Так часто рассветы я не встречала никогда - десять дней подряд розовое, желтоватое, сиреневое, оранжевое, голубое солнце, встающее во всю белизну гор, долин, склонов, озер. Солнце заставало нас где-то на втором переходе - второй час в пути под рюкзаком вверх-вниз, лыжи проскальзывают или зарываются в пухляк, ветер щиплет щеки, иней на волосах, ресницах, шарфе, темнота, мороз и вдруг - вот оно, выползает из-за горы медленно-медленно - невозможно оторваться, новое дыхание, жизнь нового дня, новое рождение, свежие силы. Впереди еще два перехода до обеда и три - после.
------------------------------------
Полярное сияние ни на что не похоже - три ночи подряд - лиловое, зеленое, полосами, вихрями, всполохами через все небо... Полярное сияние - к похолоданию. Термометр ниже минус тридцати у нас не показывал, так что бог его знает, что там было.
Наше тело - истинное чудо. Не сомневаюсь, что оно способно на все, лишь бы не подводили воля и разум. Жить в горах десять дней, среди снегов, льдов и неба в минус двадцать-тридцать-..., иногда совсем без дров - пожалуйста, никаких простуд, обморожений, переохлаждений. Главное - не бояться, быть уверенным, мочь и делать.
------------------------------------
Что уж там, были моменты, когда мне просто казалось, что единственное, что я хочу - лечь в снег и чтобы меня никто не трогал. В первый день я упала минимум раз пятьдесят. Тотальное отсутствие лыжной практики, непривычный двадцатикилограммовый рюкзак, общий шок и акклиматизация... Падаешь, сверху падает рюкзак, лыжи как и полагается по технике безопасности, чтобы не выкрутить мне ноги, спадают. Попытка опереться на руку или на ногу оканчивается только тем, что уходишь еще глубже в полутораметровый сугроб мягкого рыхлого снега и никакой точки опоры, никакой возможности. Сбрасываешь рюкзак, плавательными движениями доползаешь до лыж, кое как закидываешь в них ноги, долго, в неестественной шаткой позе застегиваешься, откапываешь рюкзак, накидываешь его на плечи - и догонять. После десяти-пятнадцати таких упражнений ничего, кроме желания упасть и не вставать не остается. После двадцати каждый раз я была уверена, что в следующий раз сил встать уже не хватит.
Хватило.
Я ждала худшего: таких же девять дней впереди и перед сном долго кремнилась и настраивала себя на ад. Но второй и третий день были легче по рельефу и я как-то отдохнула, а к четвертому - уже совсем научилась.
-----------------
Пить десять дней только чистый спирт - после водка кажется совершенной водой. Чистый спирт - это то, что действительно нужно в лыжном походе. Вспыхивает, обжигает, по-настоящему греет.
Лыжный поход - это всегда борьба. Даже ничего не делая, теряешь уйму энергии на то, чтобы просто согреть организм. Постоянно чувствуешь, что холод опустошает, вытягивает из тебя силы, утомляет, ломает, подавляет. Холод это трудно, но возможно. Совсем не летний поход, где всегда можно присесть на камушек передохнуть, полежать на солнышке, просто остановиться и не бороться. На лыжах можно только всегда вперед и не останавливаться.
---------------------------------
Вперед и не останавливаться!
Впереди водный сезон.