Подмосковье, развитие или деградация?
Вячеслав Бородулин
22.10.2015
http://vechn-strannik.mirtesen.ru/blog/43705928811/Podmoskove,-razvitie-ili-degradatsiya Ст.42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду. Конституция, имеет высшую юридическую силу, действует на всей территории РФ и обязательна для исполнения всеми субъектами права. Благоприятное состояние окружающей среды для урбанизированных территорий определяется именно площадью незапечатанных почв, покрытых зеленой растительностью, лесами, полями и т.д.
Именно с этой целью, в 1935 году, и был создан Лесопарковый защитный пояс города Москвы (ЛПЗП) с режимом заказника. Его основной функцией было сохранение вокруг столицы лесных средообразующих и водоохранных массивов. В дополнение к ЛПЗП, в 1950 году Правительство СССР специальным постановлением создает вокруг Москвы 50-километровую «зеленой зону». Эта зона сохранялась вплоть до изменения формации государства, но 90-х годов на ЛПЗП и «зеленую зону» началось активное градостроительное наступление. Тем не менее к концу первого десятилетия 21 века, за исключением мест локального загрязнения регион оставался в комфортной экологической зоне. А вот дальше глас разума угас. Следует также знать, что у Москвы пригородной зоны нет, её лесопарковый ЗАЩИТНЫЙ пояс (ЛПЗП) был упразднён властями Московской области ещё в конце 1990-х гг., Государство самоликвидировалось. Инвестиционная (коррупционная) привлекательность стала священной коровой.
Менее чем за 5 лет было вырублено более половины лесов Подмосковья. Стратегически важные земли сельскохозяйственного назначения массово переводятся в иные и застраиваются. В результате, из окружающей среды изымается ценнейший средозащитный природный ресурс и, одновременно, производится ее загрязнение промышленными и бытовыми отходами.
Надо отчетливо понимать: создание такой «инвестиционной привлекательности» идет за счет наших с вами жизней и здоровья, жизни наших детей. Не случайно сросшийся с властью бизнес, так заботящийся об этой «привлекательности», тщательно скрывает экологическую информацию и вывозит свои семьи жить за границу, где понимают, что здоровье и продолжительность жизни населения не может не входить в затраты инвестора, как это имеет место у нас.
Немного о комплексной экологической оценке экологического состояния Московской области. Около 10% территории области находится в критическом состоянии. Это Люберецкий, Химкинский, Ногинский, Раменский, Каширский районы.
Высокой степенью опасности характеризуется около 34% (весь ЛПЗП).
Около 90% населения области живут в зоне сверхнормативного загрязнения атмосферного воздуха. Особенно это относится к городам Воскресенск, Дзержинский, Клин, Мытищи, Серпухов, Подольск, Электросталь (Битюкова В.Р., Колдобская Н.А. Экологическая ситуация в Московской области за последние 20 лет / Нерешенные экологические проблемы Москвы и Подмосковья. М., 2012).
Тщательно скрывается либо просто не ведется и статистика заболеваемости, а официальных расчетов экологически зависимой заболеваемости и смертности в России вообще не существует. Мы можем, в основном, только косвенно оценивать, насколько плохая экология влияет на смертность и заболеваемость.
Не случайно, все эти проекты «создания инвестиционной привлекательности», которая якобы подразумевает улучшение качества жизни людей от этих же людей тщательно скрываются. Где и когда обсуждалась эта Схема территориального планирования, не прошедшая даже государственную экологическую экспертизу, закон о промышленных округах? Население и экспертное сообщество полностью исключены из процедуры принятия решений по таким проектам; когда дело доходит до обязательных публичных слушаний, на создание проекта уже затрачены миллиарды рублей и вся мощь сросшегося с властью бизнеса направляется на то, чтобы обеспечить реализацию проекта независимо от результатов этих обсуждения даже в том случае, если не удастся провести их фиктивно и/или сфальсифицировать их результаты.
Причём здесь государство? А при том, что именно государство в лице госслужащих и правоохранителей, не только не выполняет возложенных на него обязанностей, как регулятора строительной деятельности, и обеспечителя законности, но и во многих случаях является заказчиком объектов, убивающих регион и его жителей.. Параллельно с этим происходит расхищение бюджетных средств на более чем сомнительные объекты.
Для примера приведу два показательных примера. Это ВВП-3 аэропорта Шереметьево и Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД). Объединяет эти два проекта гигантские экологический вред и затраты из бюджета, грубейшие нарушения действующего законодательства, при отсутствии разумного технико-экономического обоснования (ТЭО).
В первом случае, ради откровенно короткой взлётно-посадочной полосы, до которой «рулёжка» составляет около 2 км, пригодной лишь для малой авиации, засыпали русло реки и всю долину Клязьмы и притока первого порядка, являющихся источником питьевого водоснабжения г.Москвы, это не считая вырубки лесов в зоне санитарной охраны (ЗСО) Северной станции водоподготовки и размещения самого объекта в ЗСО.
Во втором - проектом ЦКАД предусмотрено уничтожение более 5 тыс. га леса, при наличии альтернативного варианта трассировки, а так же при отсутствии вменяемого ТЭО. Стоимость инвестпроекта дошла до 520 миллиардов. Предполагаемая опора на существующие кольца сведена до минимума - порядка 100 км. 40% трассы пройдёт по территории защитных лесов. Таким образом, только прямой ущерб от вырубки леса составит порядка 2,6 млрд. руб.
По оценкам экологов, появление на месте преобладающих вдоль ЦКАД аграрно-лесных ландшафтов почти сплошной, более чем 500-километровой кольцевой полосы из застроенных территорий приведет к необратимым для природы последствиям, угрозам образования фотохимического смога, техногенного загрязнения водохранилищ до опасных пределов и других нарушений основ системы жизнеобеспечения Московского региона.
Происходящее массовое уничтожение зелёных территории на фоне фактического опустынивания региона ввиду изменения климата за счёт бесхозяйственной деятельности человека ставит под вопрос возможность выживания всего московского региона вместе со столицей. Минимально необходимый рубеж в 40% озеленённых территорий для экологического равновесия, давно пройден. По данным Гринпис, рассчитанным на основе снимков со спутника, доля зелёных территорий в Подмосковье опустилась ниже 29%, следовательно, деградация оставшихся лесов, как и экологическая катастрофа неизбежны.
В заключении, нельзя не отметить крайне опасную практику вынесения органами исполнительной власти противоречащих действующему законодательству решений и последующая «подгонка» под эти решения законов Государственной Думой РФ. Так, для целей легитимации прокладки автомагистралей через лесопарковые зоны Московского региона в последние 3 года Госдумой дважды вносились существенные изменения в федеральное законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы. Эти действия не только создают угрозу уничтожения невосполнимых природных ресурсов, не только нарушают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, но и ведут к социальной напряженности в обществе, демонстрируя гражданскому обществу его невозможность отстаивать свои права в правовом поле.