В течение ближайших трех-четырех лет в Германии может быть закрыто около 700 католических храмов. Тает число прихожан, нет денег... Что будет с этими церквями?
В настоящий момент "на балансе" у двух крупнейших христианских конфессий Германии - католической и евангелической - находится порядка сорока тысяч храмов и часовен. В начале 19 века и в пятидесятые годы 20-го, во времена послевоенного экономического бума в ФРГ, церквей строилось в Германии очень много - и, как правило, больших, просторных, представительных, как тогда было принято. Но те времена давно прошли.
Церкви под снос?
Сокращение числа верующих и желающих регулярно посещать службы неизбежно ведет и к сокращению числа храмов. Так, Эссенское епископство потеряло за последние 50 лет почти треть членов общины, и не удивительно, что чуть ли не треть церквей пришлось закрыть. Когда-то "своя" церковь полагалась каждому, даже самому маленькому, населенному пункту. Сегодня такая плотность храмовой застройки в Германии ни к чему.
Пивная "Glück & Seligkeit" ("Счастье и наслаждение") в Билефельде расположилась в бывшем храме Св. Мартина
В течение ближайших трех-четырех лет, по прогнозам католической церкви, в Германии может быть закрыто около 700 католических храмов. У протестантов дела обстоят гораздо лучше, но и им приходится сталкиваться с этой тенденцией. Содержать церкви дорого, тратить огромные деньги на ремонт фактически пустующих церквей тоже нет смысла... Даже на те из них, которые являются памятниками архитектуры, церковных и бюджетных средств - впритык, что уж говорить о других? И хотя со времени объединения Германии в стране было закрыто чуть больше полутора процентов всех церквей, намного меньше, чем, например, в соседних Нидерландах, проблема налицо. Есть и еще одна: что делать с "лишними" церквями? Перепрофилировать? Сдавать в аренду? Продавать? Сносить?
Если хозяин не в состоянии содержать дом - он должен его продать. Или снести, что, конечно, хуже. Поэтому возможность секуляризации пустующих церквей и часовен кажется порой самой церкви далеко не худшим вариантом. Перестав быть местом проведения литургии, храм с теологической точки зрения перестает быть собственно храмом, и становится просто "зданием". И дальше уж дело новых владельцев и архитекторов, каким образом его перестраивать и использовать.
От колумбария до ресторана
Превращение церквей в концертные залы или культурные центры уже давно стало привычным делом и не воспринимается болезненно даже верующими. И против преобразования храмов в колумбарии возразить нечего: в конце концов, в храмах отпевали умерших во все времена. Больше смущает, если в стенах бывшего собора располагается магазин или ресторан. Ведь Христос изгонял торгующих из храма. И даже не слишком религиозному человеку может показаться несколько странным, если бывший алтарь превращается в барную стойку.
Тем не менее, рестораны (причем нередко рестораны высокого класса) все чаще заселяются в пустующие храмы. Скажем, ресторан "Die Kirche" в Магдебурге не только не стыдится "клерикального прошлого", но даже использует его в рекламных целях. По мнению хозяев заведения, ресторан в некоторой степени исполняет функцию церкви, служа местом встречи и общения. "Самым красивым книжным магазином мира" горделиво называет себя магазин "Dominikaner", разместившийся в бывшем соборе доминиканского монастыря. Кстати, по своему первоначальному назначению этот храм не используется уже давно, до появления книготорговцев здесь был велосипедный гараж.
Еще одно перспективное направление "перепрофилирования" культовых сооружений - превращение в элитное жилье. Недавно во Франкфурте-на-Майне за полтора миллиона евро была продана роскошная квартира площадью 350 кв. метров. В столовой - фрески, в спальне - витражи, высоченные потолки, еще и орган в придачу. Эксклюзивное жилье (по мнению архитекторов, "идеальное пристанище холостяка с замашками Джеймса Бонда") расположилось в забытом если не богом, то людьми храме. Бывшие монастыри все чаще превращаются в дома престарелых или жилье для людей, желающих жить большой общиной.
Мечети в христианских храмах?
Как известно, человеку свойственно не ценить то, что у него есть, а потом "потерявши плакать". Так и с церквями: когда храмы начали закрываться, в Германии зародилось общественное движение спасителей церквей. Например, в Аугсбургском епископстве сотни людей участвовали в акциях "Обними церковь": взявшись за руки, они обступали храмы, символически защищая их от сноса или закрытия. Широкий общественный резонанс получила акция "Оставьте церковь в деревне" (фраза имеет как буквальное значение, так и переносное: немецкая поговорка "Die Kirche im Dorf lassen" означает "не надо пороть горячку", "не надо ставить под сомнение очевидные ценности").
В бывшем францисканском монастыре в Дюссельдорфе теперь проходят конференции и застолья
Немецкие деревенские церкви находятся в куда меньшей опасности, чем городские. "Лишними" храмы оказываются, главным образом, как раз в городах, особенно в районах послевоенной застройки. И самыми "нелюбимыми" (а потому пустующими) являются как раз церкви, построенные в 1950-60-е годы. Обсуждается возможность превращения бывших христианских храмов в мечети, так как верующих мусульман (в отличие от христиан) в Германии становится всё больше. Но и тут возникают проблемы: в форму здания, как правило, заложен силуэт креста, алтарь не ориентирован на Мекку... В общем, легче построить новую мечеть.
В безнадежных случаях, когда ни верующие, ни инвесторы не проявляют интерес к сохранению храма,остается одно: снос. Так, по данным Евангелической церкви Германии за последние четыре года в стране было снесено 22 евангелические церкви. Правда, одновременно построено 29 новых. Так что говорить о "исчезновении" церквей в Германии пока явно рано.