Если идея истинна, то она принадлежит всем

Aug 07, 2015 15:00

«Средневековье являлось эпохой авторов, без ссылок копировавших один другого, <...>



Фрагмент листа из "Хроник" Жана Фруассара (ок.1337-ок.1404), охватывающих период с 1322 по 1400 гг. Рукопись BNF Français 2643, fol. 72r. Создана в Брюгге, Фландрия, около 1470-1475 годов / «Chroniques sire JEHAN FROISSART». Français 2643, fol. 72r. Date d'édition: 1401-1500, manuscrit. Langue: Français. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 2643. Source. Фрагмент via

в эпоху рукописной культуры, когда рукописи были не слишком доступными, копирование представляло собой единственный путь к калькуляции идей.


2.


Фрагмент листа из "Хроник" Жана Фруассара (ок.1337-ок.1404), охватывающих период с 1322 по 1400 гг. Рукопись 15 века BNF Français 2643, fol. 72r / «Chroniques sire JEHAN FROISSART». Français 2643, fol. 72r. Date d'édition: 1401-1500, manuscrit. Langue: Français. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 2643. Source

Никто не считал это преступлением; часто многократное копирование приводило к полному забвению истинного автора той или иной формулы; в конце концов, считалось, что, если идея истинна, то она принадлежит всем.»

Умберто Эко [*]

3.


Целый лист 72r / Froissart's Chronicles, Bruges, ca. 1470-1475. Paris, BnF, Français 2643, fol. 72r. Source

Эпоха всеобщего интернета вернула нас в положение, когда "пишущие" без ссылок копируют один другого, и даже если ссылки указаны, на них редко кто смотрит. В итоге многократное копирование приводит к полному забвению истинного автора текста или изображения. Всё как в Средние века.

В материале Анекдотчики и анекдоты об анекдотчиках упоминалось о современной форме дописьменного фольклора - о термине предложенном фольклористом Сергеем Неклюдовым: «у нас на глазах сейчас рождается четвертая форма [фольклора], которую я бы назвал "интернетлор", то есть когда интернет воспроизводит очень многие качества фольклора, причем, я бы сказал, дописьменного, архаического, где господствует пластичность форм, где любой присланный текст можно переписать, дописать, урезать, продлить и так далее. По сравнению с письменными текстами это уступка, культура возвращается примерно на то же самое место. Это в большом количестве случаев, как явление, - утрата авторства.»

Поскольку интернет безграничен, в нем присутствуют и new-дописьменный "интернетлор" и самые что ни на есть new-письменные тексты с затерянным авторством. Потому что, если некто хочет донести до публики определенную мысль или просто кто-то хочет показаться умным, то какая разница кто автор: «если идея истинна, то она принадлежит всем».

Цикличность?

[*] Цитата из книги: Умберто Эко. Искусство и красота в средневековой эстетике / Перевод с итальянского Александра Шурбелева.- Москва: АСТ: CORPUS, 2015. C.16: Введение.
Ранее издавалось: Санкт-Петербург «АЛЕТЕЙЯ», 2003

Текст хроник Фруассара в русском переводе: Жан Фруассар. Хроники Англии, Франции, Испании и соседних стран. Восточная литература.

15 век, сравнение, книги, средневековая миниатюра, 14 век, средние века

Previous post Next post
Up