"Украинско-американский" авиаконструктор Михаил Струков

Jun 12, 2014 00:54

glavholod "Украинско-американский" авиаконструктор Михаил Струков

Имя Игоря Сикорского, который стал «королем вертолетов» в США, известно практически каждому,     кто интересуется историей авиации. А вот имя Михаила Струкова, одного из создателей американской военно-транспортной авиации, у нас практически неизвестно.


Вообще, Сикорский стал наиболее известным из конструкторов, которые добились успехов в работе за пределами Родины.  Среди русских имен в американской авиации достаточно легко можно вспомнить Александра Картвели, создателя тяжелого истребителя P-47 Thunderbolt, послевоенных  F-84  и F-105. А его коллегу Александра Прокофьева-Северского намного лучше знают в США, чем у нас. Впрочем, о нем я тоже постараюсь рассказать - уж очень интересная у него биография.
Вообще, русских имен в истории американской авиации оказалось довольно много, и каждый из этих людей достоин отдельного рассказа. Буду стараться поработать над этой темой.

А сейчас - о Михаиле Струкове.

Михаил Михайлович Струков родился 29 января 1883 года в Екатеринославе (Днепропетровск), в семье предводителя губернского дворянства. Среднее образование Михаил получил в гимназии и кадетском корпусе. В 1908 закончил строительное отделение Киевского политехнического института. Михаил Струков воевал на фронтах первой мировой войны, принимал участие в белогвардейском движении. Успел заслужить чин капитана кавалерии и Георгия 4-ой степени. После эмиграции жил в Гонконге, Сингапуре, Японии, на Филиппинах. В 1922 переехал в США, где какое-то время занимался строительством мостов, железных дорог и общественных зданий.В 1943 году Михаил Струков основал компанию "Chase Aircraft", которая занималась разработкой и производством транспортных планеров. В октябре 1943  был заключен контракт с ВВС США на проектирование 16-местного десантного планера XСG-14, а 4 января 1945 г. состоялся его первый полет.
Интересно,что с 1944 по 1953 Михаил Струков работает вместе с еще одним талантливым инженером-эмигрантом -  Михаилом Григоришвили (Michael Gregor) .


На основе XСG-14 Струков создает транспортный планер CG-18, основным отличием которого была цельнометаллическая конструкция. Шасси осталось неубирающимся, но на земле для облегчения погрузки колеса могли подтягиваться так, что пол грузовой кабины становился почти вровень с землей. В грузовом отсеке могли быть размещены уже 35 солдат-десантников. В начале 1946 г. Струков получил заказ на производство 7 планеров СG-18, а фирма переехала в новые корпуса в Трентоне (Нью-Джерси).
При установке на CG-18 2-х двигателей воздушного охлаждения Pratt&Whitney по 1250 л.с. каждый, планер был преобразован в военно-транспортный самолет YС-122 Avitruck, который применялся как военно-транспортный самолет ВВС США до 1957 года.


На базе YС-122 был создан интересный прототип самолета вертикального взлета и посадки Hiller X-18.


С-123 Provider

Вскоре Chase получил заказ на аппарат с большей грузоподъемностью в вариантах планера и самолета. Планер получил обозначение XCG-20, а его моторизованная версия - С-123. Грузовая кабина была рассчитана на перевозку 60 десантников с полным вооружением (или 155-мм гаубицы и автомобиля-тягача). Для улучшения аэродинамических качеств шасси было сделано убирающимся, фюзеляж приобрел более обтекаемые очертания. С-123 был снабжен двумя поршневыми двигателями Pratt&Whitney по 2300 л.с. и имел максимальную скорость 392 км/ч, дальность полета - более 2000 км. Отличные летные и эксплуатационные свойства машины обеспечили большой заказ от ВВС. Серийный самолет получил обозначение С-123В "Provider".
В 1951  прошли испытания реактивного варианта - ХС-123А. Это был первый реактивный военно-транспортный самолет в США. ХС-123А развивал скорость более 800 км/ч, но из-за повышенного расхода топлива и ухудшения взлетно-посадочных характеристик заказов на этот самолет не последовало.
Для выполнения крупных заказов на С-123 Струков объединил усилия с Г.Кайзером, владельцем авиационного завода в Мичигане, однако Кайзер оказался замешанным  в коррупционных скандалах и контракт на С-123 был потерян. Михаил  Струков  остался без заказов, а  производство было передано компании "Fairchild", которая  выпустила более 300 военно-транспортных самолетов С-123 "Provider". Они состояли на вооружении США, широко применялись в войне во Вьетнаме, поступали на экспорт и принесли фирме немалые доходы и известность.


С-123 принял участие и в печально известной операции Ranch Hand по распылению ядов ( Agent Orange и др) над джунглями Вьетнама.
Судьба самолета оказалось долгой, после Вьетнама он послужил и в качестве грузового самолета, самолета Береговой охраны, вплоть до 80-х гг. использовася различными спецслужбами США для поддержки никарагуанских «контрас», борьбы с наркомафией в Южной Америке и т.п. Некоторые С-123 до сих пор эксплуатируются в Сальвадоре, Лаосе, Южной Корее, Тайване, Таиланде и Филиппинах.
С-123 "Provider прославился и в качестве «киногероя» -  по фильмам "Con Air" (у нас - "Воздушная Тюрьма") с Кейджем, "Air America" с Мэлом Гибсоном и комедии "Operation Dumbo Drop".



Струкову в 1954 году все же удалось добиться от своих бывших партнеров компенсации, что позволило ему продолжить конструкторскую работу, на этот раз в качестве президента и главного конструктора фирмы "Stroukoff Aircraft Co". Стремясь к получению новых заказов, Струков работал над повышением эксплуатационных качеств самолета С-123. В 1954 году на  ХС-123D была применена оригинальная система управления пограничным слоем крыла. Год спустя, начались испытания варианта YC-123Е. Этот самолет мог взлетать с неровной грунтовой поверхности, со снега, льда и воды.



В 1956 г. появился самолет YС-134, представлявший собой развитие серийного С-123, с увеличенной длиной фюзеляжа. Однако, командованием ВВС был выбран для производства другой транспортник, который производится и сейчас - Lockheed C-130 Hercules.
В результате, компания "Stroukoff Aircraft Co" была закрыта в 1959 году, а М.М. Струков дожил до 90 лет и скончался в Трентоне в 1974 году.

Подробная история C-123 Provider - загляните в Уголок Неба
При подготовке использованы статьи В.Р.Михеева и материалы Wikipedia

авиация, США, Россия

Previous post Next post
Up