Глубокоуважаемый Лук-сама!
Выполняя вашу, несколько непонятную для меня просьбу, сообщаю, что благополучно прибыл домой, в префектуру Сацума.
Спасибо вам за время, уделенное мне и доставленное удовольствие общения с вами. Приношу свои глубокие извинения, если временами проявлял грубость и бестактность. Мне приходилось бывать по делам в России, и мне казалось, что обычаи, принятые там, распространяются и на вашу страну. Извините, что так сильно ошибался. Особые извинения за налобные фонарики, фальшвейеры, снегоступы и саморазогревающиеся пайки. Вы не представляете, насколько может быть убедительной российская пропаганда.
Благодарю вас за проводы в аэропорту. Айдарка-тян была невероятно трогательна в рогатом шлеме-кабуто, а Прасковия-сан очаровательна в расшитом кожушке (я правильно написал это слово?) поверх парадного кимоно и цветном платке-«хустка». Прошу вас, передайте ей со всем уважением и без желания оскорбить, что ходить на высоких пятнадцатисантиметровых гета-самбонъаси по обледенелому тротуару может быть опасно.
Также сообщите уважаемой госпоже Прасковии, что походка ойран и тайю не постигается за три часа путем просматривания роликов в ютьюбе, и если она всерьез желает освоить высокое искусство «походки восьми шагов», я обязательно найду ей опытную учительницу через японский культурный центр в Киеве.
А когда ваша Кафедра хором исполнила у трапа марш «Сейнен Ниппон», только вежливость и выдержка не мне позволили расплакаться от оказанной чести. Кстати, где вы нашли слова и когда успели их выучить? В кириллическом сегменте интернета есть только MIDI-версия этого марша. Поверьте, произношение в данном случае ничего не значит. Очень прошу передать эти мои слова тайса Балалайнену. Лапландский выговор только украсил слова легендарного марша мрачной северной готовностью сражаться до самой смерти и даже после нее.
***
Уважаемый Лук-сама, не примите за бестактность и не посчитайте вмешательством в ваши дела.
Я часто слышал в вашей стране, что с вашей стороны гибнут лучшие сыны народа, а враг теряет худших, бесстыдных и бесчестных ронинов, наемников, готовых убивать за деньги.
Позвольте с вами не согласиться.
В наших странах разное отношение к жизни и смерти, но жизнь ценят все. Семья павшего может показывать горе, а может скрывать его, но боль утраты равно испытывают семьи самурая и козака (снова, я правильно написал?) Так что я понимаю, о чем говорю.
Лучших людей рождает лучшая страна, а худшая страна рождает худших, и это можно изменить только вместе со страной.
Горный ключ всегда будет давать чистую родниковую воду, сколько ее ни черпай из родника. Прорванная труба с дерьмом будет давать только дерьмо, сколько его ни откачивай.
Значение имеет источник, а не течение.
За годы войны вы потеряли множество прекрасных людей - разве вы стали хуже? Ваш противник потерял множество негодяев, разве от этого Россия стала лучше, чем три года назад?
Лучшие люди нации - это не монетки в рукаве. Если бы было так - война бы закончилась два года назад вашим поражением. Лучшие люди - это лепестки сливы, которые, облетая с ветвей, заставляют нас испытывать острое чувство потери. Но на следующий год слива снова зацветет. И так будет повторяться всегда, пока корни ее находятся в плодородной земле. А лепестки не улетают в никуда, они улетают в вечность, пролетев сквозь наши души.
Поэтому, оплакивая праведников, не думайте, что они когда-нибудь иссякнут в праведной стране. Ведь в горном ключе никогда не кончается хрустальная вода, как она не кончается в вашем источнике Сувару-Яма, что возле реки Латори-цу на Закарпатье. Ну, вы помните, Лук-сан, это то самое странное место, где колбаса почему-то измеряется в метрах, а не килограммах.
***
Я много интересовался историей Западной Европы, и знаю историю битвы в Теплых Вратах, где триста самураев из Спарты дали бой бесчисленному воинству царя Ксерокуси. Конечно, я изучал это сражение не по видеокомиксу режиссера Зака Снайдера, а по записям Геродота, Диодора и Ктесия Книдского, а также многочисленным комментариям и апологиям.
Тогдашняя Спарта, видимо, рождала хороших героев, но в недостаточном количестве, и спартанский сегун Леонид выступил навстречу противнику без основной армии, взяв только свой личный отряд из трехсот верных ему вассалов. Любому японцу здесь понятно скрытое от гайдзинов - Леонид, словно в насмешку, оставлял спартанцам лазейку трусости к тропе рабства, ведь формально Спарта еще не воевала с Ксерокуси, и все можно было списать на самодеятельность неуправляемого и безумного дайме Леонида.
А потом сдаться, как сделало большинство греческих городов, кроме Афин и Спарты.
Однако пощечина, нанесенная собственному народу Леонидом, отрезвила спартанцев, они осознали собственный позор и ничтожество перед подвигом павших самураев, и доблестно сражались при Платеях, где греческое войско под командованием спартанца Павсания уничтожило захватчиков.
В дальнейшем, о чем вы, безусловно знаете, обнищание граждан Спарты и повышение имущественного ценза, бесстыдство богатых и смирение бедных, привели к истощению того плодородного слоя, на котором произрастают настоящие герои. Уже к середине третьего века до рождения Христа (не удивляетесь, моя семья приняла христианство задолго до эпохи Мэйдзи), количество граждан Спарты составляло менее тысячи человек. Остальные были рабами и приживалами на собственной земле, и бросить гоплон на землю для них уже не становилось несмываемым позором.
Я был в Спарте как турист. Это кучка камней неподалеку от другой Спарты, провинциальной деревни, построенной сто пятьдесят лет назад, и являющейся центром такой же провинциальной префектуры Лакония. Жара, мухи, крикливые и ленивые продавцы. Я хотел сделать несколько снимков на память, но устыдился, и спрятал фотоаппарат. Это было все равно, что фотографировать разрытую могилу с истлевшим мертвецом в ней. Лучше ограничиться чтением Геродота.
Источник спартанских героев высох навсегда.
Ваш горный ключ бьет с каждым днем все сильнее - но не забывайте ухаживать за ним.
***
Я бы очень хотел пригласить вас на мацури умэ, Праздник цветения сливы, однако у нас в Японии это один из самых первых ханами - дней любования цветением, он начнется уже через месяц, боюсь, планы Кафедры не позволят вам в этом году насладиться поистине незабываемым зрелищем.
Но это не единственное ханами в этом году, и я от всей души приглашаю вас посетить в конце лета Праздник цветения подсолнуха-химавари. Особенно буду рад видеть бендеру Остапа-сан. Думаю, созерцание цветущего подсолнечника наполнит его душу покоем и радостью. Только напомните ему, что у нас это декоративный цветок, так что «сьомки» ему придется брать с собой.
Однако, если он желает взять с собой трембиту, пусть заранее вышлет моему секретарю ее размеры по длине. Судя по рассказам уважаемого Фоштера-сан, трембита не помещается в стандартный железнодорожный вагон, а будучи привязана к крыше вагона, при движении издает ужасные звуки, пугающие пассажиров и обывателей, проживающих вдоль железной дороги.
Мне бы не хотелось, чтобы прикрепленная к фюзеляжу чартера трембита привлекала внимание ПВО и уфологов.
Старому девятихвостому лису Янкелю-сан передайте, что «хлопок одной ладонью» - это не упражнение на гибкость пясти, а классический дзэнский коан, и звук, который он издает, шлепая подушечками пальцев по мякоти ладони, может воспроизвести любой еврейский мальчик, которого мама водила в музыкальную школу по классу скрипки. Но это не имеет отношения к истинному просветлению, а только к еврейской хитрости. Хоть я, конечно, не Будда, чтобы решать - где проходит грань между первым и вторым, у меня есть серьезные сомнения в еврейском решении буддийского коана.
С уважением, признанием и надеждой на встречу. Симада Накамура.