Интерпол имеет Устав, называемый Конституцией. Статья 3 этой Конституции запрещает организации вмешиваться в дела политического, военного, религиозного или расового характера. Теоретически каждый запрос на розыск должен проходить через этот фильтр, но на практике у Интерпола нет ни сил, ни возможности это сделать, особенно, если задействован механизм диффузии.
Устав по русски можно прочитать здесь:
http://docs.cntd.ru/document/1901939Каждый человек имеет право знать, находится ли он в базе данных Интерпола. Любой может оспорить это и апеллировать в Комиссию по контролю за файлами Интерпола. ККФ - независимая от Интерпола организация и её функции определены статьёй 36 Конституции Интерпола. Находится она по адресу Интерпола. Её часть, обрабатывающая запросы, состоит из пяти юристов из разных областей права. Комиссия имеет Устав и Операционные правила.
https://www.interpol.int/About-INTERPOL/Commission-for-the-Control-of-Files-CCF (открыть CCF Statute)
Commission for the control | OPERATING RULES
Комиссия обещает дать ответ заявителю по существу в течение 9 месяцев. Однако на практике так не происходит. В последнее время Комиссия работает с задержками. О чём её можно попросить? Можно сначала узнать, есть ли человек в базе, а потом писать запрос по существу. А можно, если информация о розыске публична, сразу попросить удалить данные из базы. Можно при этом просить и заблокировать розыск на время рассмотрения жалобы, хотя чаще всего так и происходит даже без такой просьбы. Прошение о предоставлении политического убежища - отличное дополнительное основание для блокировки.
После получения мотивированного запроса Комиссия определяет, подлежит ли запрос рассмотрению и уведомляет об этом заявителя. В принципе для рассмотрения ходатайства об исключении из базы данных нужно, чтобы запрос был основан на Конституции ( статьи 3 и 2), Правилах Интерпола, в частности INTERPOL’s Rules on the Processing of Information for the Purposes of International Police Cooperation, INTERPOL’s Rules on the Processing of Data .
Решение Комиссии об исключении окончательное и обжалованию не подлежит. В этом случае Генеральный секретариат Интерпола посылает уведомление, что гражданин по состоянию на число N в базе данных не значится. Своё решение Комиссия не обязана мотивировать, хотя и сообщает заявителю о нём, а также о том, что предписано сделать Интерполу в связи с этим и что он сделал. Если же решение отрицательное, то можно направить следующее обращение по вновь открывшимся обстоятельствам, но не позднее шести месяцев со дня их обнаружения. Также не рекомендуется направлять новое заявление ранее полугода после первого ответа. Интерпол - это межправительственная организация и, следовательно, она имеет статус экстерриториальности. Обжаловать её решение в суде Лиона не получится.
Интерпол сотрудничает с большим количеством общественных организаций и находится под прицелом различных правозащитных организаций, пытающихся улучшить его работу. Самая активная из них Fair Trials, на сайте которой можно найти много полезной информации о работе Интерпола и Комиссии. Fair Trials пытается усовершенствовать работу Интерпола, поскольку многие страны, и Россия, в первую очередь, злоупотребляет своими правами членства в организации. Речь идёт об объявлении в розыск политических противников. При этом они, как правило незаконно, обвиняются вовсе не в политических преступлениях, а в мошенничестве, растрате, легализации доходов, полученных незаконным путём и т.д. В какой-то степени ситуация напоминает годы, когда Интерпол находился в Берлине.
https://www.fairtrials.orgНужно ли привлекать специалиста или помощника для составления жалобы? Теоретически её можно написать и самому, если владеете одним из языков Интерпола и способны понимать расплывчатые формулировки Конституции и Правил. Ведь даже невмешательство в дела политического характера - это очень неясное правило для его применения по конкретному делу. У Интерпола есть тест на наличие так называемой политической доминанты в деле. Этот тест никогда не публиковался и как понимает Статью 3 Интерпол не до конца ясно. В одном из правил сказано, что распространение информации по каналам международного полицейского сотрудничества не должно влиять негативным образом на имидж организации, в другом: что такое распространение должно быть в интересах такого сотрудничества. Как это понимать?
Специалист, разбирающийся в теме международной полицейской кооперации, может, например, сопоставить Ваш случай с решениями ЕСЧП по аналогичным вопросам и через них трактовать вышеуказанные положения Правил. Сами Вы это не сможете сделать, потому что не знаете решений и не владеете должной квалификацией, если не имеете опыта в подобных обращениях. На сайте Fair Trials можно также найти некоторые соображения, как написать жалобу.
По моему мнению, для «русских случаев» эти рекомендации малополезны, поскольку не учитывают специфику вовлеченности властей или силовых структур в «заказные» дела в России и их мотивацию в них. Потенциал Rules on the Processing of Data для этих дел значительно выше, нежели это используется в руководстве Fair Trials.
Интерпол имеет свою политику по отношению к беженцам, которую он никогда не публиковал.
Тем не менее, если человек признан беженцем, то он должен быть исключён из базы данных, если запрашивающая сторона одновременно является страной, его преследующей. На эту процедуру уходит меньше времени, чем в случае с обыкновенным кейсом. При этом обвинения, по информации Fair Trials, могут быть никак НЕ связаны с текстом прошения об убежище.
Отказ в экстрадиции не означает удаления из базы данных. Однако комиссия может добавить этот факт в Ваш файл по запросу в виде addendum/caveat.
Часто после удаления из Интерпола, несмотря на чистку базы данных, информация может остаться в локальных компьютерах, что может повлечь за собой неправомерный арест, поэтому при поездках за границу рекомендуется возить с собой документа о снятии с розыска. Также возможно запросить Комиссию об актуальном на дату выезда письме о том, что статус в базе данных Интерпола, не изменился.
Также при зарубежных поездках надо иметь ввиду, что обнаружение Вашего местоположения для ищущей стороны возможно не только в результате работы Интерпола, но и иными способами. В этом случае возможен прямой экстрадиционный запрос. В случае наличия статуса беженца статья 33 Конвенции о беженцах 1951 года запрещает высылать беженца в страну преследования, поэтому он не может быть экстрадирован. Но все это касается только демократических стран, уважающих свои международные обязательства, поэтому с поездками в экзотические страны надо быть аккуратнее.
До недавнего времени ещё существовали экзотические места, где розыска Интерпола не было. Эти места являлись оазисом для беглых преступников. Сегодня Интерпол - это вторая по численности международная организация, в неё входит 192 члена, а в ООН- 193. В настоящее время в мире 195 суверенных государственных образований. Ватикан является членом Интерпола, но не входит в ООН, а КНДР, Кирибати, Микронезия ( Федеральные штаты), Тувалу, Вануату - наоборот. Тайвань не является ни членом Интерпола, ни входит в ООН.
На некоторые территории, не являющиеся государствами, власть Интерпола не распространяется. Это, например, Северный Кипр, Гуам, САДР. Полный список стран-членов Интерпола можно найти здесь
https://www.interpol.int/Member-countries/World. Северный Кипр предоставляет вид на жительство практически всем, САДР - преимущественно мусульманам. Некоторые страны Полинезии не имеют достаточно обученный персонал и государственные службы для оценки беженских кейсов, поэтому этим занимается отдел УВКБ ООН в Канберре. Зато срок натурализации для беженца в некоторых из этих стран может быть меньше 5 лет. Не является сложным делом получение рабочей визы на Тайване и последующее ПМЖ.
Из вышесказанного следует, что в мире практически не существует развитых комфортных территорий, на которых скрывшийся обвиняемый или подозреваемый может легально законно проживать всю жизнь. В лучшем случае эти страны станут комфортной тюрьмой, поскольку любой выезд из них чреват. Одной из таких стран - тюрем является Северный Кипр.
В заключение отмечу, что международный розыск - это серьёзное ограничение свободы человека, которое может привести к тяжелейшим последствиям для него и его семьи. Россия и многие другие страны злоупотребляют своим членством в Интерполе и объявляют политических оппонентов в международный розыск вопреки Конституции и Правил. С этим можно эффективно бороться, но даже после удовлетворения ходатайства об исключении из базы данных Интерпола следует проявлять известную осмотрительность при трансграничных перемещениях.