Распространенное латинское изречение Ars longa, vita brevis или Vita brevis, ars longa чаще всего переводят как Жизнь коротка, искусство вечно.
Солнце. Антология философских камней (? - как корректно перевести?). Примерно вторая половина 16 века / Collectanea de Lapide Philosophiae. C. 2nd half of the 16th century. Origin: England. Language: Latin, English, Greek. Dimensions in mm: 150 x 100 (140 x 75). Paper codex. The British Library. Sloane 1171, f. 100v. Sun. Source
Встречаются варианты: Искусство - продолжительно, жизнь - коротка. Искусство долговечно, жизнь коротка. Искусство долговременно, жизнь коротка. Искусство долго - жизнь кратка. Жизнь коротка, наука обширна. Жизнь коротка, искусство обширно. Искусство долговечно, а жизнь (человека) коротка.
Но, это неверное понимание фразы, по крайней мере, не совсем верное.
Предпочитаю перевод: Путь искусства долог, а жизнь коротка - он точнее передает смысл.
Можно также: Путь науки долог, жизнь коротка. Жизнь коротка, наука необъятна. Область науки безгранична, а жизнь коротка.
2.
Солнце и дракон. Антология философских камней (?). Примерно вторая половина 16 века / Collectanea de Lapide Philosophiae. BL Sloane 1171, ff. 100v-101. Sun and dragon. Ink drawing with washes of the sun and a dragon, in the Collectanea de Lapide Philosophiae. C. 2nd half of the 16th century. Origin: England. Source
Vita brevis, ars longa - латинская форма начала «Афоризмов» Гиппократа (ок.460-ок.370 до н.э.) - "отца медицины", великого древнегреческого мыслителя, естествоиспытателя, врача, основоположника современной медицинской этики. [Гиппократ. Афоризмы, I, 1]. У Гиппократа речь шла об искусстве врачевания.
В античности наука и искусство объединялись в одно понятие. Древнегреческому слову техне /τέχνη /techne соответствует латинское ars. В латинском языке не было различий между понятиями «искусство» и «наука»: их смысл передавало слово «ars» - цельное учение, формулирующее и кодифицирующее практические правила.
Говоря об «искусстве», Гиппократ имел в виду, естественно, не художественное творчество, а медицину. Смысл этого сопоставления в том, что искусство врачевания столь сложно, требует стольких знаний, что на их постижение не хватит и всей человеческой жизни.
«Отсюда, - пояснял римский философ-стоик Луций Анней Сенека в своем труде «О краткости жизни», - известное восклицание величайшего из врачей о том, что жизнь коротка, а искусство длинно». [Сенека «О быстротечности жизни», I, 1]. Благодаря Сенеке изречение и закрепилось в латинской форме.
4.
Асклепий в поездке на острове Кос. Гиппократ слева. Античная мозаика. Асклепион. Остров Кос / Kos, Asclepeion. "Kos, Asclepeion: Asclepius (in the center) visits Kos, left Hippocrates, right some person from Kos". via. Source
В оригинале мысль Гиппократа звучит так: Жизнь коротка, путь искусства долог (другой перевод: наука необъятна), случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение затруднительно / лат. Vita brevis, ars vero longa, occasio autem praeceps, experientia fallax, judicium difficile / греч. Ὁ βίος βραχύς, ἡ δὲ τέχνη μακρή, ὁ δὲ καιρὸς ὀξύς, ἡ δὲ πεῖρα σφαλερή, ἡ δὲ κρίσις χαλεπή..
В переводе Владимира Руднева: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно.» И далее: «Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.» [1]
«Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств» - утверждает Гиппократ в сочинении "Закон". Правда, тут же вскрываются сложности: «Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко ниже теперь всех искусств», но этот вечный вопрос - из другой оперы. Настоящий врач занимался общеполезным ремеслом, был мастером-демиургом, владел требующимися в его профессии техническими навыками - техне, что в переводе с греческого и означает «искусство».
Обычно афоризм Ars longa, vita brevis употребляется в смысле: художник, творец умирает, а плоды его рук, творения его духа, ума, искусства живут вечно, и тем самым они хранят память, напоминают о человеке, их сотворившем; мастер живет в своих творениях.
5.
Гиппократ - в нижнем правом углу лысый. Иоганн Каспар Фюссли (1706-1782), отец знаменитого художника Иоганна Генриха Фюссли (1741-1825). Около 1757 года / Johann Caspar Füssli (1706-1782). Oel auf Leinwand. 51,5 x 62,5 cm. Um 1757. Kantonsbibliothek Appenzell Ausserrhoden. Source. Abstract: Füsslis Trompe-l’oeil und Zürcher Freundeskreis von Laurenz Zellweger (Schottengesellschaft). V.l.: Selbstbildnis des Künstlers Johann Caspar Füssli (1706-1782), Johann Jakob Bodmer (1698-1793), Laurenz Zellweger (1692-1764), Johann Jakob Hirzel (1725-1803) und Salomon Gessner (1730-1788); unten rechts: Bildnisse von antiken Köpfen, u.a. von Homer; zusätzlich: Allegorien, Federkiel, Biene, Wespe; Hintergrund imitiertes Fichtenholzbrett / Картина в разрешении 12656x11056 пикселей (в новом окне)
Выражение стало популярным после того, как Иоганн Вольфганг Гёте повторил его в своей трагедии «Фауст» в форме: «Искусство долговечно, а жизнь наша коротка»:
Мефистофель Похвально. Но жизнь, к несчастью, коротка, А путь до совершенства дальний, Нужна помощника рука.
[Гёте, «Фауст». Часть I, сцена 1.]
6.
Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825). Художник, приведенный в отчаяние величием обломков древности, 1778-1779 / Henry Fuseli (1741-1825). The Artist Moved by the Grandeur of Antique Fragments. 1778-1779. Red chalk on sepia wash. 415x355 mm. Kunsthaus Zürich. via
Слова древнегреческого врача - о краткости отдельной жизни; лишь научные знания, передаваемые из поколения в поколение, продлевают эту жизнь. За плечами Гиппократа было больше десяти поколений асклепиадов, профессиональных жрецов медицины. А после Гиппократа прошло уже 2,5 тысячи лет.
Как бы то ни было, во всех возможных вариантах перевода Vita brevis, ars longa вопросов по поводу того, что жизнь коротка не возникает. Ибо, жизнь коротка, наука и искусство безграничны, случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно.