"Белгазета": На восход через Северо-Запад

Oct 25, 2016 22:43


В этом году исполнилось 155 лет с начала Гражданской войны в США
Война северян с южанами, как и любая другая, была неприглядна по обе стороны фронта. Среди причин, ее породивших, можно назвать как идеалистические, так и сугубо прагматические. Но в провиденциальном плане это было противостояние будущего и прошлого, свободы и рабства, прогресса и косности. Одержав в нем победу, Север на годы вперед определил не только лицо своей державы, но и ту уникальную роль, которую она по сей день играет в мире. Победи тогда рабовладельческий Юг, кто знает, как выглядел бы сегодня мир. Вероятно, это было бы не самое уютное зрелище.

Неудивительно, что американский кинематограф так любит обращаться к этой теме.
Драма «Свободный штат Джонс», чья русскоязычная адаптация недавно появилась в сети - очередная попытка осмыслить события полуторавековой давности. Попытка, достойно вставшая в один ряд с такими признанными картинами, как «Линкольн», «Геттисбург», «Холодная гора».

Рассказ о том, как фермер Ньютон Найт, родившийся на Юге, но симпатизирующий идеям северян (реальный, кстати, персонаж) дезертировал из армии конфедератов и создал на территории южных штатов собственное государство, свободное от рабства, может, и не во всем соответствует историческим реалиям. Но можно ли снять фильм, который бы соответствовал им во всем? Однако именно эти претензии выдвигают сегодня картине некоторые российские критики. В претензиях их, как в капле воды, отражены текущие настроения россиян.

Надо сказать, в России вообще очень любят «разоблачать мифы» о Гражданской войне в США.
Мол, и велась она не за отмену рабства, а из-за налогов, и Авраам Линкольн, мол, не был таким уж безупречным противником рабовладения. Да и вообще, знаете ли вы, что творили проклятые янки на землях мирных южан?

На одном из российских форумов мне довелось ознакомиться с рецензией некоего перца, метавшего гром и молнии в адрес «Свободного штата» - в том духе, что Голливуд, мол, «опять все переврал». В своих исторических предпочтениях автор был явно на стороне конфедератов и возмущался тем, что«тупые америкосы» сделали героем «обычного бандита и дезертира».

Не забыл автор и о «проклятых янки», которые «зверствовали в южных штатах» и по сей день«продолжают зверствовать во всем мире, навязывая ему свою политику». Казалось, еще немного, и героев фильма назовут бандеро-фашистами, но миновало. Хотя без переноса по Фрейду здесь явно не обошлось.
То, что «русский мир» подспудно ассоциирует себя с рабовладельцами-конфедератами, вполне симптоматично.
Из-за своих агрессивных действий на международной арене и несуразице во внутренних делах Россия сегодня олицетворяет все то отжившее и сопротивляющееся прогрессу, что олицетворял когда-то рабовладельческий Юг. Но знать о себе правду мало кому охота, поэтому произведения искусства, демонстрирующие моральное превосходство северян над южанами, вызывают у этой публики лютый батхёрт. Хотя так было не всегда.

В XIXв., когда в США разразилась гражданская война, не только прогрессивная часть русского общества, но и официальный Петербург встали на сторону Севера, поддержав правительство Линкольна. Император Александр II, сам незадолго до этого отменивший крепостное право, симпатизировал позиции северян. Передовые люди приветствовали борьбу с рабством. Но если в самой Америке прогрессивные зёрна дали обильные всходы, то что осталось сегодня от той передовой России, которая полтора века назад рукоплескала прогрессу?

И дело не только в историческом бэкграунде последних столетий, который в России - за редкими передышками - сплошь кровь да насилие. На Западе в эти годы тоже хватало всякого. Но, глядя в будущее, Запад транслирует миру идеи, близкие и понятные всем здравомыслящим людям: права человека, свобода слова, свобода самовыражения, уважение к частной собственности…

Что может предложить миру Россия, кроме воспалённых имперских амбиций да кликушеских бредней церковных фанатиков?
Позолоченные бюсты Сталина?
Мифические нооскопы и досужие рассуждения о «памяти матки»?
Вопли «Крым наш!» и обагренную кровью украинцев георгиевскую ленточку?
Кочующий по чужим степям «Бук»?

Если говорить об идеях, а не о нефти и газе, в России сегодня нет ничего полезного и передового, что она могла бы дать человеческой цивилизации.
Страна, занимающая 1/9 часть земной суши, живет с лицом, обращенным в прошлое, цепляется за это прошлое всей дурью, возводит его на пьедесталы.
Цивилизованному миру, устремленному вперед, с этой архаикой не по пути.

Все, что отжило свой век и идет вразрез с ключевыми тенденциями развития человечества, рано или поздно окажется на свалке истории, кто бы и какие усилия ни прилагал к обратному.
И в России сегодня тоже есть люди, которые понимают это, хотя с легкой руки вождя оглушенная пропагандой публика и называет их «национал-предателями». Герой фильма «Свободный штат Джонс», по логике этой публики, тоже был «национал-предателем». К счастью, его самого не заботили наветы подобной публики. В том-то и заключается философский месседж картины: если ты рожден в колыбели рабства, но рабство тебе противно, и сердце твое лежит к идеалам свободы, никакой ложный патриотизм не должен быть гирей на твоих ногах.

«Каждый из нас - своя страна. Каждый человек - Человек», - этот принцип, озвученный в фильме - ключевой для развития нашей цивилизации. Системы, где человек - не Человек, а винтик в бездушной державной махине, постепенно будут сходить в небытие.
Как сошел туда в XIX в. рабовладельческий Юг.

http://www.belgazeta.by/ru/blogs/714/33518/
Previous post Next post
Up