Apr 25, 2015 00:24
В Национальной Лиге Инструкторов на курсах по работе с людьми с ограниченными возможностями - нам, студентам дают всё попробовать на собственной шкуре. Например, снимут с нас лыжу, дадут в руки костыли-аутригеры - и вперед с горы. Или могут ограничить подвижность лыж специальными захватами и возить по склону на возжах. И это очень действенно - ты сразу же учишься работать плавно и аккуратно, ты понимаешь, что будет чувствовать студент, если его резковто развернуть.
А сегодня у нас был день слепых. Нас разделили на пары и дали нам возможность и побыть слепыми, закрыв глаза, и побыть инструктором слепого. Подглядывать было нельзя для чистоты эксперимента.
Это было потрясающе. Поначалу очень страшно. Мы стояли в холле, вокруг были толпы детей, и надо было между ними идти, обходить, поворачивать. Мой инструктор дал мне ощупать лыжу - скользяк (гладкий), кант (остый!, холодный), носок и пятку (по разному загнуты!), крепления. Потом мы поднялись в холодную зону, собрав по дороге два порога и вышли на снег. Я запомнила, что надо предупреждать студента о порогах и ступеньках, и Никита, кажется, тоже, потому что когда мы выходили на снег, с твердого на мягкое и зыбучее - таки визжала я ему прямо в ухо.
Но на снегу мне сразу стало спокойно, хорошо и знакомо. А уж когда я встегнула лыжу - еще и устойчиво. Я прямо сразу почувствовала себя на своем месте, в знакомой и безопасной обстановке.
(Тут я конечно понимаю, что незрячий человек, наоборот, должен почувствовать себя гораздо неувереннее в лыжах, чем без. Но ведь в обычной жизни он чувствует себя, наверное, все же привычнее, чем мы, закрывшие глаза.)
Мир наполнился звуками и тактильными ощущениями. Оказывается, о том, что мы садимся на швабру, можно догадаться по звуку разматывающейся катушки. Слышно, кто рядом едет: лыжник или сноубордист. Слышно, как шумит поддув воздушной подушки. Понятно, где ты находишься на склоне: уклон чувствуется. Понятно сколько ты проехал. Можно определить скорость по силе ветра, дующего в лицо, и по вибрации лыж. Можно ехать более-менее ровной змейкой на полсклона, считая в каждой фазе поворота.
И вообще - техника становится предельно важна. Инициировал поворот, начал переносить вес на внешнюю лыжу, загрузил две лыжы одинаково, перенес вес на внешнюю лыжу, увеличил на нее давление - и заново, в другую сторону. Всё это гораздо отчетливее чувствуешь телом, чем, когда глаза открыты.
Мне в принципе, было не очень трудно, потому что у меня в голове есть встроенный компас и встроенный же навигатор - я чувствую даже в закрытом помещении, где север, юг, запад и восток, и я примерно представляю себя на карте.
А еще мне очень повезло с инструктором, он меня ни разу не уронил и не врезал никуда. Я все время его слышала.
Оказывается, это так здорово, слышать!
п.с. а я съехала с "вершины" Снежкома)
лыжи,
Я