16:14 13.02.2013
Нужны ли турникеты в общественном транспорте Великого Новгорода? Есть в дипломатической среде такая формула “выражать озабоченность”, которая употребляется, когда со стороны оппонента высказывается какая-либо декларация о намерениях негативной направленности, но нет об этом официального заявления или документа. Вот с турникетами в нашем городе сейчас так дело и обстоит.
На прошлой неделе появились
сообщения, что в областной администрации рассматривается вопрос о введении “автоматизированной системы оплаты проезда”. Это сообщение основывается на
информации пресс-центра областной администрации. Интернет-газета Ваши Новости предположила, что, возможно, речь идет о комплексах, подобных, используемых в Москве, где в наземном транспорте для прохода в салон используются турникеты, объединенные с валидатором (современная версия компостера) и повесила соответствующую картинку.
Так вот, поскольку сейчас неизвестно, рассматривается сейчас именно такой вариант автоматизированной оплаты проезда с турникетами или другой, с валидаторами, но без турникетов, хотелось бы на данный момент выразить озабоченность по поводу планов установки турникетов в общественном транспорте города. Короткие, но емкие тезисы против можно прочитать в комментариях к этой новости в интернет-газете, а более подробно, на примере Москвы, уже довольно давно испытывающей не себе все “прелести” автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) можно прочитать в вышедшем на днях
посте Ильи Варламова.
Немного отходя от темы, замечу, что одной из неприятных болезней региональных администраций является отсутствие сотрудничества и обмена опытом хотя бы с коллегами в других регионах, не говоря уже об обмене опытом с зарубежными коллегами. Наши тут не исключение. Постоянно происходят какие-то встречи, в том числе на международном уровне, делегации, а практика показывает, что зачастую, варясь в собственном соку, местные чиновники принимают решения без оглядки на чужой опыт. Московские чиновники, например, решившие однажды установить в наземном общественном транспорте турникеты, еще в начале прошлого года
обозначили постепенный отказ от АСКП. Если бы наши чиновники перед тем, как бросаться проводить экономическую оценку и составлять смету поинтересовались московским опытом или узнали бы как осуществляется контроль оплаты проезда в европейских странах, или, хотя бы в Санкт-Петербурге, может быть вопрос о турникетах даже не возник бы на повестке дня.
Не буду полностью пересказывать пост Варламова, там все подробно и правильно описано, но надо заметить, что проблема сборов за проезд - это проблема в основном правовая.
Ситуация обострилась в ноябре 2009 года, когда
Федеральным законом от 09.11.2009 №249-ФЗ была отменена статья 32.3 Кодекса об административных правонарушениях. Это означало прекращение возможности наложения штрафа на месте совершения административного правонарушения с выдачей постановления-квитанции. Теперь, чтобы взыскать с безбилетника штраф контроллерам пришлось в любом случае как минимум составлять постановление об административном правонарушении. Но проблема в том, что если у человека нет с собой паспорта или он отказывается его предъявлять, контроллер не имел права его обыскивать, задерживать или препровождать в отделение милиции. Единственное, что возможно в таком случае, так это остановка автобуса и вызов наряда милиции, но даже тогда контроллер не вправе применять физическую силу. Для каждого второго безбилетника автобус снимать автобус с рейса и дергать милицию не выгодно, договориться о совместном с милиционерами контроле оплаты проезда, видимо, не получилось, поэтому контроль пассажиров в прежнем виде потерял всякий смысл и 01.07.2010 г. был принят
новый областной закон об Административных правонарушениях №791-ОЗ, в котором статья о безбилетном проезде пассажиров была выпилена полностью, а вся надежда на сборы за проезд возложена на кондукторов.
Удивительно, но факт: в Новгородской области нет сейчас такого правонарушения, как безбилетный проезд на городском транспорте. Кстати, еще забавнее, что статья 11.18 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за безбилетный проезд на железнодорожном, водном и междугороднем автобусном транспорте, в Новгородской области также теперь не действует, т.к. в самом КоАП РФ
не определен орган, рассматривающий дела по данной статье, а областной закон по этому поводу тоже теперь молчит.
Таким образом, учитывая во что обходится городу армия кондукторов, проблема повышения собираемости оплаты за проезд имеет два выхода. Первый - это общеевропейская практика с применением валидаторов, гибкой тарифной сетки, стимулирующей пассажиров на более частое использование общественного транспорта, а также высокие штрафы и жесткий контроль.
Более подробно я уже писал об этом несколько лет назад. Второй - турникеты, вход через переднюю дверь или возведение еще чего-нибудь негуманного с целью недопущения неоплаты проезда, а не контроля оплаты.
Есть опасение, что новгородские чиновники, обольстившись на простое и выгодное (с первого взгляда) решение, пойдут по второму пути.
Еще одна беда современного российского управления в том, что у нас совершенно не умеют просчитывать косвенную или вторичную выгоду и убытки. Практически уверен, что экономическая оценка будет проведена в стиле “стоимость оборудования X, сейчас собираемость N, затраты на кондукторов Y, по практике Москвы собираемость увеличилась на 30%, значит выгода будет в размере N+30%+Y-X”, подразумевая сохранение текущего пассажиропотока, численности подвижного состава и дорожной ситуации. Так дело то как раз и заключается в том, что эти параметры являются еще какими переменными и сильно зависят от условий, в которых поставлены пассажиры. К тому же увеличение собираемости в Москве просчитывалось в сравнении с фактически добровольной системой оплаты проезда, а не с кондукторной и у нас цифры будут, скорее всего, ниже. Вот, сравните, например, с
финской экономической оценкой велосипедных дорожек, где просчитана вся косвенная выгода до мелочей. Кому из наших чиновников придет в голову “состояние здоровья и сэкономленное время горожан”, например, воспринимать как выгоду?
Однако же такие “мелочи”, конечно, сильно сказываются на производительности труда и, как следствие, налоговых поступлениях, на инвестиционной и туристической привлекательности, расходах на здравоохранение и многом другом.
Так вот, насчет переменных параметров. После введения турникетов ситуация скорее всего будет развиваться таким образом:
- Сильно увеличивается время посадки в общественный транспорт (сейчас в час пик это время для автобуса повышенной вместимости составляет 10-15 секунд) до 1-2 минут в час пик. Этому будет способствовать как сам турникет, так и продажа билетов водителем при входе, а не во время поездки.
- Из-за длительной и труднопредсказуемой по времени процедуры посадки интервалы движения на общественном транспорте увеличатся при сохранении того же числа подвижного состава, а на остановках будут собираться длинные очереди из автобусов, блокируя движение на улицах.
- Люди отказываются пользоваться общественным транспортом, так как время перемещения на нем из одной точки города в другую превысит пешеходное. В нашем небольшом городе есть уйма альтернатив, кстати: автомобиль, такси, велосипед, пешком.
- Появляются маршрутки, которые действуют по серым схемам, не проходя медосмотр, не платя налоги, игнорируют льготные билеты, которые начинают выигрывать у общественного транспорта за счет скорости и переманивают большую часть пассажиров.
- Из-за пунктов 3 и 4 доходы транспортных компаний быстро проваливаются ниже дотурникетного уровня, повысившись лишь совсем ненадолго.
- Наконец, многие люди делают выбор в пользу личного автотранспорта, т.к. это становится намного быстрее и комфортнее. Доходы падают еще больше, улицы еще больше насыщаются транспортом, скорость передвижения по городу еще больше снижается.
Все это как раз и наблюдается последние несколько лет в Москве (хотя и не носит катастрофического характера, поскольку наземный общественный транспорт там не является основным и единственным).
А ведь можно, вместо этого, вводя валидаторы и реформируя тарифную политику, параллельно добиваться изменений в федеральное законодательство чтобы дать возможность муниципальным контроллерам взимать штрафы за безбилетный проезд или хотя бы доставлять в отделение полиции для оформления протокола. Можно, наверное, хотя бы договориться с УВД о создании отдельного батальона для совместного с МУП ЦДС ОТ контроля оплаты проезда. Я уже и не говорю о возвращении в областной закон статьи о безбилетном проезде.
Все это, конечно, сложно, намного сложнее, чем покупка турникетов, но вот что интересно, прочувствовав вышеописанную ситуацию на себе, новгородцы простят ли ее на очередных выборах мэра, губернатора или думы?
Так что же, господа чиновники, решитесь ли вы на турникеты?
read more at
Блог Игоря Шаповалова rss2lj