Jun 21, 2012 20:42
Существует принципиальная разница между этими тремя состояниями.
И вот на днях пришёл в голову довольно цельный образ, иллюстрирующий картину довольно отчётливых различий между ними.
Как водится, начну немного издалека и с частного примера.
В рукопашных тренировках (в широком смысле - любых боевых искусств), спортивного, или прикладного направления, важную, ключевую роль играет тренировка психики.
Техника, тактика, общая и специальная физическая подготовка важны, но они, с некоторой точки зрения, играют роль инструмента.
В результате длительных тренировок формируется определённая система, основанная на физических способностях, моторных навыках и тактических наработках, которая позволяет (теоретически!) своему владельцу совершать определённые действия, решать определённые проблемы.
А вот насколько эффективно и результативно эти действия будут совершаться, да и будут ли они совершаться вообще - другой вопрос.
Спортсменам в этом смысле немного проще - они тренируются для боя на ринге по определённым правилам и ничто не мешает организовать подобный бой в условиях тренировки. Конечно, это будет не совсем то, т.к. в тренировочном бою на кону фактически не стоит ничего чётко осязаемого (призовое место, награда, денежное вознаграждение), однако, сами условия поединка довольно сильно приближены к тем, что имеют место на соревнованиях.
Прикладнику, например, в случае т.н. "самообороны", значительно сложнее - необходимо не только некоторым образом смоделировать ситуацию близкую к реальной (а это далеко не то же самое, что бой на ринге), стоит гораздо более серьёзная проблема - смоделировать для ученика ситуацию эмоционально/ментально.
Психику-то свою обмануть сложно, она прекрасно понимает, что находится в относительно безопасном месте, в спортзале, что ножи не наточены (да и вообще пластиковые), а бить в полную силу не будут. А если и будут, то недолго.
Можно, конечно, послать опытного «адепта» в некоторый криминальный район с чётким указанием «нарваться» на неприятности и разрешить их. Это было бы вполне реальной ситуацией, примером того, к чему готовят на курсах «прикладного рукопашного боя», или «самообороны» так называемых «гражданских».
Однако, понятно, что такая проверка полученных навыков не является разумной.
Собственно, у нас на тренировках, насколько я вижу, эта проблема решается следующим, довольно интересным и эффективным, образом: ученик выматывается физическими упражнениями (причём, с "интеллектуальными" элементами!) до определённой степени, когда у него практически отключается "думалка-соображалка", внимания хватает почти только на рефлексы.
И вот в этом состоянии психика перестаёт "играть", перестаёт не просто "знать" (как надо и что надо), а даже и "понимать", что находится в безопасности, понимать и осознавать все прочие условности. Для этого, конечно, требуется некоторвый волевой «толчок» со стороны ученика.
Внимание обращается в таком состоянии только на самое важное и психика как бы "втягивается в ситуацию", вследствие чего ученик становится (переходит в состояние "быть") тем, на кого он, собственно, тренируется. Условно назовём эту роль "бойцом".
Конечно, определённые условности продолжают играть свою роль - скажем, установка "не наносить партнёру серьёзных повреждений, не работать в полную силу и не использовать опасные решения". Однако, то, что не признаётся критически важным, отбрасывается. Просто нехватает ресурсов понимать и осознавать все эти несущественные вещи.
И вот тут-то и начинает в голове формироваться эта некая осязаемая, живая сущность.
Причём, поначалу оно быстро угасает, но со временем поселяется и "срастается" с личностью, открывать в ней новую грань.
рукопашный бой,
психика,
размышления,
мозг