запоминающаяся.(Неделю после посещения спектакля, каждый день вспоминались разные арии..)Не могу сказать, что эта музыка гениальна. С другой стороны - а почему, собственно, она должна быть гениальной? Кажется, всё гениальное в основном ещё в позапрошлом веке написали :) Явного диссонанса я не услышала. И плагиата - тоже.
Эти тексты передают отношение автора к теме, передают размышления и, местами, терзания. Т.е. я понимаю и чувствую, о чём это. Местами, даже, может быть, слишком прямо говорят эти тексты.
Наиболее пронзительным текстом мне показались колыбельная Эрвина.
Таким образом, тексты понятные, созвучные, даже «цепляющие». Но не такие «ёмкие», как, скажем, у М. Щербакова, когда одна срока (порой словосочетание даже) погружает тебя в поток размышлений и чувств.
Игра.
Мне повезло увидеть постановку дважды: на репетиции, а затем, через три дня - уже в переполненном зрительном зале Гипериона. И эти два раза разительно отличались друг от друга по игре. (Наверное, это естественно, но мне не доводилось бывать раньше на репетициях. Удивительное это зрелище.)
Во время репетиции на меня общее приятное впечатление произвёл состав артистов. Все они - талантливые авторы и исполнители, давно по-разному знакомые. При этом - общее впечатление - это именно набор отдельных талантливых каждый сам по себе людей, каждый из которых имеет, что сказать на сей счёт… (Не все актёры спектакля и музыканты присутствовали на репетиции.)
Некоторые - больше других тогда, по моему ощущению, играли на общую сцену, как бы объединяли собой действо. Другие - играли в большей степени самих себя, как мне показалось. Тогда почувствовалось, что Маша Гескина - являет собой эмоциональную связь между разными сценами и людьми.
Потом, на просмотре 30.06, всё изменилось. На смену отдельным ярким личностям пришло цельное литературно-музыкальное произведение. Это общая заслуга: и потрясающе чутких музыкантов, и актёров... Объединял часто, как в этот раз мне показалось, Штирлиц. Да, эмоционально Олег сделал что-то сильное: теперь это был персонаж со своими чертами и реакциями… не всегда такими, как у Олега, но и не всегда похожими на персонаж Тихонова. Наверное - это и был Штирлиц, другой… Это - эмоционально. А когда Штирлиц вставал, или ходил, или протягивал руки - это был уже опять Олег Городецкий, с его узнаваемыми жестами, походкой.
Эмоционально, также завораживающе, на мой взгляд, играл Марат Мюллера. И совершенно выбивался, по-моему, Юстас - Игорь Лазарев - со своей единственной арией «Нет связи». Может быть от того, что я его видела впервые, или ещё от чего-то, мне показалось, что это - профессиональный актёр. Не только эмоции, но и всё его тело, каждый жест, каждая деталь сообщали о том, как это важно, что нет связи!
Это было более детальное впечатление.
Но есть ещё мнение, которое сложилось у меня после эмоций.
Всем и каждому я рассказывала про увиденное/услышанное мной в Гиперионе, рекомендовала... (Кстати, тогда я узнала, живо пересказывая однажды свои свежие впечатления, что современные старшие школьники и студенты - они значительная часть моей аудитории - не знакомы с фильмом «Семнадцать мгновений весны»! Вот интересно, а как это всё воспринимает человек, который не знаком с классическим фильмом? ) Потом как-то «все» стали заканчиваться, или мой запал иссяк… И я подумала: а что это было?
Всё-таки постановка «Штирлиц: попытка к бегству» - это жанр КСП. Этот жанр любим мной и моими друзьями не всегда за гениальность строк или, тем более, оригинальность мелодии. Этот жанр, не отличался также в своей основе профессиональным исполнением, чего, кстати, совершенно нельзя уже сказать о профессиональнейших музакантах "Штирлица". А за что тогда мы его любим? За то, что КСП выражает чувства и мысли определённой, уважаемой нами, части общества; передаёт отношение этой части общества к ключевым событиям в жизни общества, в том числе. В «Штирлице» присутствуют перечисленные элементы жанра. Поэтому - мне нравится то, что сделали М. Капустин и Компания. Я думаю - надо играть и смотреть «Штирлиц: попытка к бегству»! Спасибо автору, актёрам, музыкантам - всем -всем, кто участвовал в создании этого необычного и яркого произведения!
http://hyperionbook.livejournal.com/591552.html