Карьера Шаляпина началась с пинка под зад

Jul 23, 2013 23:01



Исполнилось 140 лет со дня рождения и 75 лет со дня смерти великого певца. Отец Федора Шаляпина к увлечению сына пением относился весьма скептически. «В дворники надо идти, скважина, в дворники, - говаривал он, - а не в театр. Станешь дворником и будет у тебя всегда кусок хлеба…»

От ненависти до любви…
КОГДА Феде исполнилось 15 лет, он пытался поступить в хор при казанском театре. Но, увы, ему отказали - голос не понравился. Зато на его глазах в хористы приняли какого-то долговязого, чудовищно «окающего» девятнадцатилетнего парня. Свое первое фиаско Шаляпин запомнил на всю жизнь, а долговязого конкурента чуть ли не возненавидел. В 1900 году в Нижнем Новгороде произошло знакомство Шаляпина с Горьким, которое вскоре переросло в крепкую дружбу. Однажды Федор Иванович рассказал Алексею Максимовичу о своей первой певческой неудаче. Выслушав друга, Горький воскликнул: «Феденька, так это ж был я! Меня, правда, скоро выгнали из хора, потому что голоса у меня вообще не было никакого».
Делай, как я
В САМОМ начале карьеры, когда Шаляпин был еще только статистом, правда, старшим, в оперном театре, ему поручили бессловесную роль кардинала, который должен был торжественно проследовать через всю сцену в сопровождении свиты.
- Следуйте за мной и делайте все так же, как я! - приказал Федор Иванович свите и вышел на сцену. Сделав шаг, страшно волновавшийся Шаляпин (как-никак первый в его жизни выход на сцену) наступил на край своей длинной красной мантии и рухнул на пол! Сопровождавшая кардинала свита решила, что… так и надо, и тоже попадала на пол! Барахтаясь в кардинальском облачении (выпутаться из широкой мантии никак не получалось), старший статист прополз на четвереньках через всю сцену! А за ним, также конвульсивно подрагивая, ползла свита. Публика хохотала до слез. А вот Федору Ивановичу было совсем не до смеха. Едва он оказался за кулисами, как его схватил взбешенный режиссер и спустил с лестницы, дав будущему великому певцу хорошего пинка под зад.

Все квакают, а ты чем лучше?
КАК-ТО Шаляпин заболел «грудной жабой» и вынужден был пропустить несколько спектаклей. За это директор театра оштрафовал Федора Ивановича и аргументировал свои действия так: «В наших спектаклях многие артисты просто квакают, отчего же и Шаляпин не может спеть с «жабой»? Он вполне влился бы в общий хор».

Мы все поём
ФЕДОР Иванович Шаляпин очень возмущался, когда кто-то в его присутствии называл труд артиста легким. «Эти люди, - говорил он, - напоминают мне одного извозчика, который как-то вез меня по Москве.
- А ты, барин, чем занимаешься? - спрашивает.
- Да вот пою.
- Я не про то. Я спрашиваю, чего работаешь? Петь - это мы все поем. И я пою, под настроение. Я спрашиваю: чего делаешь?»

Перенесите обыски на более удобное время, пожалуйста
ВО ВРЕМЯ революции дом Шаляпина часто подвергался ночным обыскам. Не найдя бриллиантов и золота, конфисковали сначала серебряные ложки, потом вилки, а потом и несколько десятков бутылок французского вина. Наконец Шаляпин не выдержал и пожаловался Зиновьеву. Но попросил он отменить не сами обыски, а лишь перенести их на более удобное для певца время, например, с восьми утра до девятнадцати вечера.

Что такое «конные матросы» не знаю, но уезжать надо…
В ОДИН из дней, опаленных революцией, Шаляпин зашел к художнику Константину Коровину: «Меня обязали выступить перед конными матросами. Объясни мне, ради Бога, что такое «конные матросы»?» «Не знаю, что такое «конные матросы», - сумрачно ответил Коровин, - но уезжать надо…»

Блохе кафтан?! Ха-ха-ха-ха!
ОДНАЖДЫ к Шаляпину явился начинающий певец и заявил: «Федор Иванович, мне в аренду необходим ваш костюм, в котором вы пели Мефистофеля. Не беспокойтесь, я вам заплачу!» Выслушав наглеца, Шаляпин встал в театральную позу, набрал в легкие воздуха и громогласно пропел: «Блохе кафтан?! Ха-ха-ха-ха!..»

Взыграла кровь Грозного
ЗАШЛИ как-то к Шаляпину финляндский коммунист Рахья и русский коммунист Куклин, бывший лабазник. Рахья ни с того ни с сего вдруг заявил, что таких людей, как Федор Иванович, надо резать: «Ни у какого человека не должно быть никаких преимуществ над людьми. Талант нарушает равенство». Замечание Шаляпина позабавило, но тут на беду заораторствовал Куклин: «Ничего, кроме пролетариев, не должно существовать, а ежели существует, то существовать должно ДЛЯ пролетариев. Вот вы, актеришки, что вы для пролетариата сделали?» Взыграла тут в артисте кровь Грозного и Бориса. Забыв долг хозяина дома, позеленев от бешенства, тяжелым кулаком хлопнул он по столу:
«Встать! Подобрать живот, сукин сын! Как ты смеешь со мной так разговаривать? Кто ты такой, что я тебя никак понять не могу? Навоз ты этакий, я Шекспира понимаю, а тебя, мерзавца, понять не могу. Молись Богу, если можешь, и приготовься, потому что я тебя сейчас выброшу в окно на улицу…».

Золотое горло
ПРИЕХАВШИЙ на гастроли в США Шаляпин стоял в очереди к таможеннику, производившему осмотр багажа. Кто-то из очереди его узнал: «Смотрите, смотрите, это знаменитый Шаляпин! У него золотое горло». Реплика эта долетела до ушей таможенника, который тут же потребовал сделать рентгеновский снимок «золотого горла».

Гостей развлекать не надо
В АМЕРИКЕ один миллиардер пригласил Шаляпина выступить у него на вечере. «Это будет вам стоить тысячу долларов!» - сказал Шаляпин. «Хорошо, - согласился миллиардер, - только одно условие: споете и отправитесь восвояси». «Что же вы мне сразу не сказали! - обрадовался певец. - Ежели не надо будет развлекать ваших гостей, я спою и за пятьсот долларов!»

Все дело в бороде?
ПОСЛЕ спектакля в Ла Скала, где Шаляпин пел Бориса Годунова, к нему подошел итальянский певец. «Борода у вас великолепная,- сказал итальянец. - Будь у меня такая же, я бы спел не хуже».
«Если бы дело было в одной бороде, - нашелся Шаляпин, - то, пожалуй, козел спел бы лучше нас обоих!» С этими словами он отодрал с лица царскую бороду и презентовал её итальянскому певцу.

Как Шаляпин Петрова перепел
В БОЛЬШОМ театре шла опера «Дон Карлос». Партию Филиппа пел Шаляпин, великого инквизитора - Василий Петров. Надо сказать, что Петров преклонялся перед гением Шаляпина, а Шаляпин, в свою очередь, высоко ценил голос и талант Петрова. Перед началом третьего действия Петров сказал Шаляпину: «А ведь я тебя сегодня перепою, Федя!» «Нет, Вася, не перепоешь!» - ответил Шаляпин. «Перепою!» - «Нет, не перепоешь!»
Петров, обладавший могучим голосом, завершил свою партию громоподобным раскатом, который заглушил оркестр и заполнил весь театр от партера до галерки. В какие-то доли секунды Шаляпин понял, что это перекрыть уже нельзя. И на слова великого инквизитора король Филипп неожиданно ответил шепотом. Он прошептал свою реплику в абсолютной тишине, и от этих слов, гениально произнесенных Шаляпиным, в зале буквально повеяло зловещим холодом.
Успех был такой, что зал несколько минут аплодировал стоя. Когда закрылся занавес, Шаляпин с улыбкой сказал Петрову: «Вот и все! А ты орешь!»

Что такое искусство?
ОДНАЖДЫ Шаляпин стал свидетелем спора между артистами о том, что такое искусство. Незаметно удалившись в соседнюю комнату, он неожиданно распахнул дверь и предстал перед спорщиками: смертельно бледный, со взъерошенными волосами и полными ужаса глазами. Дрожащими губами он произнес: «Пожар!» Поднялась невообразимая паника. Вдоволь насладившись зрелищем, Шаляпин рассмеялся: «Теперь вам понятно, что такое настоящее искусство?»

Певец и ангел
ЗА ОБЕДОМ в доме у Шаляпиных зашел разговор о знаменитом певце Мазини. Сын Федора Ивановича Боря спросил: «А что, папа, Мазини вправду был хороший певец?» Шаляпин вздохнул: «Мазини, миленький, был не певец. Это вот я, ваш отец, - певец, а Мазини - ангел».

gazeta.aif.ru

Шаляпин, Большой театр, США, Россия

Previous post Next post
Up