Mar 26, 2014 15:39
Вчера во время консультации студентка выдала фразу:
- Что я могу о нем написать? О нем даже статей никаких нет.
О нем - это художник, чье творчество она рассматривает в курсовой. В связи с этим вспомнился мне один случай из школьной жизни.
Сейчас, когда информационная доступность зашкаливает, мы почти по каждому действию читаем отзывы. Прочитать книгу - сначала почитать мнения, пойти в кино - сначала рецензии, купить пылесос - отзывы. И вот из этих чужих мнений формируется собственное, которое зачастую оказывается присвоенным чужим. И иногда это мешает разглядеть что-то, что в принципе на поверхности.
В школе я училась в математическом классе. В старших классах каждый день 2 урока алгебры или геометрии, а то и все сразу. Соответсвенно силы на другие предметы - по остаточному принципу. К таким относилась литература. Читать я любила всегда, а потому школьную программу я читала с удовольствием, а не по необходимости. При этом я считала, что выполнила всю программу максимум. Учебник? Не, не открывала. Критика? О чем вы? я же прочитала текст, еще время тратить на критику, когда я даже учебник не открывала.
И вот дошло дело до "Грозы" Островского. В этом месте к нам пришла новая учительница и чтобы выстроить как-то диалог ввела такое правило: перед началом обсуждения - опрос на знание текста. Там было три вопроса. Два по содержанию, я их не помню, а третий касался проблемы произведения. Наш класс воспринял это как очередную контрольную (математики же) и все дружно почитали учебник, а кто-то даже Добролбова и некоторые даже сам текст. Понятно, что я только текст, причем еще летом. И вот результаты.
По сути проблемы все до единого ссылались на "луч света в темном царстве". Кроме меня. Я вообще не знала, что "луч света..." - это про "Грозу". И главную проблему я обозначила как конфликт веры, чувства и долга. Потому что именно это очевидно из текста, а не "темное царство". Учительница была удивлена и всячески пыталась выяснить, как я до такого додумалась, чем сильно меня смутила. Осознание этого случая до меня дошло, когда я уже сама начала преподавать.
- Раскрыть глаза, внимательно посмотреть работы и описать все то очевидное, что заметите в его творчестве.
всякие мысли,
студенты,
ученье-свет