Ни одна идея, создаваемая людьми, нежизнеспособна без прочного основания
XIXстолетие сформировало в современном виде такое понятие как «национализм». В это время многие европейские народы начали осознавать свою национальную и культурную идентичность и место в новом индустриальном и рациональном мире. Не для всех народов это явление имело одинаковое значение, и не у всех народов процесс становления шёл одинаково. Ряд народов, например, русский, французский, английский, уже ощущали себя в той или иной степени единым целым и в другие эпохи. Поэтому формирование национализма принесло эти народы на гребень новой волны успеха. Британская, Российская, Французская Империи расцвели, создали гигантский пласт культуры за это столетие, расширили границы своих владений. Но оставим пока эти державы, сравнение высоты подъёма России в XIXвеке или, например, в эпоху Ивана Грозного, это отдельная тема для серьёзного исследования.
Обратимся к тем народам, которые в это время лишь открывали себя миру или в лучшем случае открывали заново. Оставив в стороне собирание из отдельных княжеств единого германского народа, обратимся к западно- и южно-европейским славянским народам, нашим единокровным братьям.
Начнём с того, что большинство славянских народов, были к началу XIXвека под владычеством других народов уже несколько столетий. Кроме России лишь Польша долго сохраняла независимость, была субъектом европейской политики, а, утратив независимость, всё же сохранила определённую автономию в составе родственной по крови и культуре Российской Империи. Другие же западные славяне оказались вовлечены в объятия германского мира, который активно формировался, пытаясь сознательно и несознательно уничтожить все инородные культуры. Южные славяне томились под властью турок, носителей не только чуждой культуры, но и иной веры, причём турки тоже, под влиянием таких сил, как Британия, стали отходить от сакральной имперской идеи к радикальному пантюркизму и исламизму. О чём могут свидетельствовать реформы Махмуда II, например, ликвидация старой феодальной системы, даровавшей окраинам империи определённую самостоятельность, при этом усиливался гнёт на христиан по религиозному и этническому признаку.
Именно в таких стеснённых условиях, сформировалось политическое течение «панславизм».
Термин «панславизм» впервые был предложен в Чехии Яном Геркелем в 1826 году. Этот термин подразумевает политическое объединение славян на основе общей культуры, истории, языка, кровного родства. Позже эта идея была развита такими деятелями южных и западных славян, как Йозеф Добровский (чех), Павел Шафарик (словак), Ян Коллар (словак), Людевит Гай (хорват), Вук Караджич (серб). Итогом первого этапа формирования панславянской мысли был «Первый Славянский Конгресс», где были утверждены знаменитый панславянский флаг и гимн. Кроме того, это был один из первых крупных политических актов, где политический голос западных славян был услышан. На данном конгрессе присутствовали и представители Российской Империи, всецело поддерживающей данное собрание. Причём этот конгресс послужил катализатором для чешского восстания в Австрии и начала борьбы западных славян за независимость.
На протяжении всей своей истории Россия стремилась защитить братские народы от чужеземной угрозы. Это было и в допетровскую эпоху, эта политика продолжилась в XVIIIвеке. Разрабатывались проекты объединения всех славян под эгидой Российской Империи, в целях освобождения славян от османского и австрийского владычества и создания славянской федерации (Андрей Самборский, Василий Малиновский). Существовал проект восстановления православной Византийской Империи при Екатерине II. После событий Крымской войны, данное направление приобрело особую актуальность и чёткие контуры. России необходимо было искать союзников в Европе, необходимо было укреплять своё влияние в этом регионе.
Н.Н. Страхов, Н.Я, Данилевский, А.И. Кошелев, и другие русские умы разработали концепцию «панславизма», относительно которой Россия должна стоять во главе объединения всех славян. Этих же взглядов придерживались и зарубежные «панслависты», такие, как Людевит Гай, Людевит Штур и Карел Гавличек-Боровский. Эта идея набирает популярность, как среди простого народа, так и в правящих кругах. Результат подобных настроений не заставил себя долго ждать.
Историю знают многие и поэтому не секрет, то, что русские войны своими жизнями даровали независимость и свободу южнославянским странам. На болгарской горе Шипке до сих пор стоит памятник русским солдатам. В конце XIXвека пошёл реальный процесс собирания славянских земель под русским скипетром.
Но тут в дело вмешалась большая политика. Ряду европейских держав удалось усилить своё влияние на Балканах. Причём своими действиями они отторгли молодые славянские страны от их спасительницы - России. Итог мы прекрасно знаем - в обе мировые войны Болгария сражалась против нас, а Югославия стала проводником не русской мысли на Балканах, а британской, иногда даже германской. Отказавшись от поддержки России, потеряв центр силы, новоявленные государства, как славянские, так и со значительным славянским элементом, ринулись в пучину братоубийственных балканских войн. Итогом войны явились не только искалеченные судьбы людей того поколения, но и искалеченные границы, своего рода мина замедленного действия, основа многих последующих балканских трагедий.
У западных славян дела обстояли немного иначе. Чехи, словаки, поляки получили независимость в то время, когда русская держава погружалась в пучину братоубийственной гражданской войны. Им суждено было стать марионетками в руках западных держав, санитарным кордоном, разменной монетой в торге с Германией.
Но и западные славяне после обретения независимости не заключили друг друга в дружественные объятия. Лишённые объединяющего начала эти страны оказались не готовы к конструктивному диалогу. Вспомним Тешинский конфликт между юным Чехословацким государством и Польшей. Да и сами чехи со словаками не могли долго ужиться в одном государстве, не могли поделить старшинство.
Можно констатировать, исторические факты говорят об этом упрямо: после того, как в России идея панславизма стала угасать, под напором марксистской и либеральной идеологии, панслависты небольших славянских народов, так и не сумели ни объединить свои страны, ни выйти из-под влияния германских и романских народов, ни сколько-нибудь сильно развить и углубить панславянскую идею.
Недаром ещё в XVII веке Юрий Крижанич, хорват, исследователь русского и других славянских языков указывал на этот вопрос. Приведём его цитату: «Всем единоплеменным народам глава - народ русский, и русское имя потому, что все словяне вышли из русской земли, двинулись в державу Римской империи, основали три государства и прозвались: болгары, сербы и хорваты; другие из той же русской земли двинулись на запад и основали государства ляшское и моравское или чешское». Конечно представления о происхождении народов у Крижанича были на уровне его эпохи, но политическая мысль его работала четко, и он ясно понимал, что объединение славянских народов возможно лишь под началом самого крупного и мощного из них - русского.
Конечно, в начале и середине XXвека, уже после гражданской войны в России, предпринимались попытки реанимировать панславянскую идею. Так 10 августа 1941 г. начался Всеславянский радиомитинг, а 5 октября 1941 в Москве был создан Всеславянский комитет. Подобные комитеты возникали в США, Англии, Канаде. Был проведен первый всеславянский съезд 1946 года в Москве. Вообще коммунисты в СССР для укрепления своей власти попытались разыграть не только православную, но и национальные - русскую и панславистские карты. Отчасти им это удалось. Благодаря политике 40-х годов произошло временное и частичное объединение славянских народов, под дланью России, пусть Россия тогда называлась СССР. Что примечательно - с кризисом и распадом СССР, распались и иные славянские федерации - Чехословакия и Югославия.
Однако после обострения отношений между Югославией и СССР все славянские комитеты прекратили свою деятельность. Также, начиная с 1948 года, коммунисты возобновили наступление на Русскую Православную Церковь, которое усилилось при Хрущове. Советская власть в Москве решила объединять народы на другом основании.
Но ни Варшавский договор, ни коммунистическая идеология не смогли заменить или искоренить панславизм. В разных странах продолжали возникать различные движения, целью которых было развитие межславянских связей. Сегодня можно выделить три направления развития современного «панславизма»:
Научно-образовательное:В 1955 г. в Белграде был учреждён Международный комитет славистов. Комитет представляет собой научную организацию, объединяющую национальные комитеты славистов около 30 стран мира четырёх континентов (Европы, Азии, Америки, Австралии). В 1994 г. создана Международная ассоциация славянских вузов в составе Международной ассоциации исследования и распространения славянской культуры при ЮНЕСКО, в которую вошли Россия, Украина, Беларусь, Югославия, Чехия, и продолжают поступать все новые члены.
Общественное:В 1998 г. в Праге в год и день 150-летия первого славянского съезда состоялся VII международный славянский съезд, восстановивший деятельность международного славянского комитета. 1-2 июня 2001 г. в Москве состоялся Собор славянских народов Белоруссии, России и Украины. Затем Славянский собор состоялся в Смоленске 24 июня 2002 года. 12-13 ноября 2010 года в Киеве состоялся Х Всеславянский съезд. Он собрал более 350 делегатов из 11 славянских стран.
Политическое: Данное направление является самым молодым и слабым, но активно развивается и имеет поддержку населения. В ряде стран организовываются славянские партии и общественные движения. Некоторые из них уже имеют реальное влияние на государственную политику, вносят весомый вклад в объединение людей, мыслящих национально. Так, например, между «Народным Собором» и «Словацким движением Возрождения» подписан договор о взаимодействии, происходит регулярный обмен опытом, движения проводят совместные акции. Существуют тесные контакты у «Народного Собора» и с сербской диаспорой в Москве. Нами проводятся акции помощи сербам, оставшимся в оккупированном Косово. Совместные акции «Народного Собора» и «Косовского Фронта» направлены на углубление контактов между русскими и сербами, проводятся совместные мероприятия: пикеты, славянские праздники и др.
Но главное необходимо чётко уяснить. Пока, мы, русские люди, не будем в состоянии повести за собой все эти народы, пока мы не осознаем свою силу и ответственность перед братьями, ни о каком объединении или альтернативе ЕС, говорить невозможно. Из истории мы видим, что лишь Россия может стать новой объединяющей силой, к которой смогут примкнуть наши славянские братья. В противном случае им грозит размывание национальной культуры, в лучшем случае под напором других культур, в худшем под влиянием мультикультуризма. Именно поэтому нам, братья, предстоит продолжить борьбу за единый славянский, русский мир. Присоединяйтесь!
Бирлов Артём,
Александр Гуляев
Координаторы Движения «Народный Собор»