Крик. Мунк

Oct 06, 2024 21:57







В январе 1892 года, во время зимовки в Ницце, Эдвард Мунк сделал такую запись в дневнике: «Я прогуливался с двумя друзьями - солнце клонилось к закату. Меня охватила тоска. Вдруг небо стало кроваво-красным. Я остановился и, обессиленный, прислонился к перилам - кровь и языки пламени взметнулись над черно-синим фьордом и городом. Друзья продолжали свой путь, а я застыл на месте, дрожа от страха, и ощутил ужасающий бесконечный крик природы». К этому ощущению Мунк возвращался на протяжении всей последующей жизни: он создал девять разных вариантов этого текста, в том числе и два стихотворных, часто цитировал их на полях этюдов и эскизов, а в 1930-х, продавая пастельную версию «Крика», прикрепил к ней написанную от руки последнюю строфу стихотворения.



Дневниковая запись не давала Мунку покоя, и он делал множество набросков, сопровождая их текстом записи и строфами из написанного на ее основе стихотворения. В конце концов из них получилась картина «Настроение на закате» (позже переименованная в «Отчаяние»). Ее пейзаж и второй план - красное небо, извилистый ландшафт фьорда, деревянные перила и удаляющиеся фигуры людей - напоминают «Крик», но отличается центральная фигура - мужчина с не прорисованным лицом стоит в профиль к зрителю.



Эту картину Мунк впервые показал осенью 1893 года, тогда же он сделал вторую версию: на ней уже появилась смотрящая прямо на зрителя фигура, лишь отдаленно напоминающая человеческую.

#осеньвкармане

Previous post Next post
Up