Была ли советская космическая программа "русской рулеткой"

Oct 12, 2012 09:31

Оригинал взят у varjag_2007 в Была ли советская космическая программа "русской рулеткой"
Прочитала у kommari о том, что "Первые полеты в космос во многом напоминали русскую рулетку". Ответ  Чемберлену  svetlako:

Не так важно побывать в космосе первым - важно первым оттуда вернуться

Всем «известно», что советская власть насиловала своих граждан в извращенной форме при первой же возможности. Всех. Никто не имел индульгенции.  Недавно, на волне интереса к стратосферным парашютным прыжкам, я в «одном» ЖЖ прочитал очередную байку о первом космонавте-смертнике Юрии Гагарине, которому даже не предусмотрели аварийную систему спасения (не буду ссылаться - не хочу!). Дескать там и места-то не было под неё.

А как всё обстояло на самом деле? Особенно любопытно сравнить опасность полета для первого советского «смертника» и первого американского гарантированного покорителя вселенной.

Первый спускаемый аппарат космического корабля СА КК "Восток" имел не просто систему спасения, а эшелонированную систему спасения. В неё входили: парашютная система СА с тремя последовательно срабатывающими парашютами: вытяжным (высота срабатывания 7 км), тормозным (4 км) и основным (2.5 км); катапультное кресло со своим стабилизирующим парашютом; скафандр с тормозным, основным и запасным парашютами. 
Космонавт катапультировался из СА вместе с креслом на высоте около 7 км, затем, после стабилизации его полета, отделялся от кресла и парашютировал индивидуально до скорости касания поверхности около 5 м/сек. Однако - и это принципиально! - существовала и штатная возможность посадки внутри капсулы, поскольку скорость касания для нее составляла 10 м/сек. 
Первый американский СА КК "Меркюри" имел только парашютную систему СА с основным и резервным парашютами. Возможности покинуть капсулу в полете американцы для своих «смертников» не предусмотрели (вот тут - именно из-за нехватки места!), а все понимают, что в данном случае наличие альтернативных решений улучшает надежность! А если основной парашют Меркюри не сработал бы? Девятки надежности тут же катятся вниз! Есть еще один нюанс - система открытия люка в первых вариантах СА КК "Меркюри" была крайне громоздкой и занимала много времени. Травмированный или ослабевший астронавт сам выбраться из таких СА не мог. При приводнении неоднократно случались заливы капсулы, когда астронавтам грозило стать героями-утопленниками... С этой точки зрения катапультирование и приземление на парашюте было совершенно штатным - отработанным поколениями летчиков.


Скорость касания с землей у капсулы "Меркюри" составляла 9 м/сек. Это сравнимо с нашей капсулой, но существенно выше, чем скорость касания для отдельно парашютируемого космонавта! Ощущения при касании земли на скорости 9-10 м/сек сравнимы со столкновением с хорошим авто! Да, двигателей  мягкой посадки не имели обе капсулы, но, выбрав свой вариант посадки космонавта, наши конструктора обеспечили приземление не героя в синяках и ушибах («лягушка в футбольном мяче»), а обычного, если не сказать банального,  парашютиста. 
Система спасения на старте и этапе выведения существовала у обоих КК. "Восток" использовал то же кресло-катапульту, что и для эвакуации из капсулы при снижении, а "Меркюри" специальную систему, которая должна была при нештатной ситуации уводить от носителя весь КК. Обе системы имели «мертвое окно» при выведении, когда они не могли штатно выполнить задачу, поэтому сложно сказать, была ли одна из систем существенно хуже по надежности. Однако, более перспективной была американская, и в итоге на последующих советских КК ставилась уже система именно такого типа.

Система торможения при сходе с орбиты для "Востока" и "Меркюри" включала как основной элемент - тормозную двигательную установку ТДУ с возможностью включения как в автоматическом, так и в ручном режиме. Здесь подходы СССР и США тоже разошлись. Американцы применили твердотопливный двигатель (РДТТ), наши - жидкостной (ЖРД) на самовоспламеняющихся компонентах. Принципиальное отличие: РДТТ принципиально не допускает повторных включений, ЖРД подобной конструкции - теоретически позволяет. Американцы троировали свою ТДУ (теоретически для торможения было достаточно одного РДТТ из трех). Мы, не применив дублирования, пошли в обеспечении безопасности другим путем. Орбита выведения закладывалась достаточно низкой, чтобы в течение срока, на который в капсуле имелся запас воздуха, воды и пищи, КК затормозился бы об атмосферу. К несчастью, для первого космонавта эту расчетную орбиту при выведении превысили, и неизвестно как бы закончился полет - но проверять надежность по этому параметру, к счастью, не пришлось, поскольку ТДУ отработала удовлетворительно. Несмотря на это, если говорить о последующих конструкциях КК, то теперь наше решение с ТДУ на базе ЖРД оказалось более перспективно, поскольку позволяло осуществлять более гибкое управление КК на орбите, что в итоге и было достигнуто с помощью новых ДУ, имевшими прототипом именно ТДУ «Востока». Другой немаловажный фактор: сама заложенная в программу полета «Востока» штатная возможность увеличения его длительности давала космонавту дополнительные резервы времени при возникновении нештатных ситуаций - на их парирование.

Кстати, американский подход к максимально возможной длительности полета, когда длительное пребывание «Меркюри» на орбите не закладывалось в программу даже теоретически, сыграл с первым астронавтом пикантную шутку. Когда Юрий Гагарин на стартовой площадке, лежа в КК, готовился сказать своё знаменитое «Поехали!», Алан Шепард в аналогичной ситуации говорил совсем о другом: «Мне нужно ОТЛИТЬ!!!». Дело в том, что в состав «Востока» входило ассенизационно-санитарное устройство (АСУ), а вот «Меркюри» им оснащать не стали. "Лей прямо в скафандр" - прозвучала команда из ЦУПа. И первый американец вылетел в субкосмос - описавшись.  Второго астронавта, наученные "мокрым опытом" американцы, обрядили для полета в огромный памперс… Гагарин же, если и воспользовался в полете АСУ, то исключительно из испытательных целей, поскольку пописал заранее, остановив в степи автобус, везший его на старт. Нарушив при этом график, расписанный (сорри за тавтологию) поминутно.  Теперь этот гагаринский обряд - хорошая традиция… Исключение делается только по гендерному признаку. Впрочем, первая женщина-космонавт удостоилась другого. «Бронзовая задница» Валентины Терешковой, по которой формовалось ее персональное АСУ - сегодня одна из свято хранимых космических реликвий "не для показа".
.
Однако, вернемся к не менее серьезному.
.
Надежность ракеты-носителя РН. Для первых полетов с человеком на борту СССР и США модернизировали свои имевшиеся космические РН. Наш носитель в этой конфигурации назывался 8К72К, американский Меркурий-Редстоун (доработки в обоих случаях были существенными - в том числе по увеличению тяговооруженности). Гагарин полетел на третьем КК данной конфигурации (на первом и втором летали собачка в компании манекена и оба раза всё прошло штатно). Алан Шеппард - тоже на третьем корабле своей конфигурации (первый запуск МР-1 был неудачным - отключение на стартовом столе; второй МР-2 свозил на суборбиту шимпанзе Хема - с приключениями: разгерметизация капсулы, перегрузки в два раза выше расчетных (до 20g вместо 10-11g), залив капсулы при приводнении). Даже непосвященный в тайны девяток надежности увидит, что показатели надежности советских РН и КК, какими бы они не были низкими количественно (думаю, что сегодня такой полет не состоялся ни при какой погоде!) - по крайней мере, не хуже американских! Скорее лучше! И кто-таки запускал в космос (американцы - в субкосмос) «смертников»? Кто больше заботился о своих героях? Включая заботу о естественных потребностях...

Слава всем первопроходцам! Нашим и американцам! Собакам и шимпанзе! Инженерам и конструкторам! Рабочим и руководителям (менеджерам)! 
.
Но не будем забывать, что в сложных делах удача любит, когда ее считают… И очень не любит, когда врут.

история

Next post
Up