Языческие храмы в народной вышивке.

Nov 15, 2013 19:19

Оригинал взят у miolnulv в Языческие храмы в народной вышивке.
Языческие храмы в народной вышивке.
(С) автор статьи и реконструкции - Лифантьева Ю.В. (Рябинка)

"Наконец-то закончила полотенце для Красного угла во временном домике на своей земле. Это - первая моя работа (не считая одежды), которая не будет подарена богам, сохранившись только в виде фото, а останется в доме.
На полотенце вышиты, как нетрудно понять, два вида храмов. И в данном случае это - не авторский новодел, а реплика (за исключением пары слегка измененных мелких деталей) с вполне исторической вышивки, уникальной в своем роде: еще Б. Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» приводил подборку вышивок с изображением стилизованных храмов, но везде в них, несмотря на определенные архаичные черты, наводящие на мысль о существовании более древнего прототипа, позже дополненного христианизированными деталями, вполне узнаваемы церкви с характерной для них символикой (купола, кресты).
Тот же Рыбаков писал об археологической находке времен Триполья: так называемом «печном храме». Это было небольшое здание с находящейся в нем большой кувшинообразной хлебной печью и множеством статуэток богинь.
Так вот, перелистывая в Интернете музейные подборки вышивок (к сожалению, там не было написано, откуда каждая конкретная вышивка, по стилю так вроде похоже на Смоленск), я внезапно наткнулась на два варианта, которые меня просто поразили.
Они совершенно явно изображали здания-храмы. Но КАКИЕ храмы! Вместо крестов на вершинах крыш первого здания (две башни-«близняшки» с шатровыми крышами и помещение-зал с широким арочным входом в центре, с женской фигурой в нем) - конские головы, по центру - пышное цветущее дерево (символ Мирового Древа?) Сам сюжет (женщина и дерево-цветок в центре, конская символика по бокам) имеет явную параллель с двумя весьма распространенными сюжетами русской народной вышивки:
1) женщина с двумя близнецами на конях по бокам (предположительно, изображающая Ладу с сыновьями Даждьбогом и Ярило).
2) Так называемый «конь-ладья» - фигурка с двумя конскими головами по краям и деревом-цветком (мировое Древо?) в центре.
Вторая вышивка - здание, очертаниями похожее на кувшин, с центральным входом, по форме напоминающим устье печи (и одновременно женское лоно - в архаичной символике эти два символа плотно взаимосвязаны). Внутри здания - также женская фигура. Здание украшено солярной и «земной» символикой и цветущими растениями. Первая ассоциация при взгляде на него была совершенно однозначной - печь! Сразу же вспомнился печной храм Рыбакова. Полагаю более чем вероятным, что на вышивке - одна из его разновидностей.
Поражаюсь, что эти вышивки до сих пор не привлекли внимания серьезных исследователей славянского орнамента (книги по соответствующей тематике, увы, пестрят зачастую явными натяжками и вольными трактовками одного и того же, весьма скромного набора иерограмм, тогда как множество действительно заслуживающих внимания малоизвестных символов и сюжетом остаются «за кадром»).
Оба храма я использовала в символике домашнего полотенца для Красного угла. Позволила себе лишь одну вольность - конские головы заменила турьими (это уже дань специфике места, где будут стоять наш дом и Капище).
Кайма полотенца - тоже малоизвестный и весьма интересный сюжет: солнечные кресты снаружи и внутри зигзагообразной линии, в которой (если вспомнить схожие сюжеты трипольской керамики, а также легенду о том, что солнце свой «ночной» путь проходит под землей, уходя в глубокую пещеру) угадывается, собственно, наглядная иллюстрация движения солнца (смены дня - солнце-крест «над горой» и ночи - солнце «под горой»). Орнамент взят с того же образца вышивки, что и «печной храм». Ряды растений, вышитые выше и ниже узорной полосы с движущимся солнцем, символизируют, соответственно, «верхний» и «нижний» миры."












Previous post Next post
Up