И лучшая всем честь - презреть раскол. Р. Байсарову и А.Б. Пугачевой.

Oct 03, 2009 15:50

Меньше всего мне бы хотелось присоединиться к громкому обсуждению «дела» о судьбе Дени Байсарова. Считаю его «личным делом» родителей. Но конфликт стал публичным, и этого нельзя было избежать, как говорится, по понятным причинам. Сознательно отказываясь комментировать поведение и высказывания героев этой истории, напомню, что присвоившие себе это право авторы (от Н. Сванидзе до Ю. Латыниной) нагружают конфликт масштабными политическими смыслами - дескать, в нем отражается непримиримость Кавказа и России. Поскольку упомянутые авторы - люди не только свободные говорить, что думают, но и весьма умные, я попробую «рассмотреть вопрос» с …их точки зрения (подчеркиваю, сформулированной мною предельно обобщенно). Предпринимаю такую попытку исключительно потому, что твердо убежден в ценности своих размышлений и…предложений.
1. После того, как российская власть 90-х дезертировала из собственного проекта, разорвав на окровавленные куски советскую империю, народы современной (если угодно, обновленной) России вынуждены создавать новые основания «совместничества». Понятие «совместничество» часто используется в сегодняшнем историческом кавказоведении как отражение главного консолидирующего смысла «российскости» (В.В. Виноградов).
Стяжание кавказско - русской идентичности кавказцами в новых условиях - на фоне последних войн и продолжающихся КТО происходит болезненно и конфликтно, впрочем, как и восстановление восприятия Кавказа «не чужим» - многими русскими людьми. Это реальность, с которой надо не просто считаться, а усиленно разрабатывать взаимоприемлемые модели кавказско-русской и русско - кавказской идентичности. Безусловно, в этой точке мне надо ответить на возможный контраргумент о естественности исторического процесса, где все установится постепенно и (как бы) само собой. История - процесс «искусственно - естественный», и многое, текущее в настоящем «само собой», когда-то было спровоцировано, внедрено в историю искусственными событиями: волевым жестом властного лица или подвигом рядового человек, вмиг сделавшего его исторической фигурой.
В этом смысле разработку новых оснований «совместничества» Кавказа и России, модели русско - кавказской идентичности можно считать искусственным, волевым действием и даже поприщем для индивидуального подвига.
Нам всем (и русским, и кавказцам) необходимо переломить тупую и пагубную массовую установку - «кто кого?», придав неизбежным между нами противоречиям высокое духовное измерение. Такое измерение подсказывает нам и «толковый словарь великорусского языка»: «совместник, - ница, соперник, соревнователь, состязатель, соискатель» и даже «противник, спорящий с кем - либо за обладание чем, или для достижения чего, оспаривающий первенство, добивающийся одного и того же, что и другой».
Вот так - «оспаривающий»…, как у Цветаевой - Мы бога у богинь оспариваем. И девственницу у богов! Цитата дает нам возможность вернуться от общего факта исторической «состязательности» Кавказа и России к частному случаю «соискательства одного и того же». Я не вижу здесь никакой натяжки, так как исхожу из «со-историчности» (термин О. Генисаретского), если хотите, со-масштабности индивидуальной судьбы человека с исторической судьбой его народа, которые возможно отменить только, отнимая у человека его жизнь. Но является ли смерть за свободу прекращением этой со-историчности? Напортив, смерть утверждает свободу своей трагической точкой!

2. Переходя от предельного горизонта рассуждения… на тему к «человеческому, слишком человеческому» (Ницше), я могу сказать, что собственное участие в работе ООД РКНК, в работе с кавказцами и Кавказом воспринимаю, помимо всего прочего, и как выращивание новой модели русско - кавказской идентичности на себе и для себя, о которой писал выше. Признаюсь, на этом пути столько «соревнования, состязания, соперничества», а время от времени и возникающего чувства «противника», что об этом надо говорить отдельно и осторожно.
1-го октября в «Институте опережающих исследований» Громыко Ю.В. во время обсуждения моего доклада «Методологическое обеспечение стратегии РКНК» меня спросили: «Откуда я черпаю энергию для работы в столь конфликтной обстановке?». Я ответил так: «Как относительно образованный русский человек, казак, которому дорого наше драматичное совместное прошлое - совместничество, желающий продолжения «кавказского текста» русской культуры, чувствую в этом свое призвание, миссию, оправдывающую мою частную жизнь на земле». Я не смущаюсь некоторого пафоса, осознавая всю слабость исполнения этой миссии. Но некоторая личная амбициозность (положительное оправдание этого слова я нахожу в работах А. Неклессы «Россия как амбициозная корпорация») совпадает с устремлениями самого Движения: «…предлагаемые организационные изменения не являются самоцелью, а вызваны необходимостью перестройки системы управления Движением на предстоящем этапе его развития. Содержанием же политики развития Движения на 2009 - 2010гг. является конструирование «кавказского региона» в качестве фактора интеграции России и Кавказа в новых исторических условиях для реализации перспективы мирового лидерства Росси» (А.Б. Паскачев).
Лучшим пространством для реализации кавказско - русского совместничества, отработки модели нашей общей идентичности является совместное образование русских и кавказских детей. Идея такой образовательной модели родилась из личного желания «опылить» своих внуков Гордея и Ермолая (Ермака) от… боевитых кавказских детей. Думаю, меня поймут и кавказцы и русские (особенно южно-русские). Идея эта с поддержки Департамента образования Москвы становится реальным проектом. Для краткости информации приведу письмо Председателя Президиума ООД РКНК Паскачева А.Б., переданное 2 октября Лужкову Ю.М.
Мэру г. Москвы Лужкову Ю.М.

Уважаемый Юрий Михайлович!

От имени ООД РКНК (Российский конгресс народов Кавказа) довожу до Вашего сведения, что совместно с МИОО Департамента образования столицы нашим Движением завершен первый этап проектирования «Русского кавказского образовательного центра».
В реализации такого проекта, основанного на добровольном совместном воспитании и обучении русских и кавказских детей, я вижу не только дальнейшее развитие национальной политики в сфере образования многонациональной Москвы, но важный политический месседж о нерушимом единстве России и Кавказа. Вижу наш совместный «джихат» против тех, кто делает ставку на раскол государства по национальному и конфессиональному признаку.
Я уверен, что кавказское бизнес - сообщество г. Москвы, получив Ваш сигнал о поддержке данного проекта, непременно откликнется и примет живое участие в его становлении.
Прошу Вас поддержать идею создания «Русского кавказского образовательного центра» в столице.

С уважением,
Председатель Президиума ООД РКНК

Докт. эк. Наук, профессор Паскачев Асламбек Боклуевич

3. Возвращаясь к названию статьи, прошу читателей учесть содержание п.п. 1.2. Никаких иных чувств, кроме сопереживания всем участникам громкого конфликта, и в особенности Дени Байсарову, я не имею. Но как отец, дед и профессиональный педагог считаю, что мир в семье может наступить только в том случае, если спор (соперничество) будет переведен в некое символическое пространство, где личная драма и историческая драма отношений Кавказа и России приобретут сакральное измерение, измерение нового необходимого совместничества. Родные по ребенку взрослые люди могут (и должны, на мой взгляд) полюбить друг друга заново по-мусульмански и по-хритсиански ради благополучия Дени - мальчика со сложно устроенной идентичностью - чеченца и русского, мусульманина и, возможно, православного, который любит отца и мать, который, очевидно, полюбит чеченскую и русскую культуру, служа им на избранном поприще.
Мне представляется, что совместное попечительство значимых людей: А.Б. Пугвачевой, Крестины Арбакайте и Руслана Байсарова над «Русским кавказским образовательным центром» в Москве, могло бы стать воплощением упомянутой выше со-историчности, а также со-масштабности Персон, а не просто примирением родственников.

Кузнецов Анатолий Иванович, автор и разработчик проекта «Русский кавказский образовательный центр», старший научный сотрудник МИОО, помощник Председателя Президиума ООД РКНК.
Previous post Next post
Up