Рациональное и скоро-чтение...

Apr 12, 2014 22:43




Случилось так, что некоторое время назад отчётливо осознал, что стал значительно меньше читать книг. Само собой, статей по работе, френдлент и прочих заметок - в самый раз, а вот с книгами беда. Так чтоб устроиться на диване и окунуться, стало быть, с головой в некоторое... нечто.
Вот например, документальные фильмы по достойным темам шли хорошо. Некоторые моменты в док.фильмах даже лучше передаются, чем в книгах, с этим не поспоришь. А с другой стороны, иные моменты в книгах лучше идут.
Беда, в общем...

И вот, в рамках решения этой весьма проблемной ситуации, решил наконец-то пройти курс с модным словом "Скорочтение". Чтобы имеющиеся навыки укрепить, новые приобрести, а всё в целом - систематизировать и осмыслить / переосмыслить. Переосмыслять - тоже важно и интересно...

Выбор мой по ряду причин пал на книгу М.А. Зиганова "Скорочтение", которую, собственно, после прохождения курса я бы рекомендовал интересующимся, как минимум, для ознакомления. Хорошая книга. Не без недостатков, конечно. Однако недостатки, мною замеченные, являются, пожалуй, субъективными в значительной степени.

Что хочу отметить...
Во-первых, правильный термин, всё-таки, не "скорочтение", а "рациональное чтение". Тут дело в том, что скорочтение как таковое - это набор небольшого количества навыков, по большей части "технического" характера, которые позволяют, как нетрудно догадаться, повысить технически скорость чтения. Причём, значительно (в зависимости от вида литературы и режима чтения). Рациональное же чтение - гораздо более широкая система, которая включает и "скорочтение" и ряд других важных моментов.
В книге разбирается именно рациональное чтение в целом. Вопросы, имеющие отношение к скорочтению, затрагиваются, наверное, процентах в 20 всего материала.

Второе. На рекомендацию ознакомиться со "скорочтением" часто приходилось слышать возражение вида "а я не хочу читать быстро, мне нравится читать вдумчиво, смаковать, а так весь смысл теряется".
Это опасение не имеет под собой ровно никаких оснований. Ибо навыки скорочтения просто расширяют возможности читателя. Как уже говорилось, можно выбирать режим, менять его по ходу чтения, комбинировать разные методы в зависимости от собственного разумения. В общем, способность читать "по-старому", "классически", не пропадёт, конечно.
Кроме того, даже если пропустить всё "скорочтение" вообще, в книге содержится изрядное количество рекомендаций и соображений по другим аспектам чтения. Тоже очень полезным.

Для возникновения пущего интереса к этой теме в целом и книге в частности, приведу несколько рассмотренных тем:
Технические навыки. То самое "скорочтение". От простых базовых (например, отключение проговаривания) до довольно продвинутых (чтение по "слаломной" траектории, например).
Стратегии чтения. Рекомендации по выбору стратегии чтения в зависимости от типа литературы и цели чтения. Весьма интересный раздел сам по себе.
Рекомендации по организации работы, в т.ч. психологические аспекты.
Психологическая подготовка, настрой.
Психологические же аспекты, связанные с восприятием материала, вниманием и пониманием.
Особенности работы памяти, запоминания.

Как видите, довольно много интересных тем. Весьма рекомендую к ознакомению.

психология, чтение

Previous post Next post
Up