После опубликования в российских СМИ видео с пытками заключённого в Ярославской колонии
http://lentaru.media.eagleplatform.com/index/player?record_id=1057992&player=new, хотел написать как устроена жизнь в Польской тюрьме "Бялолэнка", в которой мне пришлось провести полторы недели
https://gordeev-deputat.livejournal.com/48252.html. Наконец "дошли руки".
После вынесения поздно вечером первого апреля 2018 года судом решения о моём аресте, на следующий день меня отвезли в "Бялолэнку" - тюрьму на окраине Варшавы.
После заполнения карты арестанта и сдачи необходимых медицинских анализов, происходит перевод во внутреннюю часть тюрьмы через кучу зарешеченных дверей и большое количество подземных переходов. Там уже выдают постельные и мыльно-рыльные принадлежности. Что удивило - выдают ножи, вилки, ножницы, но запрещены ремни - двое на них повесились и после этого их запретили. В общем, разрешено все, кроме ремней, мобильной связи, кофе, наркотиков и алкоголя.
Сначала меня посадили в двухместную камеру (но сутки провёл там один), потому что прокуратура написала в своём сопроводительном письме "политик". На следующее утро на русско-английском языке объяснился с местным начальником тюремной смены и попросился перевестись в камеру к русскоговорящим, что и было выполнено.
Итак, камеры:
Фото не моё, фотографировать внутри никто не даст, но была точно такая же камера.
15 м2 на четверых, огромное открывающееся окно, плазменный телевизор, отдельный туалет и рукомойник, в отремонтированной части тюрьмы есть даже душевые кабинки в камерах. Везде понатыканы в огромных количествах камеры 📷, кроме душевых и туалета, поэтому в случае конфликта любая ситуация будет видна как "на ладони".
При заезде арестанта, тюремщики первым делом спрашивают (или смотрят по своим базам) "не по понятиям ли живёт вновь прибывший". Если да - то эта категория сразу же отправляется в отдельный блок тюрьмы, сидит с себе подобными, и они никогда не пересекаются с остальными сидельцами.
Самые главные в тюрьме - это надзиратели, которые фактически являются воспитателями во "взрослом детсаду". Они действуют строго по инструкции и тюремному распорядку - обед, прогулки, ежедневное посещение врача и священника, и т.д. практически минута в минуту, как и написано в инструкции, которая получается каждым сидельцем под роспись. Нарушать инструкции сидельцам не имеет смысла - они зафиксируются на видео и сразу же получишь дополнительные ограничения или переместишься в штрафной изолятор. Если что-то нарушит тюремный надзиратель, то он тоже "получит своё" в соответствии с законом - для этого у заключённых все правовые рычаги имеются.
Помощниками надзирателей являются так называемые "блатные арестанты" - татуированные спортсмены, которые имеют дополнительные бонусы за организацию спортивных мероприятий, готовку еды и учёт материальных средств (считают ложки, подушки и т.д.). За сигарету-другую они могут выдать дополнительные шампунь, мыло или подушку. Они не исповедуют воровской образ жизни - просто они лучшие в футболе, теннисе, подтягивании или приготовлении еды. По сравнению с российской тюрьмой, которую я посещал как представитель власти, все перевёрнуто "с ног на голову". Никаких драк, громких споров, блатных "базаров", после 22.00 все делают потише телевизор - во избежании жалоб от соседей. Также, каждый арестант имеет право выбрать камеру - курящую или некурящую. В тюрьме нет передачек от родственников или друзей, но есть тюремный магазин, в котором можно купить все, что захочешь, кроме кофе и алкоголя - заказываешь сегодня и получаешь завтра, деньги зачисляются на личный счёт арестованного через банк любым человеком.
Каждое утро тебя спрашивает о нарушении твоих прав местный опер, а каждые 2-3 дня камеры посещает комиссия по защите прав заключённых.
В общем, жаловаться в Польской тюрьме можно лишь на ограничение свободы, все остальное очень даже неплохо - твои права не нарушаются, все только по-закону и тюремным правилам. Когда спустя неделю после моего ареста ко мне пришла на свидание супруга и принесла жареную рыбу из ресторана, я сказал "спасибо огромное, Любовь моя, но похожее блюдо было у меня на обед часом раньше до нашей встречи".
Сами польские надзиратели говорят, что в Польше садят в тюрьму "для профилактики". Люди сидят месяцами за мелкий семейный конфликт без рукоприкладства, наезд на велосипеде на соседскую собаку, кражу двух бутылок водки, многие сидят по доносу "бдительных граждан". Очень много сидит граждан Украины, которые попадаются на нелегальном производстве сигарет и работе без регистрации. Когда меня выпустили из тюрьмы через полторы недели, начальник смены сказал, что "с моей профилактикой что-то пошло не так, раз так быстро выпускают". Честно говоря, понаслушившись историй арестантов, я не думал, что выпустят из тюрьмы до решения суда о моей экстрадиции по существу, но суд распорядился иначе.
"Пан Дмитрий" - это единственное обращение, которое я слышал в свой адрес со стороны тюремных надзирателей в Польше. И ведь жизнь показывала, что легко организовать порядок и законность даже в тюрьме, без пыток и унижений - достаточно власти лишь захотеть и навести порядок.