4 августа 1757 г. в Миргороде родился Владимир Лукич Боровиковский

Aug 04, 2024 12:37



Наряду с Ф.С. Рокотовым и Д.Г. Левицким, художник Владимир Лукич Боровиковский принадлежит к числу наиболее выдающихся русских живописцев XVIII века. Он стал знаменит как превосходный портретист, но не меньших высот достиг в качестве иконописца. Историк искусства Александр Бенуа считал, что по техническому совершенству своих произведений Боровиковский не уступал никому из современников, включая прославленного англичанина Томаса Гейнсборо.

Детство и юность Владимира Боровиковского

Будущий художник родился 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде на Полтавщине, в семье казачьей старшины, которую в 1785 году по указу Екатерины приравняли к русскому дворянскому сословию. Отец мальчика Лука Иванович Боровик был небогат, и с 17 лет Владимир, как и все его дядья, братья и племянники, служил в Миргородском казачьем полку, одновременно помогая вести хозяйство. Помимо этого, вся семья Боровиков занималась и другим делом - иконописью. Не избежал этого занятия и Владимир прилежно освоивший нехитрые фамильные секреты.

В 1782 году полк, в котором служил молодой казак, расформировали, и иконопись стала его основным ремеслом. Как показала дальнейшая карьера живописца, заложенный в молодости фундамент оказался достаточно прочным, чтобы достичь признания в среде профессиональных живописцев. Сохранившиеся ранние портреты работы Боровиковского, написанные на Украине, демонстрируют живость и характеры героев, хотя и отличаются неправильностью и архаичностью письма.

Переломным в биографии Владимира Боровиковского стал 1787 год, когда он принял участие в оформлении путевого дворца в Кременчуге - одного из тех, что строились по всему длинному пути запланированного путешествия императрицы Екатерины II в недавно присоединённый к России Крым. Отдыхая во дворце, государыня удостоила похвалы со вкусом составленные и исполненные живописные аллегории и повелела одарить художника деньгами. Это вдохновило талантливого самородка на переезд в столицу для совершенствования художественных навыков.

Творчество Владимира Боровиковского

Не имея ни связей, ни значительных средств, в декабре 1788 года Владимир Боровиковский прибыл в Санкт-Петербург - именно здесь он изменил свою фамилию, придав ей более «благородное» звучание. К счастью, вскоре художник нашёл покровителя в лице Н.А. Львова - видного мецената и просветителя екатерининской эпохи. Успешный архитектор и инженер, родившийся в небогатой семье и пробившийся наверх лишь благодаря самостоятельно полученным знаниям, он проявил заботу о художнике-самоучке. Львов поселил Боровиковского у себя в доме, ввёл в творческий круг столицы, помог с первыми заказами на портреты и росписи церквей.

Из-за зрелого возраста - художнику перевалило за 30 лет - Боровиковский не смог поступить в Императорскую академию художеств. Однако он быстро сошёлся с талантливым Д.Г. Левицким, оказавшим значительное влияние на вкусы земляка-малоросса, а также брал уроки у придворного живописца австрийца И.-Б. Лампи, который при отъезде из России оставил ученику свою мастерскую. Боровиковский стал вдумчивее относиться к моделям, достиг совершенства в передаче фактуры - тканей, драпировок, мебели.

Период ученичества длился довольно долго, но кисть художника становилась всё увереннее, а взгляд острее. Начиная с 1794-1795 гг. его картины отмечены тонким мастерством и обретением поэзии. Входивший в моду сентиментализм стал главным художественным направлением Боровиковского, в котором его талант раскрылся в полной мере. Тогда в парном портрете «Лизонька и Дашенька» он изобразил двух дворовых крепостных девушек в виде трогательных барышень, а портрет генеральской дочери Екатерины Арсеньевой поместил в тёплую дымку, придающую обаяние задорному лицу девушки-подростка.



Портрет Марии Ивановны Лопухиной (фрагмент). Художник В.Л. Боровиковский, 1797 год.

Портреты работы Боровиковского произвели настолько благоприятное впечатление на публику, что за считанные месяцы на его работы возник широкий спрос. Модный художник удостоился звания академика, у него начали заказывать портреты знатные дамы, а затем и сама императрица. Портрет Екатерины II стал одним из высших достижений Боровиковского. Он изобразил государыню как простую пожилую женщину, а не полубогиню, что по тем временам было неслыханно. Этот образ пришёлся императрице по душе, и Боровиковский получил целый ряд новых престижных заказов. С этого момента он во множестве писал портреты членов царской семьи, высших государственных сановников, придворных дам.

Наибольшей творческой силы Боровиковский достиг на рубеже веков - в быстротечную эпоху Павла I и первые годы правления Александра I. Именно тогда он создал настоящие шедевры: женские портреты М.И. Лопухиной, Е.А. Нарышкиной, Е.А. Долгоруковой, сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных. Среди мужских портретов наиболее выразительны изображения Г.Р. Державина, императора Павла I, Д.П. Трощинского, Ф.А. Боровского и особенно А.Б. Куракина.

В начале XIX века Боровиковский, повинуясь веянию моды своего времени, сблизился с масонами и вступил в одну из лож, после чего написал ряд портреты высокопоставленных розенкрейцеров. Но тайные обряды не удовлетворяли его духовных потребностей, и постепенно художник отошёл от масонства. Тогда же стиль картин Боровиковского сместился от сентиментализма в сторону классицизма.

С 1804 по 1810 гг. Боровиковский участвовал в масштабном проекте по росписи Казанского собора в Петербурге. Он выполнил 10 икон, которые отличаются торжественностью образов и нарядностью колорита. В 1810-е гг. живописец продолжал писать портреты знати, а также по заказу оренбургского губернатора Г.С. Волконского создал галерею изображений русских царей.

В поздний период творчества Боровиковский нашёл успокоение в церковной живописи. Он расписывал иконостасы храмов, всё менее интересуясь светским портретом, сделавшим ему имя. Мода на Боровиковского уходила. Последнее его достижение в этой сфере - созданный в 1821 году портрет фрейлины двора Е.В. Родзянко. Склонный к душевным колебаниям, художник всё глубже искал утешение в религии. В 1819 году он примкнул к мистической секте «Духовный союз» во главе с Е.Ф. Татариновой (Буксгевден). Здесь Боровиковский обрёл атмосферу, созвучную его внутреннему миру, несмотря на излишнюю экзальтированность «братьев» и «сестёр». В 1822 году секту по обвинению в ереси распустили, но живописец не жалел, что приобщился к мистицизму.

Как педагог Боровиковский воспитал несколько замечательных художников, таких как А.Г. Венецианов и И.В. Бугаевский-Благодарный.

Семья и личная жизнь Владимира Боровиковского

Владимир Боровиковский вёл очень скромную и даже закрытую жизнь, о которой известно совсем немного. Он никогда не состоял в браке и не имел детей, всё его общество составляла немногочисленная прислуга да ученики, некоторые из которых проживали в его квартире. Получая на пике славы солидные гонорары, Боровиковский не скопил большого стояния. Будучи по природе человеком мягким и щедрым, он отправлял значительные суммы родственникам на родину, а также не отказывал в помощи нуждающимся. По ряду свидетельств, порог его жилья всегда обивали нищие. На склоне лет все сбережения (около 4000 рублей) и обстановку квартиры он завещал обратить на помощь неимущим.

Смерть и похороны Владимира Боровиковского

В 1825 году Боровиковский работал над росписью иконостаса в церкви при Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге. В самый разгар работ он занедужил и 6 (18) апреля 1825 года скончался от инфаркта миокарда в возрасте 77 лет. Без больших церемоний прах некогда любимого публикой живописца захоронили там же, где его настигла смерть, - на Смоленском кладбище. В 1931 году, когда оно пришло в сильное запустение, в рамках кампании по сохранению могил знаменитостей прах Боровиковского перенесли в некрополь мастеров искусств при Александро-Невской лавре, сохранив в качестве надгробия массивный гранитный саркофаг.

Известные работы Владимира Боровиковского

Наибольший успех и славу Боровиковскому принесли портреты. Картина «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», написанная в 1794 году, стала визитной карточкой художника. Он отошёл от аллегорически-парадной манеры изображения императрицы в образе Фемиды или Минервы, а изобразил женщину, которой исполнилось 65 лет, «по-домашнему» - в салопе и чепце, в сопровождении любимой левретки. Именно так впоследствии описывал императрицу А.С. Пушкин в «Капитанской дочке».

Ростовой портрет персидского принца Муртазы Кули-хана, написанный в 1796 году, выполнен в холодной гамме. Части нарядной одежды - чувяки, кушак, туфли, халат - выписаны до мельчайших деталей, с блеском и артистизмом. Миниатюрный портрет торжковской крестьянки Христиньи, написанный в 1795 году, рисует образ миловидной, привлекательной девушки. Нежность лица передана сочетанием осторожных и свободных мазков. Конечно, это сентиментальный, идеализированный портрет, но исполненный с большим умением.

Наиболее полно представление художника о прекрасном воплощено в портретах светских красавиц М.И. Лопухиной и Е.А. Нарышкиной, написанных в 1797-м и 1799-м. Образ 18-летней жены камергера Марии Лопухиной чарует своей меланхоличностью, нежностью, гармонией. Скользящий свет моделирует форму, с помощью светотеневых нюансов достигается эффект поэтичности, с помощью многочисленных лессировок переливчатость цветов. Хорошо продуманный пейзаж усиливает очарование. Портрет юной 14-летней фрейлины Елены Нарышкиной подчёркивает правильный профиль, благородную белизну и нежную мечтательность лица, завитки пышных волос.

Портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных, написанный в 1802 году, - ещё одно несомненное достижение живописца. Модели контрастируют и одновременно дополняют друг друга ритмами линий и контуров, создавая единый образ. Девичьи фигуры умело выписаны, их отличают непринуждённые позы, тёплый румянец щёк, рука, перебирающая струны гитары. На монументальном ростовом портрете князя А.Б. Куракина, созданном в 1801-1802 гг., невозмутимо и снисходительно улыбающийся вельможа изображён на фоне колонны и свисающего занавеса, цветовые пятна которых создают необходимое равновесие и придают цельность всему произведению. Очень интересна картина Боровиковского «Зима», датируемая 1800-ми гг. - на ней мы видим крестьянина, греющего руки у костра. Картина не лишена аллегоричности, но написана с большим искусством.

Значение творчества Владимира Боровиковского

Творчество Боровиковского - важнейший этап в развитии русской портретной живописи. Его произведения, как отмечали ещё в XIX веке, не лишены эстетических недостатков - они идеализированы, сентиментальны, иногда однотипны. Стиль картин Боровиковского всегда узнаваем. Однако в лучших своих полотнах - там, где ему удавалось угадывать естественность и простоту, - художник поднялся до подлинных вершин в понимании тайны человеческих чувств и природы человеческой красоты.
Previous post Next post
Up