(no subject)

Dec 01, 2013 21:53


Так исторически сложилось (долго рассуждать, почему), что мейнстрим духовной жизни в православной традиции - аскеза. Если в двух словах, аскеза - отказ от удовольствий, простых, почти всегда доступных, всем привычных ради чего-то высшего, ну типа как сброс балласта при подъеме вверх, в двух словах - отречение от мiра. Аскеза в некотором смысле подобна цинизму, она так же знает цену всему второстепенному, и так же хладнокровно его отторгает, если в нем нет необходимости.
Есть и другое течение, наименования у него никакого нет, так уж вышло, что оно никогда не было популярным (ну разве что, возможно, в ранние века христианства). Суть его метода как раз противоположна аскезе. Чтобы дойти до высшего - нужно научиться довольствоваться низшим, и не просто довольствоваться, а полюбить низшее как некий образ высшего. У всех христиан (в т.ч. приверженцев аскетического образа жизни) на слуху выражение "любовь к Богу проявляется через любовь к человеку". Предпосылки этого тезиса вполне очевидны. Бог невидим, неощущаем, слишком абстрактен, но его подобие - Человек - как раз наоборот, не в меру конкретен, реален и постоянно рядом. Потому, если хочешь научиться любить невидимого Бога - сперва научись любить видимого человека (который есть какое-никакое подобие Бога). Если продолжить эту логику, то и Жизнь во всей ее бесконечной полноте можно полюбить только через любовь к жизни временной, которая как и человек, находящийся подле нас, испорчена злом. Ее вовсе не обязательно сбрасывать как ненужный балласт, так или иначе, жизнь, с ее простыми, понятными, и, как правило, довольно примитивными радостями - ни что иное как образ Жизни Вечной, образ попорченный, но все же. Если любовь к Богу проявляется через любовь к Человеку, то и любовь к Жизни проявляется через любовь к нашему привычному быту с его простыми, но вполне приятными аспектами (поесть, поспать, посмеяться, поплавать, посмотреть кино, предаться любовным утехам, погулять по улице, подраться в рукопашной и т.д., и т.п., и пр.).
Жаль, что о втором пути практически никто не говорит...

к размышлению, личное, практика

Previous post Next post
Up